М. Ю. Лермонтов о поэте и поэзии

Сергей Путилин
                Поэт в России — больше чем поэт.
                Е.А.Евтушенко


     Известность пришла к Лермонтову со стихотворением «Смерть Поэта»,  посвященным событию, которое всколыхнуло всю страну, — гибели А.С.Пушкина. Однако ни в названии, ни в тексте имя Пушкина не упоминается. Почему?

     Очевидно, что любой грамотный  русский человек, увидев переписанное от руки лермонтовское стихотворение, сразу понимал, о ком и о чём в нём идёт речь. Думаю, что Лермонтов, дав стихотворению обобщённое название, хотел показать, какой непримиримый антагонизм существует между светским обществом и неординарной творческой личностью.

     Судьба поэта, по своему рождению принадлежащего к светскому обществу, трагична, а само светское общество преступно: оно обрекает поэтов на гибель.

     Лермонтов не мог не знать, что между Дантесом и  светскими кругами существовала явная связь, поэтому он винит как человека, убившего Пушкина на дуэли, так и тайных убийц, которые «злобно гнали его свободный , смелый дар», для которых трагедия его жизни была «потехой»,  поводом для пересудов и сплетен.   

     Стихотворение «Смерть поэта» - это скорбная элегия,  но много в нём черт  сатиры. Гнев автора находит воплощение в резких, обличительных стихах:

          А вы, надменные потомки,
     Известной подлостью прославленных отцов,
     Пятою рабскою поправшие обломки
     Игрою счастия обиженных родов!
     Вы, жадною толпой стоящие у трона,
     Свободы, Гения и Славы палачи!
          Таитесь вы под сению закона,
          Пред вами суд и правда — всё молчи!..

     Поэт погиб потому, что «Восстал он против мнений света, Один, как прежде...»      Таков его удел — не растворяться в толпе, противостоять ей, отстаивать свои взгляды и, если необходимо, указывать людям на их заблуждения.

     Лермонтов восхищён мятежностью поэта и с горечью осознаёт напрасность этого одинокого бунта. Ведь большой свет неисправим и надёжно защищён от мятежа  ложью, низостью, равнодушием.

     Сам поэт должен чувствовать, что для него столкновение со светом смертельно, что равнодушная толпа никогда не поймёт и не примет его, а, наоборот, постарается поработить и, если это не получится, то уничтожит — презрением, клеветой или выстрелом.

     Для светского общества более понятен и близок Дантес, который «На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока...» В Пушкине же большинство предпочитало видеть небогатого помещика, немолодого камер-юнкера (а значит - неудачника) и мужа красивейшей женщины Петербурга. Оценить  дар великого поэта, увидеть в нём славу и гордость России светской черни было просто не дано в силу умственной и духовной ограниченности.

     Лермонтов говорит, что приговор убийцам Пушкина будет вынесен Богом. Я думаю, что этот приговор уже вынесла история: имена гонителей Поэта давно забыты (известны только узкому кругу специалистов), а время, когда жил и творил великий Поэт, называется пушкинской эпохой.

    

     От понимания поэта как одинокого избранника через смерть Пушкина Лермонтов приходит к изображению поэта как «глашатая истин вековых», пророка. Об этом  его стихотворение «Поэт».

     Роль поэта в жизни страны, народа Лермонтов оценивает очень высоко и сожалеет о том,  что современный поэт «своё утратил назначенье», разменялся на мелкие темы, стал кумиром пустой и праздной толпы.

     Наверное, самым значительным стихотворением из посвящённых теме поэта и поэзии является «Пророк».
 
     В плане содержания оно является как бы продолжением «Пророка» пушкинского, однако по настроению прямо ему противоположно. Если герой Пушкина, пройдя через тяжёлые испытания,  через нестерпимую боль, полон надежды  служить добру и людям, то лермонтовский пророк уже давно понял, что его дар приносит ему только несчастья, потому что толпе не нужна правда, её «тешат блёстки да обманы».

     Библейские мотивы присутствовали в теме поэта и поэзии и до Лермонтова, но в его стихотворениях они получают трагическое звучание.

     Как истинный пророк, поэт не испытывает зла к людям, он живёт духовной жизнью, увы, недоступной подавляющему большинству, которое замечает только, «Как он угрюм, и худ, и бледен!», « как он наг и беден», и презирает его за это.

     Как же низко пал мир, если даже старцы не узнают своего пророка, если его убогий вид вызывает у них только «самолюбивую улыбку». Этой улыбкой они как бы говорят: «Будь как все, не задумывайся глубоко о жизни — и будешь счастлив».

     Но счастье героя стихотворения в другом:

          Завет предвечного храня,
          Мне тварь покорна вся земная;
          И звёзды слушают меня,
          Лучами радостно играя.

     Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Лермонтова. Но если в юности она решается как противопоставление непонятого героя пустой толпе, то в более позднем творчестве вырастает до подлинной трагедии. Пророка не просто гонят, его хотят убить:

          В меня все ближние мои
          Бросали бешено каменья.

     Но поэта не пугает такая судьба: это его предназначение, жребий, вручённый ему Богом, и другой судьбы он не желает.