Михайлов день престольный праздник в казачьем хуто

Татьяна Бузнякова
21 ноября церковный праздник «Собор Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных».На фото представлена икона  "Святой Михаил архангел".  В просторечии этот день именуется Михайловым днем. Кроме общецерковных праздников, одинаково значимых для всей Церкви,  есть даты, особо значимые для каждого приходского храма.  Престольный праздник (храмовый праздник) — праздник в память святого, события священной или церковной истории, которому посвящён храм или его приделы. Это праздник местного значения, отмечаемый жителями отдельной станицы или нескольких хуторов. В хуторе «Рыков» престольным праздником является Михайлов день.
История Михайло-Архангельской церкви берет начало с XVII века. И связана со столицей донских казаков городом Черкасском. Черкасск состоял из 11 станиц, среди них были три так называемые «Рыковские». Были они расположены на острове, отделенном от основного города протоками. Свое название «Рыковские» станицы получили от фамилии казака Рыкова, имевшего свои рыбоспетные заводы. К его заводам, впоследствии, было присоединено еще несколько, появились дома жителей занимавшихся этим промыслом. Из которых и составились эти три станицы, разделявшиеся на Верхнюю, Среднюю и Нижнюю. В Средней станице как раз и находилась деревянная Архангельская церковь, построенная в 1689 году. После пожара 1744 года на том же месте построили новую деревянную Архангельскую церковь с пределом во имя Николая Чудотворца. Церковь была освящена в 1779 году. Эта дата подтверждается архивными документами. В 1805 году город Черкасск был разжалован в станицу,была образована новая столица - Новочеркасск. Разрешение на перенос деревянной церкви во имя Архангела Михаила в Новочеркасск было получено от епископа Воронежского и Черкасского Антония в декабре 1812 года. В исследовании А. Кириллова "Церкви и монастыри на Дону" упоминается: "В 1813 году из Старочеркасска перенесена в Новочеркасск Михайло-Архангельская деревянная одно престольная церковь, освящена она в том же году". Вместе с переносом деревянного Михайловского храма в Новочеркасск перевезли и богатую церковную утварь, иконы и т.д. По описи 1830 года в храме имелся многоярусный иконостас с резными украшениями и позолотой, иконы в серебряных окладах, запрестольные иконы старинного письма были украшены жемчужными ожерельями, золотыми накладками, вставками из изумрудов, бриллиантов и полудрагоценных камней. Такими же богато украшенными были и облачения.
В 1838 году вся станица Рыковская выгорела от пожара. Казаки задумали восстановить своими силами Михайловскую церковь. В конце XIX века в хуторе Нижнеподпольном строится  предпринимателем, донским купцом, меценатом  Е.Т.Парамоновым каменная мельница. К нему рыковские казаки обращаются с просьбой о помощи. На месте деревянного храма была  построена из дикого камня небольшая шатровая часовня, при ней служил священник, который одновременно преподавал детям «Закон божий» в церковно-приходской школе. Из-за того, что было тесно при больших службах часто стояли и молились на улице перед часовней, на площадке, выложенной тоже из камня. Часовня окончательно была разрушена в феврале 1943 года при освобождении станицы Старочеркасской от немецко-фашистских захватчиков.
В памяти старейших жителей хутора «Рыков» остались только развалины церкви, да то, что расположена она была на территории кладбища.
Местные жители почитали Михаила Архангела, как покровителя военных и рыбаков, как небесного воина, которого боится вся нечистая сила. С тех давних времен этот праздник ждали в каждом доме и тщательно готовились. Убирали, во дворах готовясь к зиме – красили, белили, проводили ремонтные работы. Генеральная уборка проводилась внутри казачьего дома-куреня, отличительной чертой казачки было ее стремление к идеальной чистоте. Начинались михайловские праздники - после окончания всех летних и осенних сельских работ. Михайлов день испокон веков весело отмечали хуторяне. Этот праздник был гостевым, поскольку надо было в этот день и самим в гостях побывать, и у себя гостей принять. На стол подавали традиционные угощения, которые в этот день были в каждом доме. Пироги и пирожки из муки нового урожая, с мясом круглые, с творогом продолговатые, треугольные с курагой. Особенно удавались донским хозяйкам пироги и пирожки с начинкой из рыбы и риса. Готовили огромное количество вторых блюд из рыбы:маринованная в уксусной заливке с овощами, жареная с томатным соусом, запеченная в духовке, рыбные котлеты из судака и т.д. Конечно, на праздничном столе не обходились и без мясных угощений, а к ним подавали соленья нового урожая. Праздник продолжался неделю, а затем наступал долгий и строгий Филипповский пост. С этого дня скотину переводили на зимний корм. С Михайлова дня рыбаки выходили на осенний лов. Оптимальным временем для рыбалки на Дону, считается весна и осень. Весной в реку заходит рыба на нерест, а осенью в ямы на зимовку. Казаки придерживались примет Михайлова дня:
Если на Михайлов день иней — ожидай больших снегов.
Если с утра туман - зима будет теплая.
Ясный морозный день - зима холодная.
Мокрый снег предвещает дожди весною.
С Михаила зима морозы кует.
Если в этот день идёт дождь, то будет мокро до Николы (19 декабря).
Т. А. Бузнякова –
ст. научный сотрудник научно-фондового отдела
Старочеркасского историко-архитектурного
музея-заповедника