Жизнь во тьме

Янина Пинчук
Первые мурашки ползут совсем не по спине – неприятное ощущение возникает за ушами: впиваются мириады призрачных иголочек. Чужой взгляд... зябкое покалывание переползает на лопатки...

Господи, куда деться от ощущения этого взгляда! Холод по позвоночнику уже нестерпим – оборачиваешься.

Лучше бы этого не делать.

Глаза слепо упираются в темноту – нет, неверное выражение. Утопают в ней. Может, закрыть их? – когда смотришь, пусть и не видя, твои глазные яблоки высасывают они, незримые: те, кто обитает во тьме. И ты ведь это чувствуешь: невидимыми щупальцами, как шприцами, закачивают в твои глаза, самое слабое, нежное, студенистое место, яд, проникающий в душу, и отравляющий ужасом... Или, нет, это не яд, а миниатюрные крючья, которыми они хотят подцепить её и вытащить – как длинную нитку из свитера.

Хоть обернёшься, хоть нет, хоть закроешь глаза, хоть откроешь – ты беззащитен.

Постыдное сердцебиение. Пытаешься сохранять плавность движений, ты же взрослый – смешно, для кого этот фарс?

Можешь дёргаться или хранить осанку – ты беззащитен.

Можешь затихнуть, боясь сглотнуть, а можешь закричать. Но лучше не вопить – тебя льдисто окатит наступившая тишина. А вопросительный голос из другой комнаты покажется гласом с того света.

С другого света.

Со света.

Твои там в свете – а ты нет, ты во тьме. И во власти тех, кто там живёт.

О боже, хватит!!!

Ты бьёшь по выключателю со всего маху. «Невротик. Сраный невротик». Тебе стыдно за то, что ты уже такой большой, но боишься темноты.

Впрочем, никто не спорит, что ты и большой, и сильный. Сила характера и его устойчивость – это разные вещи. Человек сильный может быть ранимым, тревожным – и жить во тьме.

Тьма – это неизвестность. Наша жизнь сама по себе полна непредсказуемости, и не всякий может легко это принять. Не секрет, что некоторых это вовсе не тяготит – их угнетают чёткие рамки. Но для других неизвестность превращается в ад.

У тебя есть только ощущение угрозы. А больше – ничего.

Ты можешь метнуть свой голос в черноту, бросая вопрос: «Как жить дальше?». Но ответа не прозвучит. Только смутно, нутром почувствуешь, как тоненько, медленно ухмыльнутся те, кто живёт во тьме. И от этого осознания их ухмылки тебе станет так жутко, так мерзопакостно-тошно...

А ведь не спрашивать ты не можешь, ибо такова твоя натура.

Ты обречён на вечную пытку.

Ты обречён жить и бояться. А быть может, - бояться жить. Страх темноты носит название экзистенциального – а что может быть более всепроникающим и жутким, чем страх, связанный с самим нашим существованием?.. По определению он касается пространства, но связан он и с мировосприятием - «жизнью во тьме».

Чего проще – щёлкнуть выключателем, но это годится лишь для разгона физической темноты. В жизни одним щелчком проблемы не решаются. К жизни во тьме можно и привыкнуть, даже научиться передвигаться среди предметов, ориентироваться в пространстве – но приступы паники всё равно накатывают, и ты начинаешь биться в истерике. А потом стыдишься своих срывов. И снова выползаешь из убежища под одеялом, начиная заставлять себя двигаться в темноте... И жить со своими бесами.

Я знаю не понаслышке, как это убивает. Мне прекрасно знакома эта жуть. И страшен даже не только сам процесс такого существования (язык не поворачивается назвать это жизнью) – а его возможность и реальность, и то, сколько людей так живёт, не в силах прекратить муку.

Однако выход прост – хотя и сложен одновременно.

Не существует никакого выключателя. Точнее – мифического выключателя на стене. Он – в нас.

Сама мысль об этом порой кажется невероятной, но другого не дано. Только нашим внутренним светом мы можем рассеять мрак.

Любовь к себе, вера в себя есть свет. В этом проявляется и вера в Бога. Это не дерзновенно – помещать рядом такие несоразмерные величины, ведь ненавидеть себя – хулить Божье творение, навязчиво бояться будущего и неизвестности – не верить, что Он проведёт по нужному пути, а ко всему этому в довесок прилагается грех уныния. Всё это любимая пища для них – тех существ, что обитают в черноте.

Это правила исключительной важности, не такие лёгкие в исполнении, но простые по формулировкам: Не кормить своих бесов. Зажигать в себе свет.

Только тогда человек будет действительно «жить на свете», а не мыкаться во тьме.