EcoMaratona del Chianti - Италия

Леония Берег
Да кто ж в жизни своей хотя бы раз не пил знаменитое Тосканское Кьянти? Пусть то вино было гораздо дешевле Кьянти Классико с черным петухом (Gallo Nero) в красном круге на акцизной марке, но ведь Кьянти!.. Вспомнилось широко известное свидетельство, как жаловалась матери Анна на брата своего Владимира Ульянова-Ленина: Владимир Ильич совсем испортился. Вместо молока пьет кьянти…
Пожалуй – это единственный факт из жизни Ленина, заставивший меня понимающе улыбнуться: ибо и я вместо молока всё больше и больше склонна наливать в бокал… Кьянти.

Итальянское сухое красное вино Кьянти (Chianti) производится преимущественно из винограда сорта Санджовезе. Наиболее ценятся вина с небольшой территории Кьянти Классико (Chianti Classico), расположенной недалеко от города Сиена...
Случайно ли, но в мои уши попала информация, что ежегодно в зоне Chianti Classico устраивается Экологический Марафон. В середине осени бегуны из разных стран мира собираются здесь, чтобы отмотать кроссовками 42 километра и 195 метров по холмам Классико и заодно посмотреть и оценить содержимое знаменитых винных погребов. Честно говоря, я не очень-то понимала, как же совмещаются в марафоне холмы с виноградниками и винные подвалы, а потому уговорила Джузеппе побывать в этом году в Кастельнуово Берарденга (Castelnuovo Berardenga)…

Мы зарегистрировались за три месяца до старта. Приблизительно за месяц до события регистрация прекратилась, так как желающих оказалось гораздо больше, чем мог вместить в себя милый тосканский городок.

На марафоне я сделала для себя потрясающее открытие, - итальянцы любят вкусно поесть в любой обстановке, а потому даже спортивное событие успешно совмещают с гастрономической прогулкой. Итак, за день до старта в марафоне нам предстояло познать, что же такое «Passeggiando per Cantine»… Да, да, девяти километровая пешая прогулка по винным погребам Кьянти традиционно устраиваемая в преддверии марафона. Ой, как же я радовалась, что, как следует, разомну ноги а, заодно, увижу, где и как для нас делается настоящее Кьянти. Несколько лет назад, когда приезжала в Тоскану как турист, наш автобус по пути из Рима  во Флоренцию сделал-таки остановку у дегустационного зала Кьянти. Помещение было набито туристами до предела вместимости, мелькали пластиковые стаканчики на три глоточка вина, разноязыко-цветастая речь не давала представления, кто есть кто, а возможность без раздумий, но по очереди купить бутылочку с черным петухом выглядела нереальной из-за количества желающих это сделать.  Что еще можно успеть за полчаса? Послевкусие разочарования держалось долго: в тот раз мне показалось, что Кьянти Классико - это лишь хитро надуманный тренд до которого падки туристы...

Встали рано. Дорога на машине растянулась на два с половиной часа. В небе - ни облачка, но в предсказанные на день 25-27 градусов тепла не очень верилось: всё-таки вторая половина октября. Однако беговые трусы взяли с собой как дополнение к спортивному костюму и не зря. На площади Маркони (Piazza Marconi) в регистрационном шатре получили по стартовой сумочке рубинового цвета, а в ней кроме программы обнаружился… стеклянный винный бокал.

Солнце согревало и землю и нас столь щедро, что до старта успели вернуться к машине и переодеться в трусы.  Стартовали бодро и весело большой группой  и, преодолев первый километр, увидели старинные винные подвалы и накрытые столы с вином и тосканским хлебом с оливковым маслом. А еще нас поджидали черные гренки (crostino nero) и нечто, нарезанное кружками, напоминающее печеночный паштет.
- Это как фуа-гра?.. – Мне хотелось знать всё-всё.
- Верно, но это вкуснее, чем фуа-гра… Попробуй!..
Я получила от Джузеппе исчерпывающий ответ, которым удовлетворилась в полной мере. Вегетарианка по стилю жизни, в эту прогулку я мужественно решила отведать всё, чем будут угощать. Для меня - лучше познать на собственном опыте, чем не узнать никогда.

На свежем воздухе с воодушевлением подкрепились закусками, ведь выехали из дома с минимальным завтраком, а потому уже проголодались изрядно. Сравнили два вида Кьянти и прогулка продолжилась. Едва преодолели шестьсот метров, как попали на землю красивейшей Виллы Киджи (Villa Chigi). Мы вслушивались в её историю, наши глаза радовались видам окрестностей, наши руки заправляли нас вином, тосканским хлебом с изумительным оливковым маслом местного производства, уверяю вас, оно другое, не то, что продается у нас в бутылках; а также сыром разных возрастов. Лишь обилие сыра молодого и выдержанного на одном столе, ох(!), позволяет открыть для себя их вкусовые различия. Оцениваешь винные букеты и никуда не торопишься. Это как таинство и спешка тут неуместна. Потом каждый вновь укладывает бокал в сумочку на груди и путь продолжается. В этом месте я в полной мере  восхитилась символом прогулки – на нём человечек в трусах шествует по дороге из бокалов с вином. Я не знала в деталях, что можно ждать от прогулки, кроме знаменитого красного вина, а потому с неослабевающим интересом изучала всё, что можно было видеть и трогать, и даже пробовать. Каковы оливки зеленые, вкусны ли? А черные... действительно суховаты в эту осень? А тосканские лимоны? Как у нас в России иль лучше?

Мы неторопливо продвигались вперед среди очередных холмов Кьянти.  Слева и справа взгляд умиротворяли  виноградники. Виноград Санджовезе местные виноделы считают исконно итальянским сортом, культивируемым в этой местности на протяжении тысячелетий.

Преодолев полтора километра, присели к поджидающим нас столам. А тут, вкуснющие итальянские нарезки (affettati tipici) и вино, вино, вино… Кстати сказать, вина региона Кьянти Классико производятся по старинной технологии, которая не меняется сотни лет. Я уже была наполнена как едой, так и вином, а Джузеппе, подметив моё состояние, лукаво посмеивался:
- Скоро «Паппа аль помодоро» (Pappa al pomodoro)! Уже скоро!..
- Но… невозможно столько есть и пить, пить и есть…
- Почему невозможно? Это только начало!..

«Паппа аль помодоро» - первое "бедное" блюдо тосканской кухни и оно горячее, наваристое, ароматное поджидало нас на следующем привале, едва мы преодолели каких-то… двести метров. Крестьянское происхождение первого блюда свидетельствуется его ингредиентами и среди них подсушенный домашний тосканский хлеб без соли, помидоры, зубки чеснока, базилик, масло оливки тосканской, соль и перец. А чеснок, кстати, итальянцы очень уважают!

Я уплетала за обе щеки помидорную тюрю, попивала новый для меня вид Кьянти, с тонким привкусом вишни и, блаженствуя, напевала старую песенку Риты Павоне (Rita Pavone) - "Viva la pappa col pomodoro".
- Ви-ва-ла-па-па-па-кон-по-по-по-модоро!... Ви-ва-ла-па-па-па-ке-ум-каполаворо… (Да здравствует томатный суп, да здравствует шедевр…)
Песенку эту многие из вас знают отменно, в русской версии её с успехом исполнял Андрей Макаревич: «Люблю я макароны, любовью к ним пылаю неземною…»
«Паппа аль помодоро» - не макароны, это факт! И факт, что завтра на марафоне мне не пробежать и метра. Я признавала как первое, так и второе, но не имела уже сил огорчаться даже в малой степени. 

Разговорились с виноделами, они сердечно угощали нас в тот день. Один из них, узнав, что гостья из Петербурга, обрадованно заулыбался и продемонстрировал мне свой телефон, в котором была музыка Прокофьева. Сергей Прокофьев – композитор, на мой слух, сложный, далёкий от Италии, но сейчас он с легкостью совместился в моей голове  с простотой и ясностью аромата земли,  с сиянием октябрьского солнца, с распахнутым сердцем тосканского винодела. Вы не поверите, но после той встречи мне захотелось переслушать всё наследие Прокофьева. 

Метрах в двух от нас на каждой остановке располагался один и тот же бегун в сопровождении семьи. Всякий раз он находился в зоне хорошей слышимости, я отметила, что он мечтает о  встрече с кем-то абсолютно неведомым мне. Доменико произносил слова громко, с чувством и нараспев, устремив глаза в небо:
- Fagioliiii e salsicceeeeeeee…
Ух, - думала я, - как же душевно он молится своему святому!.. Моя наивность была выше блюд итальянской кухни, а зря, ведь марафонец в эти часы жил встречей с фасолью и этакой горячей колбаской. Почему, ну почему, не голодный мужчина мог с такой страстью желать горячую колбаску, мне предстояло понять. «Паппу аль помодоро» и эту самую колбаску разделяли один километр и шестьсот метров холмистого пути.

Кусочек сальсичче… Вкус для меня, не привыкшей к мясу – диковинный. Пристраиваю большую часть колбаски на тарелку Джузеппе. Он - доволен! Слава Богу, на сальсичче «тяжелая» трапеза прогулки закончилась и по итальянской традиции мы перешли к фруктам и сыру.

Кьянти в трио с качё (cacio) – это снова сыр – и свежей грушей ощущается иначе – в нём ярче проявляются фруктовые ноты, а едва уловимый оттенок дуба раскрывается не одной нотой, а созвучием нескольких аккордов. Кстати, Кьянти пьется при комнатной (уличной) температуре (формально - при температуре винного погреба), как и большинство других красных вин.

Но, как бы не сбиться с курса прогулки, а потому, снова в путь вместе со всеми, уже на встречу с дольче (сладкое). Мы вновь на площади Маркони. Поедая типичные сласти земли тосканской, приобретаем как участники марафона для себя и близких Кьянти с 50% скидкой. О блаженство, мы можем купить в бутылках всё то великолепие, что попробовали в течение долгого прогулочного дня из винных погребов вилл и замков зоны Классико.

Прикидывая, сколько же было съедено и выпито, я ужаснулась, приходилось не менее бутылки вина на каждого в сопровождении огромного количества еды. Скажите, реально ли на следующий день осилить сорок два километра? Как оказалось, да, бегуны нетерпеливо разминали ноги, примеряясь к старту весь вечер, и никто не был пьян.

С приглашениями на пробег в городке Прато в апреле 2015 года к нам подошла воодушевленная событиями дня девушка-промоутер.
- Это будет Maratonina Internazionale (полумарафон), а накануне… состоится очень интересная гастрономическая прогулка!..

Какая перспектива! Но пора подвести итог. Действительно факт, за шесть часов мы прошли лишь девять километров, установив личные рекорды на самую низкую скорость передвижения. Однако в этот день нам было незабываемо интересно, весело и вкусно. И теперь я уже знаю, что итальянский марафон – это не только бег в преодолении себя, это еще и сбалансированное наслаждение, когда нет ни километра в тягость.

Сегодня, я отношу себя к тем, для кого Кьянти – гостеприимный символ Тосканы. Знаю из собственного опыта, чтоб увидеть истинное лицо благороднейшего из красных вин не стоит передвигаться на автобусе коммерческой туристической дорогой. Если вы хотите действительно познакомиться с Кьянти, отправляйтесь ка в октябре в Тоскану, в Кастельнуово Берарденга. Прогулка по винным погребам Кьянти станет для вас одним из самых запоминающихся событий жизни. И если вы потом замахнетесь на марафон, он не будет для вас трудным, словно вы всю свою жизнь только и делали, что бегали очень длинные дистанции.