Снисходительность и педантизм

Эли Лапид 67
СНИСХОДИТЕЛЬНОСТЬ И ПЕДАНТИЗМ

Не секрет, что в иудаизме есть множество определений праведника, среднего и грешника. Отражая многомерность мира, наше Учение показывает, что тот, кто с одной системе координат является абсолютным праведником, в другой - предстает абсолютным грешником. Казалось бы, абсурд, но не это ли мы видим просто в повседневной жизни? Когда человек, к примеру, является отзывчивым другом и товарищем, а с другой стороны - семейным тираном.

Самый простой и известный в Каббале случай подобного раздвоения - домем де-кдуша. С одной стороны, он ревностно исполняет все заповеди и обычаи, и еще выискивает дополнительные устрожения. Полный праведник - в действии. А если взять его каванот? Все, что ни делает - делает для себя, для самоудовлетворения. Вот какой я герой и праведник: искал час миньян в Тель Авиве, чтоб прочитать Маарив. Выходит, что в сфере каванот он абсолютный грешник, эгоист.

Но сегодня я хочу рассказать еще об одной системе координат.

1. Праведник - требователен к себе и снисходителен к другим
2а. Средний: - снисходителен к себе и другим.
2б. Средний - требователен к себе и другим
4. Грешник: снисходителен к себе и требователен к другим

Возникает вопрос: зачем праведнику необходима требовательность к себе? Есть такое выражение в Талмуде: Талмид Хахам  асуй ми-барзель (в вольном переводе - Талмид Хахам должен иметь железную силу воли).

Кто такой Талмид Хахам? Опустим многочисленные Алахические определения. Каббала говорит, что Талмид Хахам - это Ученик Творца (Который является Источником Света Хохма). То есть речь идет о сверхчеловеке, способного - за счет абсолютного альтруизма - развить в себе Божественную Душу и стать - при жизни на земле - обитателем Высших Миров.

Наш Мир называется также Альма деШикра, Мир Лжи, Мир Иллюзий, Мир, где хронологическая последовательность (время) скрывает причинно-следственные связи. В нашем мире можно быть полным тунеядцем - и не умереть с голоду, а то еще и разбогатеть, выстроив, например, финансовую пирамиду типа МММ.

В духовных измерениях - железные законы, основанные на очевидных причинно-следственных связях. Грубо говоря, поел свинины и тут же духовно умер. Упал в Наш Мир. Стал микробом в сравнении с тем, кем был секунду назад.

Среди прочих, существует закон равенства свойств, пересекающихся окружностей. Чтобы существовать в мире железных законов, нужно поставить себя в железные рамки. Иначе вылетишь оттуда из за несоответствия требованиям. Это легко понять.

Сложнее другое: зачем при этом нужно быть снисходительным к другим? Ведь отсутствие требовательности приучает окружающих не уважать духовные законы, а в конечном счете - превратить Этот Мир в дом терпимости, что происходит повсюду в западном мире и в израильской "мединат Тель Авив")!

Ответ таков: "нет насилия в духовном, и в Этом Мире - только от нечистых сил". Требовательность к другим является разновидностью насилия (словесного). А агрессия по отношению к ближнему (сыну народа твоего) с альтруизмом никак не сочетается.

Эрго: если мы видим человека, который давит на других, критикует, бичует, обличает, а не увлекает за собой личным примером и словами Торы - это точно не праведник, а середнячок, в лучшем случае. В последних поколениях развелось множество таких середнячков и грешников, которые строят вокруг себя ореол праведности и недоступности - и находится немало тех, кто им верит.

Предвижу возражения: а как же те Пророки и Мудрецы, которые жестко критиковали народ Израиля, царей Израильских, отдельных личностей? Как известно из Талмуда, исчезло пророчество Пророков, но осталось пророчество Мудрецов. А любой вид пророчества отличается тем, что человек не говорит от своего имени, но передает слова Творца и таким образом не несет никакой личной ответственности за сказанное.

Насмешники могут сказать - значит, в данном случае грешником является Творец. Но все дело в том, что любые законы действуют сверху вниз и не ограничивают тех, кто находится выше. Если взять как пример монархию - царь может приказать простолюдину, но простолюдин не может приказать царю. Тем более, если речь идет о Мелех Малкей а Млахим.