Олег Баттлов, Серж Петров. Не буди! Пропущ. главы

Олег Батталов
ГЛАВА 97

Екатеринбург 31 июля 1992 года

Скверик на центральной площади Екатеринбурга (площадь 1905 года) к полудню напоминал огромный человеческий улей. Это было не удивительно, поскольку скверик имел благоприятное расположение: рядом с двумя крупнейшими, на это время, магазинами города – ЦУМа и Пассажа. Люди, нагруженные тяжелыми сумками, измотанные долгим стоянием в очередях, вырываясь из душных магазинов, зайдя в скверик, могли немного отдохнуть и насладиться прохладой дня. Каждый желающий мог посидеть на скамейке, почитать газетку, выпить бутылочку пива или сока, ознакомиться с огромным количеством выставленных здесь на продажу работ местных художников – различных дарований, стилей и направлений. За небольшие деньги можно было попозировать тому или иному  художественному умельцу и через некоторое время получить свой готовый портрет – либо в серьезном исполнении, либо в виде дружеского шаржа.
Побродив по скверику чуть дольше, можно было встретить действительно стоящую картину, возле которой моментально собиралась оживленная толпа, а представителями длинноволосой братии художников велись бурные дискуссии
о достоинствах и недостатках того или иного выставленного экспоната.
Люди, настроенные на лирический лад, с удовольствием слушали скрипачей и саксофонистов, играющих классическую и эстрадную музыку.
Около бушующего фонтана резвились ребятишки, подставляя свои ладошки под холодные струи воды, в то время пока их родители сидели на скамейках, погруженные в разговоры между собой или увлеченные чтением книг.
Тут же поблизости расставили свои обширные сети цыганки, опытным взглядом отыскивая «добычу», чтобы навязать ей свои «астрологические» услуги.
Миловидная девушка лет  двадцати, в очках, с прической «карэ» каштановых волос, с наслаждением облизывая мороженое, сидела на одной из скамеек скверика и читала детектив.
Прочитав очередную страничку, она почувствовала на себе чей-то тяжелый пристальный взгляд. Еще не понимая до конца: эмоции ли это, переданные напряженным сюжетом книги,  или на самом деле, она повернула голову назад
и вздрогнула, увидев паренька лет восьми, который, не отрываясь, смотрел прямо на нее, стоя чуть позади выставленной картины с изображением какого-то вампира.
И такое жуткое сходство было в выражении глаз намалеванного на картине вампира и смотрящего на нее мальчика, что, не смотря на жару, девушку пробрал легкий озноб.
Чувствуя, что читать дальше под этим двойным воздействием невозможно, девушка проглотила последний кусок мороженого, зло посмотрела на мальчика, затем на свои часы, и с достоинством удалилась.
А мальчишка по имени Валера довольно усмехнулся, порадовавшись тому, что еще одна тетенька не выдержала его взгляда, и поспешил на освободившуюся скамейку.
Оттуда будет лучше выбирать себе следующего «противника»! Сегодня никто не может выдержать его взгляд более минуты! И даже если он сидит сзади, люди спиной чувствуют его взгляд!
Валера с комфортом устроился на скамейке и стал отыскивать очередного соперника.
Как назло - его никто не хотел замечать. Все были заняты своими делами и не обращали на него никакого внимания.
Вдруг его взгляд упал на стоящую перед ним картину.
А не сыграть ли в «гляделки» с вампиром!? Вот достойный соперник!
Валерик собрался, наклонил голову вперед, подпер подбородок обеими руками и уставился на портрет…

                ***
Вчера в пять часов утра, когда все еще спали, Валерик сбежал из своего ненавистного детского дома. Оставаться там дальше – не было никаких сил и возможностей.
Все началось позавчера утром. После завтрака у Вити Каламбета - самого сильного мальчика в их группе, пропали часы, оставшиеся от погибшего несколько лет назад отца. Матери у Вити не было, поэтому его определили в детский дом.
Сразу же после обнаружения кражи экстренно была созвана линейка, где пристутствали все группы интерната. Директор детдома Лариса Васильевна назвала подобную кражу актом вандализма и потребовала от того, кто это сделал, признаться в содеянном и вернуть часы. В противном случае, пригрозила она, все группы лишатся на неделю телевизора и будет вызвана милиция. При этом директор не забыла упомянуть, какая страшная участь ждет виновного.
Никто, разумеется, на линейке в кражи часов не признался. Но в этот же вечер после ужина, в Валеркиной постели под матрацем, к его неописуемому изумлению, нашли похищенные часы!
Доложили директору. Тут же о находке стало известно всем.
Валера не брал часов, но, сколько он ни плакал, сколько ни клялся, что к краже не имеет никакого отношения, - ему никто не хотел верить. Чуть позже все парни группы собрались в палате и сильно избили Валерку. Били жестоко, остервенело, с полной уверенностью в том, что совершают правое дело!
Но ведь бил его и тот, кто был настоящим вором! И кто его знает, чьи удары были более жестокими: Витьки Каламбета – хозяина украденных часов, или того, кто остался безнаказанным, кто так ловко всех обманул! Кто уверен в том,
что в следующий раз, когда он опять что-нибудь украдет, то, конечно же, снова останется непойманным!
Но унижения Валерика не ограничились лишь физическими страданиями. Вся группа: и мальчики, и девочки, объявили ему бойкот! А затем, все группы детдома, вместо того, чтобы смотреть телевизор, были созваны на внеочередную линейку, где унижения Валеры возобновились с новой силой.
Его выставили вперед из строя на обозрение всем. Лицо его было в синяках, но пожаловаться он не мог. А все воспитатели, да и сама директор, делали вид, что не замечают никаких побоев. И опять, как ни клялся, ни ревеле маленький мальчик, пытаясь взывать о своей невиновности, - ответом ему было полное презрение и взрослых, и детей.
-Ребята, - обратилась к детям директор Лариса Васильевна. – Сегодня у нас в детском доме было совершено преступление! Да-да! Самое настоящее, гнусное, подлое преступление! И вот этот малолетний преступник стоит сейчас перед вами! Посмотрите на его лицо!
-Это НЕ Я! – закричал Валерик.
-Молчи, Голиков, мы тебе слова не давали! Так вот, дети, это преступление, совершенное Голиковым, тем страшнее и циничнее, что кража им была совершена у одного из его же товарищей. Он украл часы у Вити Каламбета, хотя знал, что эти часы – единственная память Вити по погибшему отцу.
Этот маленький изверг, а другие слова подобрать сложно, осмелился покуситься на самое святое – на родительскую память! За это преступление, по решению педагогического коллектива нашего детского дома – Голиков  до конца недели остается без завтраков и без обедов. И это еще очень маленькое наказание! В древности за подобное преступление ворам отрубали руку, а на лбу выжигали позорное клеймо. И все знали, что этот человек – вор!
-Я не вор! Я не брал Витиных часов!
-Молчать, Голиков! – прикрикнула на него директор. – Вместо того, чтобы чистосердечным признанием и глубоким раскаянием заслужить прощение у коллектива, он еще смеет нагло изворачиваться и лгать! Кроме того, что он – вор, он еще – и лгун! Посмотрите на него, ребята, и подумайте: нет ничего позорнее, чем стоять вот так, перед всем коллективом и испытывать презрение всех своих товарищей! Пусть же тому, кому даже в мыслях придет, как это сегодня пришло Голикову, украсть чужое, - станет ясно, что его ждет неотвратимое возмездие, и он, как сегодня Голиков, предстанет перед…
-ЭТО НЕ Я-Я-Я-А!
Не выдержав издевательств, Валера убежал в свою комнату, плюхнулся на кровать, уткнулся головой в подушку и горько зарыдал.
Ему не хотелось жить!
Скрипнула дверь палаты.
-Похнычь нам тут еще, крысятина! – услышал он голос Вити Каламбета и тут же ощутил сильный удар кулаком в спину.
Валерик замолчал, еле сдерживая рыдания…
В эту ночь он не мог уснуть. Если бы у него были папа и мама! Как было бы хорошо! Он бы никогда не попал в этот проклятый детский дом! Они никогда бы не дали его в обиду! Они никогда бы не наказывали его, покупали бы игрушки, как и другим детям. Они были бы очень добры. А на его день рождения, на праздничном столе всегда бы красовался огромный торт со свечками, которые надо задувать и загадывать желание! И оно обязательно сбудется!  Так рассказывал Витя Каламбет об одном своем дне рождения, еще до того, как его папу-милиционера убили бандиты.
Валерик никогда не видел своих родителей, и никто ему о них ничего не рассказывал. Сколько он себя помнил, он всегда был здесь – в детском доме. И никогда воспитательницы не говорили ему, как и почему он сюда попал.
Но Валера представлял своих родителей очень добрыми и красивыми. Он даже выдумал себе игру: в детстве, как у многих других мальчиков и девочек, у него тоже были папа и мама. И они всегда были вместе. Но вот однажды папа с мамой сели в один поезд, а он, Валерик случайно – в другой! И поезда помчались в разные стороны. Но скоро родители приедут назад и будут его искать. Они уже ищут его!  И обязательно найдут! И заберут из этого проклятого (ПРОКЛЯТОГО!) интерната.
И вот, вчера утром Валера убежал оттуда, где его оклеветали и унизили, и издевались.
МОЖЕТ, УДАСТСЯ НАЙТИ МАМУ?!
И как и сегодня, вчера утром он прибежал в этот скверик и долго сидел, разглядывая прохожих.
БЫТЬ МОЖЕТ, ЭТА – МОЯ МАМА? ИЛИ ВОН ТА?!
Он смотрел на резвящихся рядом счастливых детей, заливающихся веселым смехом. Они смело бегали по грязи, могли падать в лужи, рвать на себе одежду о какие-нибудь гвозди или заборную проволоку – все равно мама могла купить им все новое! Все они были чистенькие, в аккуратных цветастых футболочках, майках, штанишках и сандаликах.
А у него из его грязной рубашки повсюду были видны дырки, словно он был изрешечен пулями. Его старенькие протертые джинсы лоснились и блестели от тройного слоя грязи, пота и пыли. Подошвы у его кроссовок почти на половину отлетели и при ходьбе противно шлепали об асфальт; нитки в швах сгнили, и по бокам начал рваться материал. Носки Валерика также были порваны в нескольких местах, а его пятки были постоянно черными от грязи.
Мальчик видел, как другие дети радостно слизывают языком мороженое, шоколадки, жуют жвачки и собирают от них вкладыши для своей коллекции, покупают пакеты, до краев наполненные воздушной кукурузой, целые хлопья которых от не осторожных движений падают на землю. Такие же ненужные и беспризорные, как он сам!
И Валера заплакал! Его слезы смешались с грязью на его довольно милом лице и образовали мутные капли, стекающие к подбородку.
Как ему хотелось есть! Но возвращаться опять в детский дом?! Нет! К тому же его лишили завтрака и обеда!
Валера посмотрел на небо. Там над зданием старого драматического театра только-только показались черные тучи. Знойный воздух стали разрезать тоненькие струйки свежего ветерка, постепенно переходящие в холодные пронизывающие потоки. Вместе с ветром стала подниматься пыль и голодной саранчой бросаться людям в глаза.
Скоро пойдет дождь! И куда же тогда ему, Валерику, бежать?! Где укрыться?
Вдруг он заметил на скамейке неподалеку старую бабку, с живейшим любопытством наблюдавшую за ним.
Мальчик отвел взгляд.
«Почему он на меня так смотрит? Может быть, она меня видела в детдоме, знает, что я оттуда, удивилась, что я совсем один, и захочет отвести меня туда обратно!»
Он осмелился осторожно покоситься на бабку. Та все еще смотрела на него и, как показалось мальчику, кажется, подмигнула!
«Она узнала меня! Надо сматывать удочки!»
Многие люди в скверике, опасаясь попасть под дождь, стали расходиться. Валера тоже встал, вклинился в толпу людей, чтобы скрыться от бабки и убежать. Но в этот момент он заметил, как у одной светловолосой женщины лет тридцати, выходящей из скверика, из небольшой кожаной сумки высунулась
красочная коробка конфет, как бы говоря: возьми меня!
(«Яблоня, яблоня, спаси нас от лебедей, укрой нас под своими ветвями!» - «Хорошо, сестрица Аленушка и братец Иванушка, но отведайте сначала мои яблочки!»)
Глаза мальчика загорелись!
 Он пошел за женщиной, весь изгрызанный крысами сомнений. Колокола совести внутри отчаянно били  тревогу: НЕЛЬЗЯ! Но так хотелось есть!
Так хотелось урвать для себя кусочек счастья! Разве он не такой, как остальные дети, у которых есть родители! Разве он не достоин! Чем он хуже!?
Женщина остановилась на автобусной остановке, где было большое скопление людей.
«Раз меня назвали вором, раз  меня избили за то, чего я не совершал, то хорошо – я стану вором!»
Осмотревшись по сторонам и выждав подходящий момент, Валера осторожно
выхватил заветную коробку из сумки незнакомки и мгновенно выбрался из толпы.
Сердце его победно ликовало! Он побежал, на ходу пряча красную коробку под свою дырявую рубаху. Радостные молнии сверкнули в его глазах! Получилось!
И как все удачно!
Он не заметил только, как за ним, со стороны скверика наблюдают чьи-то злые и насмешливые глаза!

                ***
Запыхавшись, Валера забежал в глухой дворик и сел на скамейку. Сердце его билось быстро-быстро. Заморосил дождик, но мальчик его не замечал. С нервным нетерпением он вытащил из-под рубашки коробку с конфетами и нежно посмотрел на нее. На коробке был изображены старинный кремль и красна-девица у окна, державшая за хвост жар-птицу. Не в силах больше сдерживаться, ребенок надорвал пленку и открыл коробку!
ОТ того, что он увидел внутри, у него захватило дух! Пара десятков шоколадных конфеток различных формочек засияли перед ним во всем своем великолепии! До сих пор не верилось, что теперь все это богатство принадлежит только ему!
Дрожащей рукой мальчик взял одну конфетку круглой формочки и, надкусив ее,
зажмурился от удовольствия! Сладкий шоколад моментально растаял у него во рту. Как давно он не испытывал подобного удовольствия!
Валера уже хотел съесть оставшийся кусочек конфеты, как вдруг…
Страшный гром ударил по барабанным перепонкам! Мальчик испуганно вздрогнул! Но не от раскатов грома в небе! А от того, что почувствовал, как сзади ему на плечо легла чья-то тяжелая рука!
Он  едва не поперхнулся, и, на фоне сверкнувшей молнии увидел, что его схватила та самая женщина, у которой он украл конфеты!
От неожиданности коробка выпала у него из рук, и конфеты рассыпались по земле. Ссадины на его лице запульсировали.
«Сгорел! - понял мальчуган. – «В первый раз в жизни попробовал своровать
и сгорел!»
Моментально перед его взором пронесся детский дом, линейка, обвинительный голос директора, удары по лицу… Он рванулся, но женщина держала его крепко.
-Попался, маленький воришка! – торжествовала женщина. – Ну, как по вкусу тебе пришлись ворованные конфеты?
Мальчик рванулся снова.
-Куда-куда! Нет уж, голубчик, теперь тебе не убежать! А ну-ка, пошли в милицию! Там тебя быстро отучать брать чужое! Пошли!
-Те-тень-ка! Я не хо-те-ел! Те-тень-ка! Не отдавайте меня в ми-ли-ци-ю! – захныкал Валерик. – Я больше так никогда не буду!
-Конечно, не будешь! – согласилась женщина. – Вот посадят тебя в детскую комнату милиции, да вызовут родителей, да оштрафуют их, посмотрим, в следующий раз – захочется ли тебе лазить по чужим сумкам! Пойдем, говорю!
Потерпевшая попыталась сдвинуть с места упирающегося мальчика.
-Я больше не бу-у-у-ду-у! Те-тя! Я не хотел! Не от-да-вай-те…
-А когда в сумку лез, ты о чем думал, а?
За всей разыгравшейся сценой неподалеку наблюдали чьи-то глаза!
-Так, у родителей есть телефон? Отвечай быстро!
Мальчик молчал, низко опустив голову.
-Я тебя спрашиваю, у родителей есть телефон? Рабочий, домашний или еще какой? – в сильнейшем нетерпении спросила тетенька.
-Не-ту.
-Так, быстро говори мне: где живешь? Сейчас к твоим родителям поедем!
Мальчик молчал.
-Не выигрывай время, чтобы сочинить мне свой липовый адрес, со мной этот номер не пройдет!
Ребенок молчал, а из его глаз снова покатились, прекратившиеся было, слезы.
-Ну, что ж, не хочешь говорить, тогда я сдам тебя в милицию! Там тебя посадят в клетку, и ты все расскажешь!
-Те-тя!
-Не надейся, что твои слезы помогут тебе избежать наказания!
-Тетенька, не отдавайте меня в милицию! Они отдадут меня обратно! Тетенька!
-В смысле – обратно?
-В детский дом! – наконец нашел в себе силы признаться мальчик, почувствовав себя так, словно у него вырвали позорную тайну.
Женщина опешила.
-Что такое? У тебя нет родителей? – голос ее смягчился.
Мальчик замотал головой.
-Но почему ты не вместе с остальными детьми?
-Они там все издеваются надо мной, никто меня не любит! Разве не понятно?
И Валерик поведал  женщине о тех унижениях, через которые ему пришлось пройти в детдоме.
Во время его рассказа лицо женщины переменилось. Из гневного, жаждущего решительной расправы над вором, оно стало добрым, задумчивым и сочувствующим.
-Бедный ребенок! – из ее глаз выкатилась слеза. Она нежно дотронулась до синяков на его лице. – Но ты действительно не брал этих часов?
-Честное слово! Вы тоже мне не верите??
-Нет, я верю, верю! – поспешила успокоить его женщина. – Кстати, а ведь мы с тобой так и не познакомились! Как тебя зовут?
-Валерик.
-А меня – Света. Называй меня, пожалуйста, на «ты», хорошо?
Мальчик кивнул.
-Знаешь, Валера, я тебя очень хорошо понимаю. Я сама выросла в детском доме и знаю, как тяжело перенести несправедливость. Особенно такому маленькому мальчику, как ты. У меня в жизни было нечто подобное, и я даже хотела умереть! Но не стоит об этом!
-Извини меня, Света, за конфеты! Когда я вырасту большим, я буду получать много-много денежек и куплю тебе сто тысяч таких конфет!
-Хорошо, – улыбнулась женщина. – Ну, а сейчас, пока ты еще маленький, ты, наверное, сильно проголодался?
Мальчик кивнул, шмыгая носом.
-Знаешь, что! Давай купим новую коробку конфет и… Что ты любишь больше всего на свете?
Мальчик изумился.
-Мороженки, конфетки, бананы, апельсины…
-Очень хорошо. Тогда давай купим все это и пойдем ко мне в гости.
-Тетя Света. А ты меня не обманываешь?? Ты по правде хочешь все это купить?
-Ну, конечно!
-И ты не отдашь меня в детский дом?
-Нет, что ты, конечно же, нет!
-Честно-честно?
-Честно-честно!
--А что любят есть твои дети? – спросил Валерик, сильно волнуясь.
Улыбка сразу же сошла с лица женщины, она грустно посмотрела куда-то вдаль.
-Знаешь, когда-то давно у меня был маленький сыночек. Но однажды я его оставила в коляске около дома, и его украли. Я так его больше и не видела…
Женщина обняла мальчика.
-А больше, к сожалению, я не могу иметь детей. А мне так всегда хотелось заботиться о ком-нибудь, рассказывать по ночам сказки, сидеть во время болезни у постели… Но Бог не дает мне больше детей…
-Тетя Света, а можно…я… буду твоим сыном! – спросил Валерик, затаив дыхание, смертельно боясь услышать в ответ: НЕТ!
-Ты действительно хочешь, чтобы я была твоей мамой?
Лицо мальчика расцвело.
-Конечно! Может быть, ты и потеряла меня тогда в той коляске! И теперь снова нашла! Да-да! Я сразу же почувствовал, что ты – моя мама!
Тетя Света обняла мальчика еще крепче.
-А ты не боишься, что я буду строгой мамой?
-Нет, мама, главное, чтобы ты у меня была!
-Хорошо, Валера, я согласна!
-Ты будешь моей мамой!!?? – от радости не мог прийти в себя мальчик.
-Честно-пречестно! – улыбнулась тетя Света. –Пойдем!
И она  обняла за плечи счастливого паренька, в голове которого стали стремительно проноситься мороженки, шоколадки, игрушки, телевизор с мультиками, своя комната…
ОН НАШЕЛ СВОЮ МАМУ!
    


                ***
…Валера, не отрываясь, смотрел на вампира уже целых 15 минут. Наконец, хозяин  картины не выдержал и, устав от этого странного немигающего взгляда мальчишки, убрал картину в «дипломат».
Валера победно улыбнулся. Он был счастлив! Теперь он был одет в новенький дорогой костюмчик белого цвета с белой отутюженной рубашечкой, из кармана торчал красный носовой платок, на ногах – новенькие кожаные ботиночки, совсем как у взрослых! Новые черные носочки не имели ни единой дырочки!
А самое главное – на его левой руке были застегнуты никакие не игрушечные, а самые настоящие ЧАСЫ!
Теперь он может возвратиться в свй детский дом и отомстить им всем! За все издевательства! Но сперва…
Он уставился на восьмилетнюю девочку с куклой в руках, играющую у фонтана.
Сможет ли она выдержать его взгляд?
Девочка сначала не замечала Валеру, но затем, видно что-то почувствовав, обернулась. Посмотрела на Валеру, отвела взгляд, потом снова посмотрела на него, уже очень недовольно, и показала ему язык. В ту же секунду кукла выпала из ее рук, упала в фонтан и поплыла. Девочка заплакала.
Валерик немедленно подбежал к ней.
-Почему ты плачешь?
Девочка не ответила и заплакала еще сильней.
-Эй! – мальчик легонько дотронулся до ее плеча.
-Куклу из-за тебя в фонтан уронила! – сквозь слезы ответила малышка, зло глядя на Валеру. – Теперь мне от мамы попадет!
-А где твоя мама? Девочка, прячась от больших струй фонтана, показала рукой на самую дальнюю скамейку в левом углу скверика. Там сидели две молодые женщины, закинув нога на ногу, в солнцезащитных очках. Они курили, и судя по всему, о чем-то оживленно сплетничали.
-Не плачь!
Он залез в фонтан, замочив при этом ноги, и через минуту выловил проплывающую мимо игрушку девочки.
-Держи!
-Спасибо. Ты промок! Тебе не попадет?
-Нете, у меня мама добрая! Вон она сидит! Он показал на светловолосую женщину лет тридцати, которая сидела в правом дальнем углу скверика и улыбалась Валере.
Скоро у меня должна родиться сестренка, и мама уже купила для нее много-много кукол. А я – мальчик, мне нельзя с куклами играть, все будут надо мной смеяться. Пойдем к моей маме, попросим у нее несколько кукол. Она обязательно тебе подарит! Она у меня добрая! Пойдем скорей, пока твоя мама не видит!
Он взял девочку за руку, и они побежали.
На бегу Валерик обернулся, чтобы убедиться, что мама девочки ничего не заметила. Та, как и прежде, продолжала о чем-то увлеченно болтать со своей подругой.
Холодные глаза Валеры радостно сверкнули красным огнем, а по лицу расплылась усмешка…

ГЛАВА 98

Екатеринбург, дом инженера Ипатьева,
16 июля 1918 года, 19.00

– Медведев, ну-ка, поди сюда! – позвал комендант ДОНа Янкель Юровский начальника охраны дома Павла Медведева. – Ты вот что, Медведев, немедленно