Айдырля

Лев Руж
Маленького меня родители возили к бабушкам Аням, на лето, в Айдырлю.
Одна бабуля жила в бараке, у другой был домик и хозяйство. Обе рано овдовели. У одной муж на фронте пропал без вести, у другой умер от рака.  Машинистом был. Я дедушку помню, видел перед операцией. Мне было четыре года.

Ночевал я у обеих бабушек, по очереди, чтобы не обидеть.
У второй было интереснее: там корова с телёнком, собачка, кот, куры… Телёнка я сначала боялся.

Баба Аня почему-то всегда стремилась накормить меня куриной лапшой. Намечала курицу с каким-то ей одной ведомым дефектом:
- Вот эту лови.
Я бегал, загонял бедную курочку в угол. Бабуля осторожно брала её на руки, гладила, успокаивала:
- Не бойся, сейчас мы тебя тихонечко зарубим…- и несла курицу к сараю,  к плахе с ржавым топором.
Я убегал в избу.
Суп из курицы был невкусный. На курице была толстая кожа с пупырышками. Лапы с когтями. Плавал лук. Лук я тоже не любил.

Раза  два бабушка надевала на меня зимнюю шапку, завязывала тесёмки и я лез с чашкой в подпол, собирать куриные яйца, которые смышленые курицы несли подальше от хозяйки, под крыльцом и верандой.
Зачем шапку? Чтобы голову не разбить о балки.

Молоко парное я тоже не любил. Бабушка остужала его в крынке и утром выдавала за сливки.

Сливки делали на сепараторе, а масло в маслобойке, я крутил ручку. Масло было мягким. Его опускали в ведре, на длинной верёвке, в холодный колодец.

Другая бабушка работала на ж/д стрелочницей.
Она часто водила меня на станцию. Там продавали вкусный морс с сиропом по три копейки. Можно с двойным – за 6 коп. Один мальчик пил с четверным. Женщина в белом фартуке  наливала ему пол стакана сиропа и пшикала водой с газом.

На вокзале продавали вафельный трубочки с кремом. Кусать надо было осторожно: крем вылазил с другой стороны.

Очень интересно было в депо. Там стояли старые паровозы, краны, ржавые механизмы. И много жило голубей под крышей.

Вечером люди ходили в кино на индийские цветные двухсерийные фильмы.
Помню чай из самовара.
Вся деревня вязала платки и паутинки. Детей, у них глаза зоркие, заставляли перебирать пух: выбирали остевой волос, тонкими пальчиками.
Летом плескались в речке. Встречали скотину из выпаса. Всё на велосипедах. Ездили в магазин за хлебом. Хлеба брали по 6-8 кирпичей. Зачем столько?
Скотину кормили.
Зимой прыгали с сарая в сугробы. Катались с горы на санках.
 Хорошо было в деревне.

Где-то теперь деревенские бабушки?..