Роль русской культуры

Аркадий Костерин
   Недавно я прочитал статью либеральной журналистки Юлии Латыниной, которая называется: «Если мы не Запад, то кто же мы?» (1).
   Она пишет:
«Что же такое эта особая «русская культура»?
Русская культура, бесспорно, существует, и она дала миру великие образцы музыки, поэзии и литературы.
Проблема заключается в том, что русская культура стала великой, когда Россия стала Европой.
Чайковский родился не из балалайки, и Пушкин родился из Царскосельского Лицея, а не из сказок Арины Родионовны. Если бы культурный багаж Пушкина состоял из сказок Арины Родионовны, то его, Пушкина, не было бы. Собственно, его не было бы вообще, потому что не было бы его предка — арапа Петра Великого.
Русская культура стала великой, когда вся она — и русская наука, и русская литература, и русские музыка и живопись, от Ломоносова до Ландау, от Пушкина до Толстого, от Брюллова до Мусоргского, — стала частью западной культуры.
Более того: если бы Петр I не сделал Россию частью европейского мира, то не было бы не только Толстого—Тургенева. Не было бы и столь любимой нашими патриотами Российской империи. Ее бы просто не существовало...»

Вот что я бы ответил на это:

   Мне очень многое не нравится в современной России, но я ощущаю себя частью русской цивилизации. Причём, за границей, в Нюрнберге, это ощущение культурной, ментальной и религиозной самоидентификации проявляется более отчётливо, чем на родине. Как говорится: «Большое видится издалека». Однако, для меня, признание русской цивилизации вовсе не означает отрицания одного из важнейших её источников — европейской культуры. Точно так же, я не отрицаю и других её корней: славянских, византийских, татарских, угро-финских и прочих. Русская цивилизация комплиментарна по отношению к другим культурам и это тоже важный аспект её самобытности...

   Чтобы не быть голословным, приведу пример иконописи. Никто, наверное, не будет отрицать, что русские иконы имеют в своём истоке византийскую иконопись. Но, самобытно развиваясь, русская иконописная школа стала явлением совершенно уникальным, неповторимым и несомненно значимым для мировой культуры. И таких примеров много. Например, русский авангард прекрасно востребован в Европе именно, благодаря своей оригинальной и яркой духовной наполненности. Исследователи говорят о том, что он формулирует некие новые принципы культуры. Но, вообще-то, эти культурные процессы имеют, по-моему, более обобщённый и важный для цивилизационной картины смысл — создание новой парадигмы существования человечества. Вот так, ни много, ни мало!

   Почему же мы можем назвать русскую культуру не только самобытной, но и созидающей одну из парадигм развития человечества? Почему, вообще, мы вправе говорить не только о русской культуре, но и о русской цивилизации? Мне представляется очень убедительным ответ, на этот вопрос, который даётся в плане историософии монографией современного философа Виктора Аксючица «Миссия России». (2) В плане же философском и культурологическом, я бы предложил для определения функции русской культуры использовать понятие "кенотип", созданное другим выдающимся русским философом, Михаилом Эпштейном.

   Михаил Эпштейн противопоставляет архетипы (принципы человеческого мировосприятия, запечатленные в коллективном бессознательном человечества), вновь открываемым формам и принципам миропонимания, которые он называет «кенотипы». Для доказательства, он показывает на примерах, что произведения культуры и науки ХХ века открывают новые принципы миропонимания, неведомые прежде человечеству. По-моему, понятие «кенотип» не противоречит понятию «архетип», а расширяет его. Оно отражает проективный аспект архетипов. Как я полагаю, все возможные архетипы были созданы Господом в акте Творения, но открываем мы их для себя постепенно, по мере духовного развития человечества. И на современном этапе истории именно Россия играет важную роль в этом процессе. Имеется в виду, что она создаёт альтернативу перспективного миропонимания будущего человечества.

   По-моему, русская цивилизация, если последовательно рассмотреть её достижения в культурно-историческом аспекте, как раз и является колыбелью новой мировой парадигмы. Она успешно генерирует, то есть открывает, новые архетипы миропонимания. При этом она не является самодовлеющей, замкнутой цивилизацией, какие мы видели прежде в истории, например, цивилизации Китая, Рима, или американо-атлантическая. Эти, прежние цивилизации были основаны на однолинейном восприятии бытия. Каждая из них формировала свою парадигму мировосприятия и всеми средствами утверждала её, стремясь превратить в доминирующую. Эту историческую практику я называю «деструктивным выбором реальности», потому что при этом становлении нового разрушались или вытеснялись прежние формы бытия.

   Русская цивилизация принципиально отличается от предыдущих. Она комплиментарна по отношению к парадигмам окружающего мира, её парадигма является охватывающей и, обобщающей все другие миропонимания. Я бы сказал, что, по сути, это многомировая парадигма. Имеется в виду рассмотрение каждой цивилизационной линии бытия, как отдельной реальности, как цельного и самобытного мира. Многомировая цивилизация существует пока что как эскизный «русский проект», ещё не оформленный и, во многом, несовершенный. Но уже сейчас можно предсказать главные её черты. — Это цивилизация нового типа, позволяющая созидать новое, не разрушая старого, вырабатывать новую самобытность совместного МНОГОМИРОВОГО бытия.  То есть, речь идёт об оптимизации путей развития человечества, переходе от «деструктивного» выбора общечеловеческой реальности к «конструктивному» выбору*.
 
   Итак, возвращаясь к исходному вопросу о русской культуре, я бы сказал, что русская культура  не только существует, но она насущно востребована, ввиду того, что она формирует новые принципы существования человечества. Эти новые принципы могут стать основой общего выживания, ввиду наступившей кризисной фазы в развитии человечества. Кризис катастрофичности, то есть, кризис окружающей среды сопряжён с катастрофическим упадком духовности в обществе. Случайно ли это? По моему, всё это лежит в русле Промысла Божьего, как и сказано в Евангелии. Современная эпоха характеризуется разрушением традиционных ценностей, упадком всех мировых конфессий, диктатом низкопробной потребительской массовой культуры**. Можно, пожалуй, эту фазу определить и как «последние времена», хотя, по-моему, Бог всегда даёт нам шанс спасения. Убеждён, что в МНОГОМИРИИ несомненно существует и спасительный вариант выбора реальности.

   В этом контексте, я отвожу русской культуре роль генератора спасительных для человечества проективных архетипов, утверждающих многомировую парадигму мышления. Мне уже доводилось конспективно писать о «Русском мире», как многомировой идеологеме (5). Эта идея была воспринята скептически критиками, которые воочию наблюдают российскую действительность. Моё видение представляется им розовыми мечтами оторванного от жизни романтика. Прошу, однако, понять меня правильно. Я не закрываю глаза на безобразие российской жизни, с этого я начал свою статью. Но мыслю я в категориях МНОГОМИРИЯ. Среди бесчисленных духовных образов России есть и такой, о котором я здесь сейчас пишу. На мой взгляд, это «правильная», провиденциальная реальность. Это та проективная идея, которая поможет вытащить всё остальное. И я приложу к выбору этой реальности все силы, которые даст мне Господь. Мой призыв ко всем — ВЫБИРАЙТЕ ПРАВИЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ!

 
Список использованных источников.

1. Ю. Латынина. Если мы не Запад, то кто же мы? http://www.novayagazeta.ru/arts/65180.html.
2. Виктор Аксючиц. Миссия России.
3. Михаил Эпштейн. Архетип и кенотип. http://www.emory.edu/INTELNET/es_kenotype.html)
4. А. Костерин. Снова о путях возрастания человечества.  http://www.proza.ru/2012/08/04/906
5. А. Костерин. Русский мир, как многомировая идеологема. http://www.proza.ru/2014/11/12/1188

*) Представления о конструктивном и деструктивном выборе реальности содержатся в моей работе (4), а также в других работах. Там говорится о том, что общим условием улучшения духовного выбора человечества для меня является переход к многомировой парадигме.

**) То что европейская культура остро нуждается сейчас в подлинной духовной наполненности, подтверждает шумный триумф чудовищно пошлой Кончиты Вурст.


Ноябрь 2014.