Наша собака

Наталья Мосевич
Он появился в нашей семье как незапланированный ребёнок. В самый казалось бы неблагоприятный момент, вопреки здравому смыслу и всевозможным доводам разумных людей. Появился, - рождённый  любовью. Мы везём его домой в полупустом, грохочущем трамвае. Тёпленькое нежное существо,  доверчиво спит на руках у моего сына.  Это пёсик,  конечно же, пёсик, - маленький спаниель. Вернее тот, из которого должен  вырасти спаниель.

Любовь к животным преследует меня пожизненно и потому, наверное, сочувствую, видя её в  своих детях . С возрастом, стараюсь разумно держать себя в руках и  помочь в том же своим отпрыскам.  Вот и с сыном,   начиналось  с,  казалось бы,  безобидного:  Рыбки,  птички, черепахи, ежик, кошка. Прекрасные наблюдения; обязательная  забота;  всё это очень хорошо, но  не было ДРУЖБЫ,  о которой мы даже не мечтали. Она, как вознаграждение за далёкий путь, обрушилась на нас с появлением собаки.

Некоторые спросят: «А кошки? Они ведь тоже умеют дружить. Это ведь тоже прекрасно?».   К сожалению, этот опыт  у нас был не столь удачным.  Расскажу   только про особу, которая жила у нас в тот самый период.

Под лестницей, нашего пятиэтажного  дома,  окатилось уличная кошка, а  через несколько дней,   горе- мать пропала. Жильцы возмущались, негодовали, призывая дворников  навести порядок, а котята жалобно мяукали, лёжа на тёплой подстилочке, подложенной сердобольными соседями.  Дети действовали более решительно, они разобрали котят и понесли их домой, - сюрприз родителям!
Не миновала и меня  такая  учесть.

Его стоило видеть! Малюсенький, весь искусанный блохами, он мужественно сверкал глазами, и  словно  дикий кот, пугал угрожающе фыркая на  протянутую  к  нему руку.  Надо было что-то делать. Когда его опустили в таз с тёплой водой, кровопийцы, разом отстали от своей жертвы и,... вода стала розовой от крови малыша. Почти в обморочном состоянии, мы соскребали последних  с мордочки котёнка, остальные уже плавали  захлебнувшиеся в мыльной воде.

Потом, он спал  в кресле, укутанный, во что-то тёплое, а мы сидели , призадумавшись над его участью. Забот хватало. Да и коммунальная квартира подразумевала свои порядки.  На деле всё  было  ещё трудней,  чем казалось изначально. Дело в том, что кошка,- а он  была кошкой - оказалась из породы «ДИКИХ».  Раньше я про такое не слышала. Видимо её предки уже несколько поколений жили на улице и постоянная, лютая  борьба за существование сделали своё дело. Животное было недоверчиво агрессивное. Конечно,  новая жизнь "достойной дочери дикой матери" была вполне приличной, и сгладила некоторые черты, но на дружбу рассчитывать не приходилось. Мы смирились, и позволили  ей быть собой. Она долго трясла и брезгливо зализывала  то место на своём теле, которое мы ухитрялись погладить, движимые самыми добрыми чувствами. Но, вообще, она была дисциплинирована и даже позволила любить себя, -  издали. Видимо недоверие к людям очень крепко сидело в голове теперь уже потомка дикой кошки. Животное было удивительно красиво  и  мы по-своему к нему привязались.

  Всё это тоже было одной из причин, почему  нельзя  было брать собаку.  «Со временем,  при успешной учёбе,  когда мы уедем из коммуналки…», -  она была обещана сыну.  Но все доводы в одночасье были разрушены, когда наши  развесёлые соседи принесли щенка.

 «Девочка»- спаниель удивительной красоты.  Стройненькая,  серенькая,  с чёрными канапушечками на  волнистой шерстке.  Просто чудо. В довершение всеобщему ликованию, они сказали: «Там есть ещё щенок- «мальчик»,   хотите адрес»? Два дня сын, приходя со школы, бросал портфель и ничком лежал на постели, отвернувшись к стене. Жизнь больше для него не существовала.  Первая сдалась бабушка.  Она вытащила какие-то накопленные деньги и сказала:  «Поезжайте скорей, пока не поздно. А то, -  я сама поеду».
 

      Мы едем домой и чудо у нас на руках.
Сын, поднимает на меня, полные радости глаза и спрашивает:
-Можно я назову его Тиль?
Он только что закончил чтение книги "Тиль Уленшпигель" и до сих пор находится под обаянием  полюбившегося  героя.
- Ты можешь  назвать так, как тебе хочется, но только это не собачье имя.
-Почему?
-Собаки любят, чтобы была буква - «Р» Например,- «Рекс»,  «Друг» и т.п.
Молчит, потом говорит:
-Ладно, если тебе не нравится, можешь называть его,- «Тильберт!»
«Вот же «хитруля».

Опьяневший  от  свежего   воздуха  щенок, дома, наконец, просыпается.
-Бабушка, куда его положить?
-Зачем же, - положить? Пустите его на пол.
Оказавшись на,  до блеска натёртом полу, (предмет неустанной заботы и гордости моей мамы), -  щенок незамедлительно делает маленькую лужицу и, оглядевшись вокруг начинает плакать, видимо призывая мать.
 «Теперь вы его папа и мама» -  спокойно говорит бабушка, выходя из комнаты.
Возвращается с  соседями, которые несут  очаровашку-сестру.  «Чтобы ему не было страшно», и эти двое, уже весело, делают еще несколько лужиц. Бабушка  смеётся. Значит всё хорошо.

Я забыла рассказать, что когда мы его забирали,  вид пёсика нас   слегка разочаровал. Он не был похож на сестру. Та была, как я уже писала, серенькая с чёрными пятнами и главное пропорционально стройненькая.  А этот -  какой-то увалень. Белый, только два длинных уха чёрные и хвостик тоже чёрный.  От хозяйки не скрылось моё неудовольствие.  Ласково  поглаживая малыша, она сказала: « Это самый лучший щенок из всего выводка.   Самый сильный,умный и очень спокойный  -  никаких проблем... Всем не нравится, как одет. Обидно даже».  И она развела руками.
-Мама, неужели тебе не нравиться? По-моему замечательный!
Замечательный? Он и впрямь оказался замечательный.  Прекрасно целеустремлённо ел,  бурно веселился, а потом сладко спал.
  Конечно, нашим малышам повезло. Обнаружив друг друга,  они были безмерно довольны. Удивительно проявлялся  у Тиля мужской характер. Он был явно сильней сестры, однако  в  решительный момент бесконечного поединка,  он великодушно отдавал ей победу. Она, оказавшись наверху,  визгливо  победоносно лаяла.  И так было всегда, всю его собачью жизнь. Кабели не смели проявлять никакого  панибратства. Зато «девчонки» буквально перепрыгивали через его голову и висли на ушах.   
Рос наш питомец,  как говорится «не по дням, а по часам»,  хорошея с каждым  днём.

    Вот мы уже в охотничьем магазине покупаем ошейник. Какой то мужчина, явно  бывалый охотник, заулыбался и, спросив разрешения,  слегка потянул за ухо. Тиль огрызнулся. «Хороший щенок. Охотники есть?  Для  Дружбы? Понятно.  Жаль, -  замечательный щенок».

Вам интересно как отнеслась к нему наша кошка? Сначала она оказалась на шкафу.  Мы, не дожидаясь обеда, поставили ей молочка. Она  не спускалась, наблюдая за  суетой в комнате. Наш  хороший знакомый, большой знаток домашних животных, успокоил меня, сказав, что ещё не было случая, когда, живущие в одном доме, собака и кошка не подружились. Первые дни она предпочитала находиться на недосягаемой высоте, и  когда, наконец, спустилась – малыш весело бросился к ней, желая поиграть. Она  резко  фыркнула, - он даже упал от неожиданности. Кошка спокойно отвернулась и, потянув задние лапки, пошла пить своё молоко.
Дальше всё  наладилось.    Когда щенок докучал,  Бася   давала ему по морде, не злобно, так, -  для порядка. Иногда он успевал лизнуть "тётю кошку", а она так и оставалась с поднятой лапой, (не успела, одним словом).  Вообще-то она не была  к нему так нетерпима, как к людям.
Алёша, как обещал,  с рвением делал уроки.  Пёс подрос и даже понял, что надо ждать и терпеливо сидел, следя за выражением  лица хозяина.  Когда наступал счастливый момент, они бросались друг к другу и в полном единодушии отправлялись на прогулку.
Однажды рассказывает:
- Знаешь мама, что произошло? Помнишь тех  больших парней из соседнего двора, ну тех,   что  ругаются, ты ещё говорила: «Держись подальше». Они сегодня приходили к нам во двор. И, представляешь, один отделяется от компании и прямо к Тилю. Я даже испугался, и уже приготовился драться, а он взял  щенка  на руки, поцеловал  в нос, а потом засмеялся и говорит: «Прости парень, не удержался», и побежал догонять друзей.

Когда  Тильберт вырос, и мы жили уже в прекрасном районе, около лесопарка, прогулки были нашей общей радостью. Приходишь с работы, одеваешься в, так называемую, «собачью» одежду, (это которая удобная, можно не бояться испачкать),-  и в лес. А уж как он рад!  Идем по дорожкам, он бежит впереди до пересекающихся  тропинок, останавливается и всем своим видом  издалека спрашивает: «Направо?»  или «Налево?». Показываешь рукой или кивком головы и он, радостно подпрыгнув, бежит дальше. Если по дороге опрокинутый ствол дерева, -  опять вопрос: «Сидеть будем?» Иногда садимся. И тут он  демонстрирует, что может быть  сторожевой собакой.  Рычит на желающих занять наше место. Добродушно рычит и по команде послушно замолкает. Правда, по его виду понятно, что хотелось бы ещё погонять посторонних.   
  Несмотря на его полную  дисциплинированность в молодом возрасте (она, я думаю, была от желания показать человеку, что он всё понял и с удовольствием готов выполнить ещё  что-нибудь этокое),  с годами он всё чаще становился ворчлив. С восторгом,  встречая всех наших гостей, он совершенно был не согласен, когда мы их приглашали к столу.  Лежа под креслом,  грустно тихо рычал. Знал, что это нельзя, но  выгнать его было невозможно. Да, если честно, и обижать не хотелось. Алёшка, когда гости уходили, даже пытался ему что-то растолковать, но пёс, был уже счастлив и если бы мог,  тоже объяснил: "Всё хорошо! Любите себе их на здоровье, я тоже люблю, но зачем же кормить? Гав!"

     Он хорошо знал всех наших друзей и знакомых собачников. Помню, видит бегом мчащуюся к нему во весь опор знакомую собачку и начинает оглядываться, ища глазами хозяина. Бежит поздороваться с ним, а потом уж принимается за игры.  « Да чего милый пёс»-  говорит хозяин, и мы дружим все вместе.

  Хочу сказать, что собачники это особые люди. Когда  гуляла  по нашему лесопарку, иногда было  страшновато. Увижу впереди  незнакомую фигуру, а потом уже собаку. Значит,  всё в порядке. Подходишь к любому  и можешь сразу разговаривать, как с хорошим  знакомым.

    Сейчас по прошествии многих лет,  когда  не стало наших  друзей, мы собачники  по-прежнему все здороваемся и большие, ставшие старыми, и дети ставшие взрослыми.
 
Время летит быстро. Казалось, будет вечно школа, а вот уже и старшие классы. Потом новые заботы, - институт. Времени свободного всё меньше. Хорошо, что собачники, поделившись опытом, сказали, что нельзя, чтобы был один хозяин. Вдруг случится уехать, тогда  будет  трагедия.

    Мы все его любим, даже каждый говорит:  «Больше всех люблю Тиля!» Да и как не любить?  Он единственный, кто  встречает без упрёков. Он просто всегда счастлив, очень счастлив видеть.  Своеобразное отношение  у бабушки. Она, когда никто не видит, пытается его немного потренировать: «Ну, что ты, дорогой, все собаки понимают, когда надо правую лапу, когда левую. Ну, постарайся». 
Если  уж он  что-то усваивал,  то  порой, это  доставляло лишние хлопоты. Понял, что после гулянья, надо мыть лапы, а иногда нам самим не хочется. Да и чисто на улице. Говоришь: «Тиль, всё в порядке, иди в комнату, а он упрямо стоит, опустив голову. Вот и попробуй с ним договорись!  Помню, бабушка что-то забыла дома и, вернувшись, хотела быстренько, не переодевая тапочки, пройти на минутку в комнату, - так он стал не пускать каждую её ногу.
-Тиль, прости, я на минутку, ключи забыла.
-Сама же не разрешаешь. Гав!

  Потом  начались  разлуки. Сын уезжает на практику, расцеловав всех на прощание. Мы то знаем, что это на месяц. Как Объяснить? Этого слова, к сожалению, нет в собачьем  словаре. Тиль  просто ждёт. Проходят дни, он не согласен  есть, так чуть-чуть, из уважения  к взрослым, когда те уговаривают. Выбрал место около кладовки,  лежит там, положив морду на передние лапы.
- Что он там, как прилип?
- Вот в чём дело! За дверью  кладовки стоят  спортивные ботинки сына.
 -Ну, тебя Тиль, перестань, мы же тоже скучаем.
 
 Не отвлекается даже на прогулке. Быстро, быстро делает дела, и разворачивается  к  дому.

   Всё, хозяин вернулся!  Счастлив почти до обморочного состояния.
- Мы же тебе говорили. А ты глупый!
 Всем телом напрягается, чувствуя на себе руки друга. Сидит слишком близко, вплотную, будто боится опять потерять это видение.
- Мама не представляешь, как я без него скучал.
-А без нас с бабушкой?
Он смеётся: «Ну, это само собой».


На фотографии:  Тиль с другом Петриком.