Старая дева

Галина Горбунова
   Правда в том, что есть женщины, которым судьба дала любовь, взаимность, семью. А есть обделенные чем-то или всем этим. Есть счастливые, есть поддерживающие миф о счастье, есть счастливые вопреки одиночеству, а  есть счастливые  благодаря одиночеству.

   В небольшом украинском городке Елизавету знало большинство  жителей. Особенно женщин с детьми. Врач-педиатр обслуживала не только городских маленьких пациентов, но и лечила  детей из близлежащих сел. Лиза не была замужем и все свободное время отдавала больным. Друзья ценили ее  за надежность и доброту, враги ненавидели за принципиальность и твердость. Лиза никогда не стремилась к лидерству, довольствуясь ролью незаменимой, но высоко уважаемой личности.

  Она рано потеряла мать, воспитывалась отцом. В детстве ее  не привлекали командные игры и шумные забавы,  предпочитала играть в одиночестве. В  школе  не общалась со сверстниками, у нее не было подруг. Лизу часто обижали,  дразнили   серой мышью,  страшилой, и стишками о рыжих - конопатых. Росла с кучей комплексов, причем училась отлично. Занималась в музыкальной школе игрой на альте. Много читала и рукодельничала. Поступила в медицинский институт и вместе с освоением основной профессии  участвовала в студенческом оркестре. Одновременно с этим жила своей отдельной жизнью, была задумчива, когда все веселились и смеялись. Никто не знал, о чем девушка печалится, о чем радуется.

    Лицо ее нельзя назвать красивым. Бледная от природы, словно обескровленная кожа комбинировалась с рыжей копной волос. Брови и ресницы - в тон волосам.   По всему лицу  хаотически разбрызганы   конопушки.  Зеленые глаза выдавали в ней невысказанную грусть и вместе с тем человека действия  с твердым характером. Лиза была совершенно невнимательна к внешности и с большим небрежением к телу. Одевалась скромно и неброско.

   Но от Лизы исходили  и светились во всех ее чертах такие приветливость и благодушие, что  даже яркие веснушки, доставлявшие их носительнице немало хлопот в детстве,  не отталкивали, а наоборот, восторгали и умиляли.  Похоже, солнышко знало, кому, что и сколько их добавлять. Милое лицо с особым просветленным выражением, открытый взгляд, располагающий к себе,  мягкий,  временами проницательно-пристальный, несли  притягательную силу.
 
   Тихий, ровный, спокойный голос, богатый интонациями,  вызывающими доверие и надежду, оправдывал ожидания и восстанавливал соответствующий психологический настрой пациентов. С чрезвычайной чуткостью и отзывчивостью на всякую скорбь и страдание  безропотно и самоотверженно  оказывала помощь всем людям независимо от их положения и образа жизни. Никто не мог укорить ее в   отказе, неуважении, невнимании или позерстве.  Готовая к исполнению чужих желаний и решению проблем, становилась либо активным воителем, либо сердечным утешителем. При благоприятном исходе дела глаза ее начинали блестеть  теплотой и участливостью, а улыбка на лице светилась тихой восторженностью.   Это  как раз тот случай, когда внешняя красота человека не идёт ни в какое сравнение с тонкой душевной организацией и внутренней красотой.  К ее   некрасивости   очень скоро  привыкали, и чем больше с ней общались,  тем незаметнее оказывалась неприглядность внешности. Она не умела наживать себе врагов,   ни с кем  не ссорилась, и о ней никто никогда не сказал ни одного плохого слова. Видимо, природные такт и обаяние защищали её от черной зависти и злых сплетен. Это была поистине благородная личность с богатым внутренним миром.

   К ней тянулись дети и их мамаши. У  Лизы как участкового врача посетителей всегда  много.  Дети у нее - в фаворе.
   - Какие это забавные и умные существа, - восторгалась. - От горшка два вершка, а соображают не хуже взрослых. Часто не по годам изобретательны и сметливы. А иной  детской находчивости любой взрослый может удивиться и поразиться.
   
О ее романах с мужчинами  никто не знал, даже ближайшие родственники и сердечные подруги. Не то, чтобы она не делилась с ними своими переживаниями, но проникнуть в ее внутренний мир было невозможно. Это была запретная тема. Из-за особенностей положения  Лизы  щекотливые вопросы не задавались:  считалось моветоном травмировать хрупкую душу  одинокой женщины. А душа ее, внутренне незащищенная, была беспредельно чуткой. Где-то за стенами  дома совершались знакомства, велись разговоры, недомолвки, разборки , объяснения, происходили любовные свидания, объятия и поцелуи, рождались надежды и планы, веселились, плакали и страдали, пары  расходились, сходились. Свадьбы, музыка, цветы. Только Лиза, не питая напрасных надежд, оказывалась воздержавшейся и свободной от этих житейских перипетий. Цветы, сувениры и поцелуи Лиза получала от выздоровевших пациентов и  родственников.  Но с днем святого Валентина никогда никто не поздравлял. Смирившись со своим  положением, чего-то особенного не ожидала, не планировала и не напрягалась.Так, годами ничего непредсказуемого и не происходило.

   Трудно сказать, ведь Лиза была скрытной натурой, возможно, в девичестве она и  ждала идеальную любовь, мужчину, который был бы ее достоин,  мечтала  о принце на белом коне или, в крайнем случае, о мальчике из соседнего двора или параллельного класса. Может, бессонными ночами, причиняя себе душевную, адскую боль, с тайной грустью печалилась  об отсутствии праздника жизни? С обреченно замирающим сердцем, оголенной душой и слезами, подкатывающими к глазам? Но об этом никому не положено  знать.
У Лизы  продолжалась  обычная женская жизнь с событиями, которые привлекали и давали надежду на новое существование,  либо отталкивали и разбивали мечты.  Для нее  всегда находилось много дел, забот и переживаний. Лишь не наступала пора перемен.

   Вся  нерастраченная любовь переходила к младшей сестре и ее детям. Возрастная  разница сестер была  в  пять лет. Хотя  душевные отношения сложились так, что можно было  принять их за  сестер - близнецов: жили в огромной сплоченности и беззаветной сестринской любви, чувствуя друг друга на расстоянии и предупреждая желания. Лиза как старшая проявляла массу забот о сестре, начиная с момента, когда девочки в возрасте одиннадцати и шести лет остались без матери.  Сестры вместе переживали  замужество младшей, рождение ею двух дочек, сложную семейную жизнь с  мужем неадекватного поведения. Вместе прошли большой путь  ошибок, разочарований и надежд.
  Не имея своих детей, Лиза усердно занималась воспитанием племянниц. Приблизила к себе тринадцатилетнюю Елену, поселив у себя и окружив девочку заботой и вниманием. Привила воспитаннице любовь к знаниям и литературе. Будучи глубоко религиозной, ревностно следила за воспитанием  в духе православия и христианского благочестия.
   
    Можно написать отдельный рассказ, как переживала младшая сестра, когда старшая, выпускница медицинского института, была по назначению отправлена  на работу   в сибирский  город Усть- Кут. Отработав положенный срок, Лиза готова была там остаться, но получив сообщение из дома о том, что младшая в беде, рассчиталась с работой и срочно вылетела в родной город. Вскоре вновь вынуждена была его покинуть. После аварии на Чернобыльской АС  Лиза отправилась лечить больных детей в г.Припять. Несколько месяцев в сложных условиях загрязненого района врач боролась за жизнь маленьких пациентов. Из Чернобыля сестра вернулась больной, долго лечилась, как-будто бы выздоровела, вновь стала врачевать в родной больнице.
       
   Временами младшей из-за семейных неурядиц становилось так скверно на душе,что готова была, согнувшись под грузом проблем, все бросить и уехать к любимой сестре, которая поймет, пожалеет и поможет советом или делом. Один телефонный звонок - и через несколько часов Лиза на пороге ее квартиры,  безотказная, любящая. Миролюбиво настроенная, примиряла  обе поссорившиеся стороны и сочувственно утешала. Помогая помириться, наладив разлаженные отношения, Лиза чувствовала удовлетворение и облегчение. Но воспринимать семейные проблемы сестры спокойно и хладнокровно так и не научилась.
         
   Выработанная жизнью или генетически заложенная в ней  упорная твердость характера сопротивлялась всему ложному,  гнусному, грязному, отторгала от нее осуждение, пошлость, мелочность и фальшь. В манере держаться угадывалась уверенность в правильности личных поступков.  У нее уже давно состоялось  мнение о жизни.   Живет по своими выработанным принципам, с собственным укладом бытия, с укоренившимися привычками. И никто не вправе их изменить и Лизу  переубедить. Она по-своему упряма. Сегодня, 17 ноября у Лизы день рождения.