Такая простая жизнь

Юрий Чайкин
Алантьев Владимир Алексеевич родился в 1925 году, в п. Кудаево Белорусской ССР. В семье было много детей, отец был самым младшим, пятым ребенком в семье. После окончания 7 классов поступил в ремонтное училище по специальности электромонтер. В 16 лет его по ходатайству его старшего брата Василия направили на работу на судостроительный Ижорский завод в г. Колпино Ленинградской области, где и встретил он страшную весть о нападении гитлеровских войск на нашу страну. Ветеран впоследствии рассказывал, как было страшно одному в 16 лет узнать эту новость, а еще страшнее быть вдалеке от родных в такое время, не зная о них ничего.
             Гитлеровцы выбросили  десант в районе деревни Поповка Ленинградской области, а «их, молодых рабочих, направили копать оборонительные сооружения». Землю сковал мороз, было невозможно работать.  Потом их направили в Ленинград. Еще мальчишкой работал он на заводах г. Ленинграда, восстанавливал город вместе с другими рабочими после разрушительных  налетов и обстрелов.
             Блокада… Сколько человеческих жизней она унесла. Вот что вспоминал Алантьев Владимир Алексеевич: «Самые тяжелые и голодные дни Ленинградской блокады –  это конец 1941 года и первые два месяца 1942 года. Именно тогда для людей начался ужас. Был голод, холод, на день давали кусочек хлеба размером со спичечный коробок. Люди в то время изголодались настолько, что ели все, что попадалось. Заражали друг  друга болезнями, умирали обессиленные». Он тоже заболел дизентерией, ослабленный умирал, но молодость и желание выжить спасли его. Ему приходилось лежать среди трупов в бараках, где умирали сотни людей. Хоронить их не могли, так как у живых не было сил рыть мерзлую землю. По умершим бегали крысы, мыши, которые питались трупами. От такого  многие просто теряли рассудок, сходили с ума. Что творилось тогда, просто не передать словами. Рассказывая об этом тяжёлом времени в кругу семьи, ветеран всегда плакал и не мог даже спустя десятки лет говорить и вспоминать о Ленинградской блокаде без слёз. Попасть тогда в ряды Красной Армии было спасением для любого человека в блокадном Ленинграде.
             После перенесенного голода, после всего ужаса, который он видел, Владимир стремился на фронт. Выжившие в блокаду солдаты поклялись освободить нашу страну от гитлеровских захватчиков, поклялись  стоять до смерти. 
             В конце февраля 1942 года он был эвакуирован по ледяной «дороге жизни», проложенной по Ладожскому озеру, в тыл. Его направили в г. Казань.  Но до Казани он не доехал, так как больной и истощенный попал в госпиталь в Подмосковье. После выздоравливания был направлен  на работу на военный завод в Московскую область, в город Балашиха. В 1943 году марте месяце добровольно ушел в ряды Советской Армии.
В марте 1943 года направили в школу младших командиров, где он находился по июнь 1943 года, а затем он был направлен в 153 отделение дивизиона орудийно-артиллерийского полка, где и служил до января 1945 года. Он воевал на многих фронтах: на 1 и 2 Белорусском и Украинском. Он смеялся, что ранений не имел, потому что был шустрым, маленьким, молодым и мог вовремя уйти от пули.
                Победу встретил в Польше в городе Лодзь. Из воспоминаний ветерана: «Мы были в части и собирали котелки на обед, и вдруг по радио железный голос Левитана объявил о капитуляции гитлеровских войск, что означало конец войне.  Победа! Наша Победа! Вначале все застыли, не понимая этих слов, а потом нашей радости не было предела. Одни кричали «Ура!», другие рыдали,  упав на землю, третьи обнимались, целовались друг с другом. Все ликовали».
             После войны Алантьев Владимир Алексеевич был направлен сверхсрочником  в п. Бина Азербайджанской ССР механиком поршневых самолетов. В этой должности он проработал по октябрь 1950 года. С октября 1950 года по июнь 1953 года стал механиком авиационных поршневых сверхзвуковых самолетов в звании младшего сержанта.
            В этом же году познакомился с Раисой Григорьевной Яковенко. Ей в то время было 17 лет, она жила у своего  дяди  Ивана Ильича Жукова. Он ее забрал у своей сестры Анны Ильиничны, ее бабушки, которая воспитывала Анечку с 6 лет. Ее маму расстреляли немцы в 1941 году. Она пошла на речку стирать белье и не вернулась. Очевидцы слышали автоматную очередь, но труп найден не был, все решили, что речка унесла.  Ее отец, Григорий, был на войне офицером, к моменту начала войны окончил военное училище в городе Одесса. А когда вернулся с войн  приехал с женой и двумя детьми, а Аня и ее две сестры  так и воспитывались с бабушкой.
                Из воспоминаний Раисы Григорьевны: «Володя был всегда одет по форме, наглаженный, сапоги начищенные, опрятен, подтянут. Из-под фуражки густой кучерявый чуб. Очень любил танцевать и всегда ходил на танцы, а я скромно стояла в уголке. Когда он предложил мне проводить, ему невозможно было отказать». Раиса всегда была строгой, гордой, недоступной, но юный фронтовик покорил её на всю жизнь.  Она вскоре вышла за него замуж. Там в далеком Азербайджане родились их первые дети, Ирина (1965) и Сергей (1956).
            С июля 1953 года по май 1957 года в той же воинской части №10379 Алантьев В.А. в звании сержанта стал старшим механиком на самолётах с реактивными двигателями. В этом звании и ушел из армии. В то время людей ехали на Север работать. Семья Алантьевых попали в 1958 году в Карельскую АССР.
            В Карелии они испытали много трудностей: отсутствие овощей, фруктов, нехватка белого хлеба, суровые зимы. Раиса работала свинаркой. Она получила от свиней хороший приплод, сохранила его, вырастила его здоровым, откормленным. Она добилась высоких результатов в труде. За свои достижения награждена Орденом Трудового Красного Знамени, Почетной Грамотой Президента Верховного Совета Карельской АССР, медалями   ВДНХ.
             Алантьев В.А. в это же время работал бригадиром на убыточной ферме, за год она стала прибыльной, именно об этом говорится в статье «За дело взялся коммунист». Откройте газету «Олонецкая правда» 1965 года. Она уже пожелтела  от времени. В ней рассказывается об Алантьеве Владимире Алексеевиче.
             Нехватка витаминов и суровые условия для маленьких   детей вынудили семью Алантьевых уехать на юг.  Они  попали в г. Аксай. Из Аксая их отправили в совхоз «Заречный» на животноводческую ферму. Так Раиса Григорьевна проработала более 30 лет дояркой, а Владимир Алексеевич – бригадиром, шофёром, завгаром. За работу  были награждены Почетными грамотами, Похвальными листами, Благодарственными письмами.

                Вот, что рассказала о своем отце дочь ветерана:
- Всю свою жизнь мой отец был партийцем-коммунистом. Даже в трудное время перестройки, когда компартии не стало, многие бросили свои билеты, но отец хранил партбилет, был верен партии и до сих пор билет отца сохранился у меня.         
                Мама и папа были примером для нас всегда и во всём. У нас была примерная дружная семья. Папа всегда был отличным семьянином, всегда умел нас выслушать и понять, был жизнерадостным оптимистом.  Очень любил музыку и песни.
                Родители всем нам дали хорошее образование. Старшая сестра Ирина окончила Бийский пединститут по специальности учитель русского языка и литературы, была замужем за офицером десантником. К сожалению, она умерла от онкологического заболевания в 2004 году, а её муж погиб в городе Рязани в 1990 году при исполнении служебных обязанностей.
               Брат Сергей окончил электротехнический техникум, 3 года служил  в ВМФ  города Мурманска. После армии пошел работать в милицию города Аксая.
                Я, младшая дочь, 1968 года рождения, окончила РГУ, химический факультет, ныне работаю в МОУ СОШ х. Верхнеподпольный учителем химии и биологии.
               Наша семья – это целая династия, несколько поколений людей в пагонах и форме.
       Мой дед, Яковенко Григорий Павлович, был офицером сухопутных войск, капитаном. Мой отец, Алантьев  Владимир Алексеевич, был сверхсрочным военнослужащим в звании сержант. Мой зять, Нечепуренко Сергей Николаевич, был офицером десантных войск, капитаном. Мой брат, Алантьев Сергей Владимирович, был  офицером милиции в звании старший лейтенант.  Мой племянник, Алантьев Владимир Сергеевич, ныне офицер милиции, старший участковый города Аксая. Мой сын, Нагай Владимир Владимирович, после окончания Новочеркасского высшего военного командного училища служит в рядах Российской армии офицером.        Оба внука моего отца, мой сын и сын моего брата, названы в честь своего деда, моего отца.
        Нам всегда говорил мой отец: «Я счастлив, что на мою долю выпала такая сложная юность, но вы родились в такое счастливое время, когда наша Родина достигла таких высот, когда каждый день жизни становится богаче и ярче. Перед вами открыты все пути, не омрачайте свою жизнь, будьте полезными для страны и народа».
         В заключении я хочу сказать. Мои родители великие люди, они прожили трудную, но полезную для России жизнь. Я горжусь своими родителями, я горда тем, что ношу фамилию отца, Алантьева.
          Спасибо  вам мои родные за всё – за жизнь, за мирное светлое небо, за образование, за ваш труд, за ваши заслуги, за то, что мы можем вами гордостью.
   Низкий вам поклон!