Строфы лет

Борис Роланд
       
 
1
Я иду по земле, как Бог.
И несу ее всю в себе.
Среди всех житейских тревог
Отстается стремленье – к борьбе.
2
Всюду слышу твой голос, Жизнь:
«Будет трудно, братишка, держись!
И пока тебе жить дано,
Права нет опускаться на дно».
3
Меня романтика кружила,
Мечта мне крылья в жизнь дала.
Меня поэзия вспоила –
Хмелея, пил ее до дна.
                4
   Врагам
Плодитесь, родные, множитесь –
Чтоб было кого побеждать.
                5
И я вхожу на эшафот
Не раб уже –
Теперь свободен
От тягот жизни и забот.
                6
Май цветами врывается в мир,
Канонадой взорвавшихся почек.
                7
Ненавижу жизнью довольных:
Всем довольны одни пошляки.
Как бы ни было сердцу больно –
Недовольство с собой волоки.
                8
Какая вам разница, сколько мне лет:
Двадцать три или две тысячи?
Добрый свой не оставил след –
Значит, жил на земле я нищим.
9
Лезут люди в чужие души –
В ы м е р и т ь  все хотят.
Оставляют свои калоши...
Кошка, помнишь своих котят?
10
А видение света все уже –
Лишь полоска дрожит на виду.
То ли небо смотрится в лужи,
То ли сам я по небу иду.
11
Вы видели, как просыпается ребенок?
Вы слышали, как пробуждается заря?
Оттенок между ними очень тонок.
Я знаю. А вы нет? А зря…
12
Качая гордой головой,
Увенченную златом бус,
Подсолнух под собачий вой
С утра приветствует арбуз.
13
Я душу свою не отдам даже Богу.
Ее я рассыплю росой поутру,
Чтоб косы по ней проложили дорогу
К высокому солнцу. Я косы протру.
14
Дождь умер. Я думал ангелы летели –
И двери настежь в синий вечер.
А это падали капели –
Срывал их с крыши пьяный ветер.
15
… еще я увидел осень
в отчаянном листопаде:
стряхивал лес свою проседь,
готовясь к зимней осаде.
16
Когда уйдет Восторженность
Тайными путями,
Запомни: это молодость
Скрылась за годами.
                17
Неизвестность, взлет в мечтах,
Тайны жизни и судьбы,
Вы нужны мне, как рычаг,
Для движенья и борьбы.
                18
Нам боль дана – как истину открыть.
Земли рожденье – это боль природы в вихре бытия.
А человек – как стон в ее извечных муках,
Как крик меж небом и землей.
Во времени рожденный и в пространстве.
                19
У меня был друг Вовка.
Однажды он сказал:
-Воздух пахнет хлебом…
Шла война. В их дом попала бомба.
…А, может, это был великий поэт.
20
На улице продают цветы.
А у меня нет любимой.
Подарю цветы этой женщине –
Быть может, она – мать моей любимой.
21
Горят леса в последней краске лета.
Притихший ветер листья сторожит.
И в небе – синь бездонною планетой
Единственное облачко дрожит.
22
Свое бессилье, боль, позор
Я пронесу сквозь годы муки,
Как горечь тяжкую науки,
Как веку своему укор. 
23
Разорвись мое сердце в дороге,
Разбуди околдованный лес.
В нашей жизни богатство – тревоги
Да звездная шапка небес.
24
И небo тоже бывает соленым –
Когда после тяжелой работы
Поднимаешь разгоряченное лицо
К солнцу.
25
Мне жаль потерянные мысли,
Как вас, напрасные труды.
Мечты, что не достигли выси, -
Зазеленеют как пруды.
26
С годами все мрачней встречаем весны.
Дороже осени задумчивый рассвет.
И понимаем, как далёки звезды –
Их умерший, но все еще идущий свет.
27
Там где-то кружат, кружат пары.
А здесь - снежинка на руке.
Там где-то смех и звук гитары.
А здесь – луны блеск на штыке.
  28
Откуда я знаю тебя? А ты меня?
Разве это важно.
Цени: мы узнали друг друга –
И в моих глазах вспыхнул отблеск
Твоих огней.
                29
Уйти, не зная боль разлук
И вечной тайны превращенья.
Минуя дальний виадук,
У мамы попросить прощенья.

…Мне б вернуться домой
это счастье узнать:
как, поднявшись с зарей,
в кухне возится мать.    
    30
О, заросли тоски!
Угасшие глаза,
В которых тлеет лишь сомненье –
Пред днем нависшим исступленье.
                31
   …и выпадет перо из рук моих.
И голова падет на белую страницу.
Но пусть последний не прольется стих
И сон последний не приснится.
32
И опять, возвращаясь, скитаюсь
Средь знакомых людей и домов.
На день, на ночь стреляюсь, стреляюсь
От погони забот и долгов.
                33
Пахло вечностью утро, дорогой и хлебом.
Плыл за нами восход, восхитительно прост.
В горизонт обрывалось небо
И вытягивалось Волгою в полный рост.
                34
Боже мой!
Этот мир беспредельный
Словом  «МОЙ»
Каждый хочет обнять.
35
Как мы смешны, таинственны и лживы,
Когда вдруг кто-нибудь затронет наши чувства.
Одной лишь страстью движимы и живы:
«Как приспособиться?» – и жизнь уже искусство. 
                36
Я вырастал из заблуждений
И поднимался над тоской
В минуты светлых озарений
Пред миром, волей и судьбой.
  37
Ты подарил мне, Бог, лицо Христа.
И чую я – во мне начало мира.
А истина извечна и проста:
Не сотвори себе кумира. 
  38
Как явится пора признаний
На зыбком поприще любви –
Ты не тревожь воспоминаний,
Освобождения не жди.   
                39
И в шорохе листьев,
Как в шопоте слов,
Я слышу любимое имя твое.
                40
Твое тело закатно пламенело на белом.
Я тянулся к нему медленной рукой.
И робко прикоснулся в тишине
К твоим рукам, в спокойной неге
Журчащим у моих волос. 
                41
За вечность и покой
Я не отдам тот миг,
Когда познал
Всю горечь поцелуя.
  42
Избави Бог судить тебя.
Сама себе ты суд и право.
И ненавидя и любя,
Ты - свой закон, твоя держава.
                43
Ах, этот мир, преступный и пустой…
Холодный, лживый и продажный.
Как гильотина над душой…
Постой – в свою ты душу загляни однажды.
                44
И есть рубеж в любом из нас,
Когда, как Демон, мы прозреем.
Но это позже, не в сей час –
Всю жизнь мы для прозренья зреем. 
      
                45
Я умру. Вы  сравняйте мой прах с землей.
Ни креста, ни гранита не надо.
Пусть трава, что из праха взойдет весной,
Будет камнем, крестом и оградой.
                46
Я столько раз за правду бит.
А правым быть не научился.
И рушится души гранит,
И сердце, как в руке синица, трепещет.
                47
При свете дня есть свет и тень.
Во мраке ночи – тьма ночная.
Звени, красуйся новый день –
И вспыхнет свет, тебя встречая.
48
Вот так…приходишь к мысли вдруг,
Что пройден путь и замкнут круг.
И отпылал закат,
Как стершийся дукат. 
                49
Живу один, как червь в стене.
И страшен день, и зыбок свет.
Зачем? Чего? Кому? Когда?
Как тяжко падает вода из крана на пол –
Навсегда…
                50
Мне уж известен тайный смысл явлений.
И страх долой! Да будет так.
Не явится ни царь, ни Бог, ни гений.
Не сладишь сам – знать, сам дурак.
                51
И собраться. И начать сначала.
Нагим встать – и опять идти
За бегущим днем одичало.
Встретить смерть – пусть один в пути. 
                52               
Живем в системе жестких правил:
Подъем, работа, быт, семья.
Так рок безжалостно заставил
Терять нас собственное «Я».   
                53
В переполненном автобусе встретил знакомого.
- Ну, как живешь? – спросил он через головы пассажиров.
А я смотрел в его постаревшее лицо
И пытался вспомнить, как его зовут.
54
Как бы жизнь не измотала
Все сомнением глуша –
Что мне совесть прошептала,
То и выкричит душа.   
55
Ту музыку жизни приемлю,
В которой под шорох слов
Падают мысли на землю
И вырастают в любовь.
                56
Верую, Господи, верую!
Верой единой живу.
Каждый свой шаг ею меряю,
Зрею твой лик наяву.
57
Беспредельно пространство времен.
То ли быль, то ли явь нас зовет –
Это вечности жесткий закон
Нашу краткую жизнь стережет.
58
Погоди! Моя песня не спета.
Я еще не сдаю рубежи.
Отблеск юности дальнего света
Подступает, как к горлу ножи.
59
Да, ты одна на целом свете
И юность, муза и любовь.
Ты сотворила чудо – дети.
Ты жизнь мне повторила вновь.
60
Угасли чувства, след пропал
И не ищи его напрасно –
Ведь пламя юности погасло,
Когда однажды ты солгал.
                61
Кто истине однажды дал обет –
Последним стуком сердца достучится.
Откроется ее священный свет
И ослепит неверующие лица.
62
Видно время мое отлетело.
Мой исход очевиден и прост:
Не уставшее мертвое тело –
Мою душу снесли на погост.

                63
Не торопи события, мой друг!
Они придут в черед свой, отольются,
Свершат намеченный им круг
И в сердце нашем отзовутся.
64
Уйти, осмыслить жизнь свою
Пришла, нагрянула пора.
Стою  у мрака на краю
И с миром кончилась игра.
                65
Не обманывай года –
Возрождения не будет.
Все, как есть в тебе, пребудет
И исчезнет навсегда
                66
Вечность мы несем в себе:
Всей планеты колыханье,
Каждым атомом дыханья
Отпечаток на судьбе.
       67
Желанье выразить себя
Подспудно в каждом сердце зреет.
И ненавидя и любя,
Сомненьем душу теребя,
Стремимся выразить себя,
Кто, как и в чем сумеет.
       68
Вот так…приходишь к мысли вдруг,
Что пройден путь и замкнут круг –
Твой отпылал закат,
Как стершийся дукат.
        69
Коль не дано своей тропой пробиться,
Пусть босиком, чужую проведи.
И сладкий сон тебе приснится,
И горький сон – а ты иди.
         70
Кто знает, кто знает, что нас ожидает,
Что с нами случается вдруг,
Какая беда над нами витает,
Когда наш замкнется круг.
71
У бардов российских сходная участь:
Веревка на шее или пуля в груди.
Так век беспокойный, их совестью мучась,
Взрывается болью на честном пути.
72
Я средь избранных не значусь…
Но, к сведенью моих врагов,
Всегда увесистую сдачу
Я дать сумею и готов.
73
Вся жизнь – лишь миг.
А в нем надежда
На дружбу и любовь - успех.
Порой случается…
Но прежде –тебя опутывает грех.
74
Уже не верую в приметы.
Осталось мне на склоне дней
Исполнить вещие заветы
Бессмертной совести моей.    
75
Мой век – я тобою исхлестан.
Неужто я пасынок твой,
А ты не отец мне, а крестный,
Случайной дарован судьбой.
76
 Иди дорогою свободной. А.Пушкин
Иду…дороги нет свободной.
Ведет сквозь тьму усталый ум –
Отравлены плоды высоких дум
Под гнетом участи народной.
77
Я не пришелся ко двору.
А Двор диктует норму жизни.
Но я признателен Двору,
Что не пришелся ко двору.
78
Мы, дети случая и тьмы,
Приходим в мир среди чумы
Решать загадку бытия:
Что зло? Добро? Кто ты и я…
        79
На душе от усталости дико.
Долог путь, а идти не хочу.
Я устал до охрипшего крика –
Горький век мой задул свечу.
80
Не торговал я совестью своей
Перед людьми, животными и властью.
И в искусе трагических страстей
За счет других не строил свое счастье.
                81
Кто истине однажды дал обет –
Последним стуком сердца достучится,
Откроется ее священный свет
И ослепит неверующие лица.
82
Терпеть… другого нет пути.
Мой век лишь крохотная малость.
Душа молчи. Уж не уйти.
Мне это ясно осозналось.
                83
Уж так в России повелось
Из века в век – и так поныне:
В ней человек то винт, то гвоздь –
В своей стране, как на чужбине.
     84
И все, чем жил, любил и памятью означил,
И что копил в душе для будущих времен,
Как вышло – не пойму, мой век переиначил:
От мира и людей навечно отлучен.
   85
Зимний вечер. Заснеженный город.
Фонарей околдованный свет.
Мы с тобою вдвоем. И так дорог
На снегу твой отчетливый след.
    86
Не тем был занят весь свой век.
Не тем, чего душа желала.
Он был хороший человек,
Но этого для жизни мало.   
                87
До смерти и от рожденья
У всех единственный путь:
Что сделано – не вернуть,
И нет никому прощенья.
                88
Я прожил срок, не причиняя зла
Ни зверю, ни собрату, ни врагу.
Пусть часто жизнь нелегкая была-
Всех  приглашал к родному очагу.
            89
Пусть проклят век, но для меня он мой.
И новизна таится в каждом жесте.
Он стал моею болью и судьбой.
Мне суждено быть с ним до смерти вместе.
                90
Из века в век идет на брата брат –
И мир людей трещит и стонет.
Извечный совершается обряд:
Борьба за власть, поклон короне.
    91
Так был ли на кресте распят Христос?
Он, приняв муки искупленья
Всех наших скорбных дел и горьких слез,
Пытался божье завершить творенье.
     92
Мне голос был – и я ему поверил.
Отринув устоявшийся уют,
Судьбе навстречу вышиб двери
И в мир вошел, где был владыкой Труд.
     93
Чем больше нам дано желаний,
Надежды светлой и мечты –
Тем более разочарований,
Когда мы жжем свои мосты.
      94
Всего досталось мне с лихвой.
Хлебнул до дна я чашу жизни.
Стою с повинной головой:
Я – вечный раб в своей отчизне.
     95
В полотнах старых мастеров,
От Рафаэля до Ван Гога,
Читаю я сквозь даль веков:
Душа творца общалась с Богом.
     96
А в мире сем в потоке дней,
Где правит нами рок иль случай,
Чем горестнее, тем верней,
Достоин участи ты лучшей.
                97
Близорукость – удел лишь писаки:
Это он, заведенный с утра,
Будет лаять, как все собаки,
За уют и тепло угла.
     98
Так кричи над разбуженным бытом.
Голос правды – наследство векам.
И никто нам поэта не выдаст –
Узнают все Творца по стихам.
     99
Надломилась суровая зрелость.
Годы прожиты – опыта нет.
А высокая песня не спелась:
Все вопросы – и в каждом секрет.
      100
Не заметил, как время летело.
Что считать, мол, шаги, коль в пути!
Нам какое до времени дело!
Оглянулся – а жизнь позади…
     101
Растянуто двоюсь меж высью звезд и дном,
Один тащу запутанные сети…
Как мне раскрыть загадку - тайну об одном:
Я жил, живу, иль буду жить на свете?
      102
Мир рушится, запутавшись во лжи
(безумство накалилось до предела)
И близит роковые рубежи:
Нагрянет миг – душа покинет тело.
       103
Шел за мечтой неведомой тропой
Я в бурях чувств и устремлений,
Готов был жертвовать своей судьбой,
Отвергнув опыт поколений.
        104
Не тем был занят весь свой век,
чего душа его желала.
Он был хороший человек,
Но этого для жизни мало.
        105
Да, Русь – земля талантами богата.
Не оттого ль на жертвы так щедра.
О, сколько их, наследников Сократа,
Судила ты до смертного одра!

                106
Сыны России, верящие свято
В ее Добро, Величье, Красоту,
Шли за нее на жертвы, как солдаты –
Всей жизнью отвергая суету.
          107
До смерти и от рожденья
У всех единственный путь:
Что сделано – не вернуть,
И нет никому прощенья.
108
О, как с тобой живем мы странно
Россия – мать. Любящий сын,
С тобою спорю неустанно,
Но в грозный час – с тобой един.
109
Чтоб прав был ум – для жизни мало.
У сердца высшие права.
110
Природа – храм. Я сам себе природа.
Мы с ней равны: я в ней, она – во мне.
Одна над нами смерть и непогода
И счет времен по солнцу и луне.
111
Удачи нет. Есть труд и случай,
И верность Делу до конца
За чередою дней летучих
В свеченье Божьего лица.
112
А прав ли ты – докажет время:
Творец у вечности в долгу.
Неси достойно свое бремя
И строй свой храм на берегу.
113
И все, что создано мной было,
Прими, как есть, как жизнь прими.
Одним законом сердце жило:
Быть Человеком меж людьми.
                114
Талант – уж тут такое дело:
Он или есть, а нет – так нет.
Не напрягайся до предела,
Не жди у мудрости совет.

Совет…а он такое дело:
Чтоб внять ему – талант имей.
Не то, поступишь, как Отелло.
Ты на посмешище людей.

А люд…такой (о, боже правый!)
Он или нем – иль сразу в крик.
Сгрудившись, ринется оравой
И вырвет грешный твой язык.

Язык…он дан тебе от Бога:
Каков он есть – он лично твой.
У каждого своя дорога.
Живи своею головой.
                115
Придет тот миг – его постигнет каждый.
И всяк поймет: есть кара за грехи,
Не защитит ни  Бог, ни суд присяжных –
Равны и вождь и пахарь от сохи.
       116
Хоть верь не верь – душа бессмертна.
Ты жив иль мертв – тебя твой суд найдет:
Не исчезают в космосе бесследно
Поступок, мысль, презренье иль почет.
       117
Когда мне лира Пушкина звучит
Иль Моцарта пленительные звуки,
Когда Паскаль со мною говорит
На строгом языке науки,
Иль созерцаю краски я Ван Гога –
Я чувствую: душа познала Бога.
         118
Ты не знаешь, что стоило мне
Побороть, позабыть, замолчать,
Думать лишь о тебе, говорить о тебе –
В сердце крик по тебе не унять.
          119
Я затравлен «застойной» эпохой.
Обворован ни хлебом, душой –
Нам швыряли застольные крохи
От истории – правды святой.
          120
Ложь, как штык от убийства, ржавеет.
Правду кровью людской не зальешь.
Правды дух и в неволе живее,
Чем на троне поганая ложь.
                121
В чем грешен я? Я жизнь, как мать любил.
Все, что дала – я все воспеть спешил
Словами дел, делами слов. Я был
С ней связан истиной. Я верой жил.
                122
Поэт – пророк в отечестве своем.
Но глух народ к отеческим пророкам,
Хотя поэт печется об одном:
Спасти их дом от всех земных пороков.
          123
Поэт народу – это дар Богов:
Спасителя дает в крутое время.
Но чужд их гений милых берегов:
Для смертного миг истины, как бремя.
          124
Мы с Духом на крови повенчаны – поверьте.
И нет сильней любви – она залог бессмертья.
В любовь вплелась судьба. Не знающий сомнений,
Дух вечная борьба за жизнь его творений.
                125
И в час полночный честного признанья
(когда один с душой наедине
я правлю путь открытого дознанья)
как горько мне…
       126
Удачи нет. Есть труд и случай.
И верность делу до конца
За чередою дней летучих
В свеченье Божьего лица.
        127
Ты изваял с любовью мой портрет.
Сумел, как Мастер, мне проникнуть в душу.
Прими мой труд – в нем обнажен секрет.
Проверь: оправдан образ иль разрушен.
          128
Наездником в поэзии не слыл.
Но рифму загонял я в ритм стиха,
Стегая сердце нервами удил –
За правдой мчал, не ведая греха.
       129
Природой для жизни рожденный
В век смуты, беды и греха
Восстал я!
Но дух окрыленный
Сгорел в горьких грезах стиха.
        130
Ну что, узнал, мир плох или хорош,
Глотая дебри мудрых книжек?
Мир многолик. Он на такого похож,
Кто в нем свою историю напишет.
        131
Я жизнью этой дорожил.
В ней ад и рай в достатке был.
Познал все на пределе сил.
Но больше жизни смысл любил.
         132
Я буду жить, не покорясь судьбе.
Средь суеты житейского разброда
Я корень жизни отыскал в борьбе:
Не властна смерть, где царствует свобода.
                133
Когда вдохновенье нагрянет –
Удачи божественный миг-
Сжигаю, как Бах на органе,
Души окрыленной родник. 
                134
Клянем судьбу, торопим миг удачи,
Теряя истины опальный свет.
Но, презирая опыт горьких лет,
Бросаемся вновь в жерло тьмы незрячей.
        135
Стихи мои – ни что иное,
Как отраженье в мире «Я».
А голос – чтоб воспеть земное
На партитуре бытия.
     136
Я доброте учился у людей.
А щедрости учился я у солнца.
             137
И стояла такая в ночи тишина,
Что я слышал, как нежен и звонок,
На закруте земли, где всходила луна,
Засмеялся во сне ребенок. 
                138
Да, я не тот. И ты уже не та.
Не надо прошлым обольщаться.
Все пожрала мирская суета.
Настал час истины – прощаться.
                139
На пороге прощальных дней
Горизонт все болееи зыбок.
И все ярче и все ясней
Поле снов из моих ошибок.
                140
Да, имеющий уши, услышит,
Но отзывчивый разум - поймет,
Чем душа обнаженная дышит,
Чем открытое сердце живет.
                141
Нам выпало жить в страшные года -
Удел народа: страх и смута.
Уж так в России  повелось всегда:
У каждого царя найдется свой Малюта. 
                142   
Куда иду? Чего хочу?
Какого жажду откровенья?..
Скольжу по времени лучу
Необъяснимого движенья.   
                143
Чтоб жить в миру, и в мире жизнь была –
Читайте лирику народы.
Поэт зовет, сжигая жизнь дотла,
Учиться у святой природы.
                144
Мне край родной – где прадедов могилы.
За жизнь его отдали кровь.
И отстоять их честь дают мне силы
Надежда, Вера и Любовь.
      145
Тебя ругаю и люблю.
Порой совсем не понимаю.
Но все, кто есть ты, принимаю:
Себя в тебе я узнаю.
                146
И долго желтели березы
В осенние хмурые дни.
В преддверии зимних морозов
Спаси их, Господь! Сохрани!
                147
Поэт не жалован властями.
Но следует властям понять:
Поэт, охваченный страстями,
Их трон способен расшатать.
                148
И пускай я поэтом не был -
не сумел? Не дано было стать?
Но их горькую долю изведал –
позволял свою душу листать.
  149
Сам выбрал путь. Благослови, Господь!
Твою ль, чужую исполняю волю,
Но в муках слов я все пройду исподь,
Пока не выпущу душу на волю.
  150
Тебе открою я секрет:
Старуха-смерть лишь тех тревожит,
Кто верит в быстротечность лет.
А веришь в жизнь – Господь поможет.
                151
Весь мир во мне: его судьбе
Мои созвучны сердце, разум.
Мы лишь сближаемся в борьбе –
Живем и умираем разом.
152
Поэту дан провидческий удел:
Он миссия – посланник Бога.
Когда в сей жизни правит беспредел,
Душа – к спасению дорога.
  153
А первым была музыка, не слово.
В живом цветении лесов и трав
Гармонии наладилась основа
На чистом языке октав.
    154
Из праха сотворенный Божьей волей,
Я - человек, нерукотворный Спас,
Пройду все испытания в неволе.
Нагим пришел – нагим уйду в свой час.
    155
Надежды нет. Мой дух треножит
Неодолимая узда:
Из тьмы небес над спелой рожью
Упала ниц моя звезда.
        156
Увозят чужое счастье
Автобусы и такси.
Мое ж – как самое ненастье 
На куполе у тоски.
157
Однажды испуганной тенью
В мое постучишься окно
И скроешься, как сноведенье…
Поймать мне тебя не дано.
  158
Мельчает мир в тисках непониманья.
Но верный друг не может не простить
Случайну обиду – невнимаенье,
Ошибок горестную нить.
           159
Взорвалось небо вспышкой солнца –
И я, невидящий, прозрел.
Сквозь вихрь туч в безумстве танца
Лик Божий на меня смотрел.   
            160
Не говори мой друг «Прощай!»
Скажи мне просто «До свиданья…» -
В том свете, где и ад и рай,
Нам предстоит еще свиданье.
     161
Из праха сотворенный Божьей волей
Я – человек, нерукотворный Спас,
Пройду все испытания в неволе.
Нагим пришел – нагим уйду в свой час.
                162
А мне не надо маленького счастья.
Я половинить в чувствах не люблю.
Всем сердцем принимаю я участье
В том вихре жизни, что душой ловлю.
      163
Из века в век Поэт клянет свой век,
Душа его не может примириться:
Под гнетом власти стонет человек,
Рожденный Богом. Власть – его убийца.
      164
Не говори: «Мешали сделать…»
Что сделано – тебе дано.
Все остальное - неумелость:
Ты исчерпался, лег на дно.
      165
Все тускло, суетно, тревожно –
Завал несбывшихся надежд.
В ком воля с целью непреложна –
Не осквернит белых одежд.
      166
К богатству чешется ладонь.
Быть может, спорная примета.
Пусть чешется, хоть изливает вонь –
Нас всех устраивает это.
      167
И все чаще мне видится детство:
Клен у дома, калитка, лужок.
Мне от этого некуда деться:
Нож у горла - наш жизненный срок.
     168
Чужой среди своих. И  у меня своя дорога.
А сколько проживу – не в этом суть.
Мне главное: предстать пред ликом Бога
Очеловеченным хотя б чуть-чуть.
      169
Я проклинаю вас, безумные народы,
Хотя и сам я к вам принадлежу.
Все на потребу дьявольской породы
Вы подчинили, как бандит ножу.
      170
От суеты мирской устав,
Давно готов расстаться с миром –
Не по душе его устав:
толпой оболганы кумиры.
      171
Вопрос извечный «Быть или не быть?»
Сам Бог поставил, завершив творенье.
Решал Адам: «Вкусить иль не вкусить?»
И Каин Авеля убил в сомненье.
       172
 И слово было Бог. От Иоанна
Как страшно в руки взять перо –
Убить, как будто, я решился:
Неточность мысли, слова, про…
И совершается убийство.

Писать – класть душу на алтарь,
Явить на свет свой стон и муки.
Поэт не раб и не звонарь –
Он сердцем извлекает звуки.

Начало дела – слово есть.
В нем мысль и план, и жизни действо.
Глагол! – худая иль благая весть –
Он дан от Бога нам в наследство.
    173
Законы заповедей всех
Бог дал на Скрижалях Завета.
Порушь глагол – и тяжкий грех
Падет на душу за наветы.
     174
Научиться прощать –
Величайшее в мире искусство.
Как его мне познать –
На душе так тоскливо и пусто.
      175
О, как с тобой живем мы странно
Россия – мать. Любящий сын,
С тобою спорю неустанно.
Но в грозный час – с тобой един.
       176
Природой для жизни рожденный
В век смуты, беды и греха,
восстал я!Но Дух окрыленный
Сгорел в горьких строчках стиха.
       177
Что молчишь, о, Господь! Дай ответ:
«Тяжкий грех кто с толпы темной снимет?»
Слышу Бога завет:
«Только мертвые сраму не имут…»
      178
Не отвергай того, что было,
И не хули того, что есть.
Худая иль благая весть –
Они твои, и жизнь и сила.
      179
Одиночество полную чашу
Мне Господь повелел испить.
Не кляну. Не прошу. И не плачу.
Суждено – значит этому быть.
      180
Исполнились слова пророчества.
Господь предрек: «Земное – мука.
Тебя погубит одиночество,
А не измена и разлука».
    181
Бывают дни, когда не знаешь сам,
На том ты или этом свете.
Твоя душа летит по небесам,
А тело бренное гниет в кювете.
     182
Оставить родные могилы –
Вот участь народа – изгоя.
О, Боже, спаси и дай силы
Для нового в мире исхода.
              183
Прости, о Шеллинг вдохновенный!
Не смог тебя я дочитать.
Понятен дух твой дерзновенный,
Но… надо ясно излагать.
       184
Ни Бог, ни царь и не герой,
Ни рукотворный Спас –
Простой солдат земли родной
Свою обитель спас.
               185 
Опьяненный лаской твоей,
На коленях готов я стоять.
Но идей моих трогать не смей –
На них вечно буду стоять.      
                186
Не начав жить – уже смотрю назад.
И не пойму: как будто вдруг проснулся.
Промчалась  жизнь, короткая как взгляд…
О, чем ты, мир мой, обернулся?   
  187
И вот полсотни разменял.
Жизнь на закате. А судьба - индейка.
Еще не гаснет идеал,
Но тускл, как стертая копейка.   
                188
Громада города горластого
Грозной горбилась грядой.
Гремела гроза, громом градствуя,
Гидрой грозилась гробовой.   
                189
Как все знакомо в этом мире
Мне говорят мои глаза:
Цветут сады, пьют кровь вампиры
И льется детская слеза.
                190
Идут века. Вновь наступает утро.
Всяк сущее является в свой срок.
В небесном свете перламутра
Знамение начертано: мой рок.
                191
Чтобы песню сложить – надо жить:
По дороге пройти босиком.
Мало звезды любить – надо хлеб свой добыть,
В горле терпкий почувствовать ком.
                192
В тот час, когда тебя попутал бес –
Ты знай: тебя отвергли Боги.
Азарт охоты так уводит в лес –
И ты сбиваешься с дороги.
                193
Не смерть страшна, а прозябанье.
Где жизнью правит беспредел,
А ты остался не у дел,
Надежду захлестнет отчаянье.
                194
Дождливый вечер. В комнате один.
Мой век – как день. Уж сбился я со счета.
Давно ни раб себе, ни господин.
Дожить бы до утра – и вся забота.
                195
На столе под лампы тусклым светом,
Выгорая, рукопись лежит.
Жизнь никак не ладится с сюжетом,
И перо предательски дрожит.
                196
Новый день, а старые заботы:
Взять пилюли, посетить врача,
Не нажить врагов бы до субботы,
В ночь - забыться, мыслями суча.
                197
От порога до ближайшей лавки
Сто шагов лежит передо мной.
Дома нет ни хлеба, ни булавки.
Не дойти… окончен путь земной.   
                198   
И однажды,
В преддверии нового дня,
Останется мир один,
Без меня…

               


                На чужбине
            
        Снова я вдалеке от родимой земли.
Так судьба повелела. Над нею не властен.
Мой корабль устало застыл на мели –
Так греховник молчит пред священным причастьем.

1
Так стало страшно вдруг в груди!
Мужайся, брат, и не грусти…
Но с каждым днем жизнь позади,
А душу не с кем отвести.
2
Нет ни дней, ни ночей… Тускло время
Льется в Лету, где правит Аид.
Я покорно влачу свое бремя
И душа уж давно не болит.   
                3
Растворяюсь в ином измереньи.
Только прошлое в сердце моем
Неразгаданным знамением:
Над повешенным солнцем – мой дом.
                4
Здесь на свободе – как в тюрьме.
В тюрьме я дома – мне свобода,
Пусть там живу в кромешной тьме…
Свобода Духа – есть свобода.
5
Мои друзья печальной чередой
Уходят, покидая путь земной.
И остаюсь я в мире сиротой.
Но лики их бессмертны предо мной.
                6
Ты прости мне страна, мир приюта,
За тобой никакой вины нет.
Очень горькой бывает минута,
Когда родины гаснет вдруг свет.
7
Разнесло нас по норам и странам.
Ищет старость покой для души.
И теперь я слыву иностранным –
Жизнь влачу на чужие шиши. 
8
Судьба решит – она дана от Бога.
Не властно изменить ее ничто.
Намечена для каждого дорога…
И рвется крик души: «За что?! За что?
9
Уехать из своей страны –
На это как я мог решиться…
Мы с ней судьбой обручены,
Пусть жил я в ней, как в клетке птица.
10
Земля у нас на всех одна.
Мы родину не выбираем.
Она однажды нам дана –
Ее зовем мы Отчим краем.
11
Пусть одет и обут я,как надо,
Водки, chickena жри-не хочу.
В горле ком застревает ядом –
За исход смутой сердца плачу.
12
Стою, курю один в тиши.
Струится в небо сигаретный дым.
За ним взмывает крик души –
И, кажется, мы вместе с ним летим.
13
На исходе трагических лет,
Где решается жизнь человека,
Понял я - оправдания нет:
«Не боролся – преступник века».
14
А денег нет – ограбила страна,
Которой честно отдал ум и силу.
Хохочет надо мною сатана
И роет мне, бездомному, могилу.
15
Всю жизнь я цели подчинялся.
Однажды изменил себе
(я предпочел покой борьбе) –
и век со мною рассчитался.   
16
О, как пугает час заката!
Но не ищу причин в судьбе.
Явилась горькая расплата:
Я сам себя убил в себе.
                17
А судьба обернулась, как дышло:
Я уехал, оставил свой край…
Знать за грех эта кара мне вышла –
Я распят… Господь вам помогай.   
18
Живя в стране  «непуганых идиотов»,
Навек отстал от века своего.
И сколько б ни прибавил оборотов –
За жизнь мою мне не догнать его.
19
Я родился, как Бог повелел:
Принял облик, судьбу человека.
В бытие – суете слов и дел
Был заложником нашего века.
20
Свой мир твою,как создал Бог:
В нем человек с Природой слился –
И ангел перед ним явился
И душу от греха сберег.
21
Чем больше я живу среди людей
(их ненавидя и любя) –
тем более  чураюсь их идей.
И глубже ухожу в себя.
22
Когда ты  был –
Ты стоил то, что стоил.
Когда тебя нет –
Ты стоишь то, что оставил после себя.
23
Отупевшего мозга тягучий нарыв,
Рябь в глазах и дрожание рук,
Угасание памяти – грозный наплыв
Замыкает наш жизненный круг.
24
Не дожил век и не доел –
Лелеял честь свою.
А вышло? Всем один удел.
Господь, благодарю.
25
Двуликий Янус – образ человека.
В нем тень и свет, в нем радость и беда.
Таким пребудет до скончанья века,
И нет в нем покаянья никогда.
        26
Тем ностальгию не понять,
Прикован кто, как раб, к границам.
Грешно мне на судьбу пенять…
Но как завидую я птицам.      
                27
Как величаво слов убранство!
Наука это или бред? –
Во век не разгадать секрет:
Слова приходят из пространства.   
       28
К чему мудреные слова
И необычный рифмы шорох?
Ведь жизнь, по сути, не нова,
Несбыточных желаний ворох. 
29
А ты обязан сам понять,
Что слово есть твое для мира.
И надо жизнь нагой принять –
Не сотвори себе кумира.
30
Жизнь каждому из нас дается, как награда.
В ней прошлые века и будущего зов.
А мы – живая связь. Высокая отрада:
Мы – космоса душа и смысл его основ.
31
Пускай, оторван я от мира –
Не плачу по своей судьбе.
Когда со мною моя лира –
Я мир свой сам несу в себе.
32
Какое главное отличье
Меж мудрецом и дураком?
Кто мудр  - вникает в суть обличья.
А дурень – машет кулаком.
33
И там, на дне души пучины,
Средь залежей моих грехов
Я бед своих узнал причины:
Достоин раб своих оков.
34
Настало время жизнь свою дожить.
Мне не понять, что это значит.
Но отчего душа дрожит
И сердце по ночам так плачет?   
35
Но почему я должен умереть,
Когда я жизни научился?
О, Бог мой! Буду твое имя петь
За то, что в мире я случился!
36
День отошел. А я еще живу.
И чуду этому не верю,
Что созерцаю мир сей наяву
И в дом свой открываю двери.
37
Здесь все мое. В себе несу весь мир.
Его тревоги и восторги.
Я Богом призван был на жизни пир –
И не веду со смертью торги.
38
Не дано мне до сердца пробиться
Ни детей, ни жены, ни друзей.
Видно я – непутевая птица
И мне место одно лишь – музей.
39
А этой ночью я нашел звезду свою.
Средь мириады звезд она во тьме горела,
Как будто двери в рай открылись на краю
Меж небом и землей. Душа моя запела.      
40
Как купол, небосвод качнулся надо мной.
И мириады звезд капелями стекали -
их звуки словно вечной тишиною стали.
И освещалась тьма одной моей звездой.   
41
Я давно никого не учу,
Ни детей, ни жену, ни внуков.
Своей собственной жизнью плачу
За уроки чужой науки.
42
Проложил средь людей я свой путь.
Жизнь во мне, смерть всегда на краю.
Не дано от нее ускользнуть.
Сам на сам свою песню пою.
43
Не дай мне Бог до этих дней дожить,
Когда впаду в маразм, как в детство.
И кто-то будет мне служить,
Чтоб получить мое наследство.
                44
Изведав много – смысла не узнал.
Но верю в истину простую:
Живой – покуда в сердце есть накал
И день не прожит вхолостую.
45
Мой символ мира: жить, а не коптеть,
И никому не быть обузой
С открытым сердцем призываю смерть –
Мою спасительную музу.
46
Проснулся. Встал. Прошлепал босиком к окну.
Прохладный пол спугнул остатки сна.
Открыл окно. Вдохнул – и с радостью в плену
У запаха сирени… Да – весна!
  47
Ликует женщина. Гласит инстинкт ее:
Весна ей во владение дана
Продолжить жизнь, озвучив мира бытиё
Младенца криком. Царствует она.
  48
Полет души – вот жизни ценность,
Когда, презревши суету,
Впадаешь в сладостную грешность
У страсти быть на поводу.
                49
Да, не корыстен я в победах –
И грех мне на судьбу пенять.
Знать, сам повинен в своих бедах –
Достойно надо смерть принять.
50
Январь. Распустились розы.
Как пышно они цветут.
Просится рифма «березы» -
Но здесь они не растут.
51
Казалось мне: сам строю судьбу свою вперед.
Откуда ж эта комбинация-
Я оказался в эмиграции.
Судьбу не выбирают. Она тебя ведет.
52
Даунтаун в рекламах шумит предо мной,
Снуют беспрерывно машины,
Доносятся звуки речи чужой…
Как горестно веет чужбиной.
53
И все чаще приходят во сне
Те, которых давно позабыл.
Просыпаюсь. Зову. На луне
Лик оживший с укором застыл.
54
И вижу я во сне, кого уж нет в живых.
Они, как боль моя, приходят сами,
И говорят со мною о делах земных…
И воскресает быль под их словами. 
55
Пока моя песня не спета,
Между раем и адом душа,
Меж правдой и ложью – вендетта.
А в кармане – опять ни шиша.
56
Я не веду давно дневник.
Стекает жизнь, как капли с пальцев.
И к этому давно привык,
Как Монна к толпам иностранцев.
57
Природа мучилась три дня.
Гроза ударила мгновенно –
И надо мной проникновенно
Святая музыка дождя.
58
Как горько было осознать,
Что все, написанное мною,
(и сердцу было в благодать!) –
чужое в мире под луною.
59
Все, что случается со мной,
Теперь спокойно принимаю:
Грязь – к ноябрю, цветенье – к маю.
Ничто не вечно под луной.
60
О, как бессильна моя лира!
Пускай я умер и воскрес –
Не разгадать мне тайны мира
Под синей вечностью небес.
61
У жизни есть одна дорога:
Учись и пролагай свой путь,
Чтобы предстать пред ликом Бога
как человек – и в этом суть.
62
Я загнан в смерть. И нет спасенья.
Цена разлуки – океан.
Там жизнь была. Здесь только тленье.
И все иллюзии – обман.   
63
Зачем себя надеждой тешу:
Терплю и продолжаю жить?
Мой век прошел. Я жизнью грешен.
К чему над кущей ворожить.      
64
А истина всегда проста –
Как солнце, воздух и вода. 
                65
В накатах волн дыханье океана.
В них слышится извечная тоска.
Я, как и он, одна сплошная рана:
В чужой земле у берега в тисках. 
66
Читаю я до слепоты в глазах,
И пью премудрость чуждых мыслей.
И вдруг невольный сковывает страх
Пред абсурдностью их смысла.
67
Летишь, куда душа зовет.
Поешь, себе пророча долю.
Стремишься к цели... недолет –
И жизнь кончается в неволе.
68
В дороге лишь тайну откроешь:
Стоит случиться беде -
Познаешь и сам чего стоишь...
Правда – круги на воде.
69
Я отдаюсь судьбе, как даме.
Когда мы с ней, я до конца
Свершаю долг в любовной драме –
И пожинаю плод отца.
                70
Не так уж страшен черт,
Как мы его малюем.
Страшнее бывший друг
С иудопоцелуем.
71
Я жизни честно отслужил
(тут ни прибудет, ни убудет).
Вам оставляю все, чем жил...
Душа уже болеть не будет.
72
Опускался вглубь добра и зла –
Чашу жизни до конца испить.
После смерти нас накроет мгла -
Я хочу не доживать, а жить.
73
Я достиг библейской высоты –
Время встречи с вечностью и тайной...
74
Устал я жить. Года свое берут.
Но новый день звенит в мое окно.
Пророчит он любовь, надежду, труд –
И верю я, что жить мне суждено.
75
Такая, знать, моя судьба –
На старости сойти с ума.
За всё в миру расплата есть:
Победа, пораженье, месть.
Прими достойно свою смерть –
Вершина жизни: совесть, честь.
76
Проходят дни. Не вижу перемен.
Лишь тело бренное ворчит и стонет.
Все верно, друг. За чередой измен
Уходит поезд – стынешь на перроне.
77
Пусть молчание длится бескрайностью дней,
Крушит сердце и рушит безумною болью –
Только знать бы одно: у родных и друзей
Жизнь течет, наполняясь добром и любовью.
78
Пахарь пашню заутрене пашет,
В кузне тяжкий чадит перезвон.
А в тиши императорских башен
Новый вождь пишет новый закон.
                79
Пылай треножник нетленный:
Вера, Надежда, Любовь.
80
Нам кажется, что стали мы умней,
Познавши Зла и Доброты причину.
Пророки мы! Смеясь в душе над ней,
Пытаемся найти все середину.
81
Ах, этот мир, преступный и пустой,
Холодный, лживый и продажный,
Как гильотина над душой. Постой!
В свою ты душу загляни однажды.
82
Истоки дней, мне вашу сложность
Не разгадать и не понять –
Так вьюг просыпанную снежность
Зиме уж не дано поднять.
83
Лобзанье ветра. Запах хвои.
Луны рожденье. Тишина.
И пред таинственным покоем
Замрет душа одним одна.
84
И есть рубеж в любом из нас,
Когда, как Демон, мы прозреем.
Но это позже, не в сей час –
Всю жизнь мы для прозренья зреем.
85
Мне уж известен тайный смысл явлений.
И страх долой! Да будет так.
Не явится ни царь, ни Бог, ни гений.
Не сладишь сам – знать сам дурак.
86
Видно, время мое отлетело.
Мой исход очевиден и прост:
Не уставшее мертвое тело –
Мою душу свезли на погост.
                87
Вечность мы несем в себе.
Всей планеты колыханье
Каждым атомом дыханья
Отпечаток на судьбе.
                88
И все, что создано мной было,
Прими как есть, как Жизнь прими.
Одним законом сердце жило:
Быть человеком меж людьми.
89
Не говори, мой друг: «Прощай!»
Скажи мне просто: «До свиданья».
В том мире, где и Ад и Рай,
Нам предстоит еще свиданье.
90
Как много в жизни я забыл:
Дела, грехи, друзей.
Одно мне не дадут – есть! Был! –
Забыть, что я еврей.
И эта память навсегда:
Изгой я, пилигрим.
А мне какая в том беда –
Стоит Иерусалим!
                91       
Я мчал по жизни, в жизнь влюбленный.
И радостно ее воспел
Своей душою окрыленной,
Но до звезды не долетел.
                92
«Ни дня без строчки, жизни без любви» -
Я дал святую клятву Богу.
Сдержал ее, не осквернив крови:
Прощал грехи врагу, как  другу.
93
А в чем грех мой? Никто так не знает.
Хоть при жизни клеймен был виной.
Завещаю: пусть дух мой витает
К вам пронизан любовью земной.
94
И все, что прожито мной было,
Живет во мне, как сердца стук.
Душа ничто не позабыла –
Знать не замкнулся жизни круг.
95
Святые истины познал
Я в муках тайны одиночества –
Свершилось Божие пророчество:
Судьба – мой посох, пьедестал.
96
Не вел я счет победам, бедам,
И не смотрел в чужой карман.
Делился с нищими обедом,
И людям я прощал обман.
97
Не утруждал себя богатством.
Одну лишь роскошь я ценил:
Друзей несломленное братство,
И землю, где я жил, любил.
98
Край родной, и друзей и горе –
Все ношу я в душе своей.
Где бы ни был, на суше, на море.
Чем я дальше от них – тем больней.
99
Паденья были – поднимался сам.
Умел прощать врагу, как другу.
Свободный Дух летит по небесам,
Свершая жизнь по Божью кругу.
                100
В час подведения итогов
Дух выдаст холодно расчет:
Как много в жизни взял порогов –
Туда судьба твоя течет.
                101
Мой разум гаснет, как закат,
И память покрывают тени.
А дух над бездною распят,
В которой мчит поток видений…
                102
Пройти по улицам твоим
Мечталось мне, Иерусалим.
И вот бреду, как бедуин…
Я восхищен – хотя один.
                103
Мой век отошел – так диктует мне разум.
Но нет с ним согласья в порывах души.
Повязан я с миром меж адом и раем –
И в том смысл жизни: иди и дыши.
                111
Звезда горит на горизонте.
Казалось вот – рукой достать.
Но руки умывает Понтий…