Суть и Сущность. В чём Различие?

Николай Катаржнов
 -  Н А Ш   Д И А Л О Г  -


№1.
"Суть!" и "Сущность".
На мой взгляд, они совершенно не тождественны, хотя и похожезвучгны.
Суть - это внутренняя особенность вещи, отражающая ее смысл, предназначение. Можно, конечно в этом смысле применить и термин Сущность, но это не принято в философии и особенно в эзотерике. Здесь Сущность - это субъект сознания, облеченный в те или иные материальные оболочки (считая, конечно Духовные структуры также материальными но в иной градации материи.)
.
         Константин Баландин  (13.11.2014)   

№2.
   Спасибо, Константин, что дал мне "толчок" к размышлению о Сути и Сущности!
Твоё Замечание о том, что эти Понятия МОГУТ НЕ совпадать, ЗАСТАВИЛИ меня поставить этот Вопрос "ребром"!
Поскольку различие слов предполагает "Разность" Понятий (или 1 понятия!?), ТО эта "неясность" в данном случае ПОТРЕБОВАЛА сделать "развертку" Логики в Отношении данных Понятий.
1) Допустим, что это Разные Понятия. Но, учитывая то, что "всё со всем взаимо-связано" и Диалектически "Одно" каким-то образом переходит в "Другое"... И даже более того: 1 понятие составляет некоторую часть другого... (А в данном случае, я думаю, что ТАК оно и есть).
Исходя из своего взаимосвязанного "Понятийного круга" и "Диалектической Логики Мышления" даю своё толкование.
2) Поскольку затронуто высокое(!) понятие "Сущность" и часто употребляемое понятие "Суть", то следует Начать с классиков философской научной Мысли.
а)Ленин - "Суть Материи в Движении".
б) Гегель - "Сущность Является. Явление Сущностно".
в) Эзотерика(в "ТД") содержит выражение: "самосущное существование Сущности"...
*
Поскольку я стою на позициях "Единства мира" и ЕГО Разделенности на "высшее" ("Небо") и "низшее"(Землю"), а также Признаю руководящую роль "высшего" в Эволюции и Развитии, то фразу "самосущное существование СУЩЕГО" воспринимаю как Существование СУЩЕГО в "высшем" мире - как его Бытие в недоступном для нас мире.
Далее. Мир хотя и Разделен, но он Един и взаимосвязан! А это значит, что "высшее" имеет "выход" и Способ влияния на "низшее".
"Единство Противоположного" порождает некую "область ПЕРЕХОДА".
Такой ПРОМЕЖУТОЧНОЙ областью является "серединный" элемент... В философии его называют "Особое". В Религии это носит название "триединство". В отношении Человека это "Дух-Душа-Тело". В Диалектике это "Всеобщее-Особое-Единичное".
В Космологии это "Высшее Божественное - Астральное - Земное".
Теперь соединим это разнородное в одну логическую цепь.
"Самосущное существование СУЩЕГО" есть по Гегелю существование "в-себе-и-для-себя".
Это СУЩЕЕ осуществляет своё Существование не только "для-себя-и-в-себе", но и во ВНЕ! ПЕРЕХОДИТ в Материальное, т.е. "Земное" КАК "ЯВЛЕНИЕ" земного Плана.
"Сущность" Является - как говорит Гегель. Это Явление зримо наблюдаемое нами, но сама Сущность остается НЕЗРИМОЙ ("за кадром").
МЫ своим "куцым" ограниченным умом не в состоянии Явно Прозреть и увидеть СУЩЕЕ в его "чистом виде". Однако, у нас вполне хватает сил, чтобы ДОГАДАТЬСЯ о Существовании таких Сил и Свойств "высшего", которые Про-Являются на нашем "низшем" Плане как "стихии".
Это последнее слово "стихии" лишь по-иному выражает философскую мысль "Суть материи в Движении".
Из этого можно УЛОВИТЬ "тонкую линию связи" между понятиями "Суть" и "СУЩЕЕ".
*
ВЫВОД. "Суть" это выделенное "главное" в ЯВЛЕНИИ Сущего(в нашем мире), которое ухватывает "незримое" = СУЩЕЕ в его "инобытии"!
*
В Заключении, чтобы не быть уличенным в подмене Понятий, ДОБАВЛЯЮ следующее.
"СУЩНОСТЬ" есть "субъект-объект" СУЩЕГО.
*Замечание.
Наличие "СОЗНАНИЯ" у "Сущности" - обязательно!
СУЩЕЕ (как "высшее") существует лишь в "Свете Сознания".
Более того: "самосущное существование СУЩЕГО" это и есть "САМО СОЗНАНИЕ".
Потому справедлива фраза Шри Ауробиндо: "Всё СУЩЕЕ есть СОЗНАНИЕ".
А в нашем мире "Явлений" такие "Островки" "Само-Сознания" есть лишь у "продвинутых" в эволюционной цепи - живых Существ, наподобие человека.
***
НУ вот, примерно, так.

.          Николай Катаржнов   (15.11.2014)

№1.
 Николай, очень внимательно и не без удовольствия прочитал твои доводы.
Мне нечего, да и незачем здесь возразить, все логично и доходчиво.
Единственное, что хотелось бы добавить - это мое мнение о том, почему эти понятия несколько усложнены к прямому нашему восприятию и требуют определенного напряжения ума и даже некоторого философского опыта для их понимания.

  Дело, на мой взгляд, в том, что мы (я не имею ввиду именно тебя и себя, а вообще) не всегда (а скорее даже, как правило) имеем весьма не однозначное трактование понятия ЧЕЛОВЕК. Мы отождествляем с этим понятием именно себя, человека воплощенного в физическом теле, в бодрствующем состоянии своего сознания, когда центр нашего восприятия окружающей реальности (точка сборки) воспринимает реальность через физические органы чувств непосредственно, т.е., образно говоря, "видит физику", а остальное только чувствует как мысли, ощущения и эмоции.

Физика - понятно - это "земля", но чувства ощущения и эмоции - это не от земли, а от астрального и нижне-ментального нашего существования, т.е. от жизни нашей Души, в Мире Души. Мысли - это восприятие нами своего существования как раз на "чердаке" Мира Души.
А мы ведь еще можем мыслить абстрактно, а это результат нашей жизни уже в Мире Духа, его нижнего этажа, а далее наша интуиция - средний этаж Мира Духа и, наконец, верхний этаж Духовного существования - Наши Божественные мистические прозрения и выход на Иерархию Творца.

То о чем ты говоришь как о промежуточной инстанции - в нас это Душа, а связь с Иерархией Творца - это наша Духовная Триада, Отец Небесный каждого из нас.

Другое дело, что для прямого осознания жизни этажей Души и тем более Духа необходим опыт измененных состояний нашего сознания, либо полный выход нашего сущего (субъекта сознания из физического, а, затем и душевных тел,например смерть физического тела).

Я здесь о чем?

О том, что В НАС ВСЁ ЕСТЬ, для реализации выдвинутого тобой принципа триединства.

Другое дело, что есть Проблема ОСОЗНАНИЯ нами ЭТОЙ ДАННОСТИ и отсутствия умения управлять его элементами - переводить точку сборки в Душевные и Духовные составляющие нашего сущего, расслаивать ее и считывать информацию, воспринимая любые уровни реальности непосредственно с помощью Душевных и Духовных органов чувств, ну и переводить это восприятие на уровень нашего обычного бодрствующего состояния.

Именно этому и научает нас процесс эволюции сознания, из воплощения в воплощение (из одной жизни на физическом плане бытия в другую).

"Обожение" человека или его "Спасение" (по христиански религиозному миропониманию) - это как раз и есть процесс поэтапного овладения этой способностью управлять своей точкой сборки (центром восприятия) и воспринимать осознанно и непосредственно любые реальности на уровнях физическом, Душевном и Духовном, а далее уже прямое общение с Высшей Иерархией Бога-Творца.

.                Константин Баландин  (17.11.2014)