Глава 4. Буферная зона. Огни в ночных горах

Маркус Норман
Продолжение. Начало здесь: http://www.proza.ru/2014/11/15/1973

        Мы не будем, конечно, оригинальны, заявив здесь, что темная, ненастная ночь - это традиционное время «работы» контрабандистов всех мастей на суше и на море. Хотя, отдельные «специалисты»,  сумевшие «прорубить персональное окно» на границе, одинаково хорошо чувствуют себя в любое время суток в процессе нелегальной переброски грузов.
       Пограничные участки местности в любой стране  имеют определенную специфику, в первую очередь по режиму доступа к ним. Особенно в условиях пост конфликтного пространства.
       Когда Слободана Милошевича при помощи российской дипломатии и личных  усилий покойного товарища Черномырдина В.С. принудили к подписанию соглашения с НАТО, то один из его пунктов предусматривал создание «санитарного кордона». Или так называемой «буферной зоны». Она тянулась по всей длине административной границы Косово и Большой Сербии. В ширину зона составляла пять километров.

       В принципе, сама идея была позитивной в том плане, что  данный отрезок территории по условиям заключенного соглашения определялся как полностью демилитаризованный. Теоретически, в нем запрещалось присутствие частей Войска Сербского или подразделений НАТО, в том числе миротворческих (за исключением инженерно-саперных). Но природа не терпит пустоты.   
       Когда в Ковосо летом 1999 года, с началом действия протектората ООН, стали создаваться национальные институты власти (таможня, пограничная стража, полицейские силы) обнищавший народ по обе стороны буферной зоны быстро сориентировался в изменившейся ситуации.
       Бедственная Автономия ничего, кроме небольшого перечня сельскохозяйственной продукции, практически, не производила. А кушать, одеваться, покурить и выпить, заправить машину недорогим топливом хочется всем.
       Чисто психологически население еще не успело привыкнуть к тому, что обустройство вчерашней административной границы повлекло за собой новые правила ее пересечения: паспортный режим, декларацию ввозимых товаров, таможенные пошлины и т.д. Ведь заработать срочно требуется всем обездоленным косоварам , здесь и сейчас!

        Неудивительно, что с наступлением темного времени суток буферная зона начинала жить по своим неписанным правилам. Селяне дружно запрягали лошадей, запускали (кто побогаче) тракторишки или видавшие виды джипы с прицепами-самоделками. Горы оживлялись в свете многочисленных фар, надсадном тарахтении изношенных моторов.
        Транспортные средства, забитые под завязку товаром, упрямо преодолевали крутые склоны гор и повальное бездорожье. Неприхотливые крестьянские лошадки, цокая копытами по камням, роняя капли пены с губ, тянули на себе огромные тюки с заморским барахлом.
        Контрабандисты не стеснялись своего криминального бизнеса. Всего делов-то: проскочить, как можно скорее, из точки А в пункт В пять километров, скинуть в укромном месте товар, поджидавшим партнерам, а потом вернуться за новой партией.
      Если повезет, за ночь можно совершить две-три ходки. В итоге хороший денежный навар получается в условиях нищего Косово.
       Правда, далеко не все могли удачно делать свой бизнес, избегая потенциальных опасностей. Сколько народу погибло, подорвавшись на минах, в ожесточенных стычках с летучими группами КФОР или агрессивными конкурентами, новейшая история Балкан, пока умалчивает.
       Минные поля в период конфликта 1999 года ставили албанские боевики, сербская армия. Натовцы щедро сбрасывали с воздуха миниатюрные мины-ловушки. Позже их постепенно ликвидировали, расчистили опасные площади по мере возможностей. Но  смертельные «игрушки» все же успевали собрать свою кровавую жатву.

        С молчаливого согласия звездно-полосатых «друзей» буферную зону облюбовали боевики Хашима Тачи, Даута Харадина. Тогда Хашим еще не был премьер-министром края, а Харадин только собирался баллотироваться в парламент Косово. Но лидеры УЧК пользовались  непререкаемым авторитетом среди соплеменников как вожди албанского сопротивления в бывших союзных республиках Югославии.
        В укромные схроны зоны складировался излишек оружия с боеприпасами, амуниция, медикаменты, необходимые до лучших времен борьбы на Балканах. Возможность создания «Великой Албании» на волне эйфории от победы в Косово казалась шиптарам вполне реалистичным проектом современности.
        Шила в мешке не утаишь. Для проверки оперативной информации о деятельности албанских боевиков в буферной зоне стали снаряжаться поисковые разведгруппы.
       Со стороны Сербии ее шерстили спецы из сербского войска и полиции (коллеги нашего героя Зорана), а из Косово (например, из Косовской Каменицы)  совершали рейды разведчики из российской роты миротворцев.
       Контрабандисты, албанские боевики, дикие лесорубы (древесина в крае дефицитна, а потому всегда в цене), залетные охотники за редким зверьем, еще обитавшем в местных горах, миротворцы и сербские военнослужащие – вот лишь малый перечень визитеров в «буферную зону».
       В конечном итоге они превратили пятикилометровую полоску границы в оживленное место, перекресток тайных троп, где банальные и трагические события разворачивались круглые сутки напролет.
Продолжение следует.