Рош hаШана Зов великого шофара

Эли Лапид 67
Рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук

Перевод Вениамина Захарина

(Эли Лапид - немного об исторической обстановке: Рав Кук произнес эту знаменитую проповедь в Старом Городе Иерусалима на Рош hаШана 1933 года. Гитлер уже пришел к власти, но еще не задумывался об уничтожении евреев. Более того, даже в 1940, после оккупации Европы, немцы вынашивали планы депортации евреев, но не уничтожения: либо сконцентрировать их всех в одном гигантском гетто в Люблине, либо переселить на Мадагаскар или в Восточную Африку. Планы переселения вне Европы были торпедированы англосаксами, внесшими свой большой вклад в Холокост. Но даже тогда Гиммлер еще говорил: "убить целый народ - это по большевистски и не по немецки".

Как я слышал от своего Учителя, а он - от РАБА"Ша, Рав Кук был Бааль Асага и потому видел будущее, как настоящее. Это был второй - после предупреждения Бааль hа-Суляма, сделанного в 1921 году - что евреям Европы грозит массовое уничтожение. К сожалению, к ним мало кто прислушался... но и сегодня события в Европе напоминают нам происходившее в начальном периоде правления Гитлера.

Знаковая веха: впервые на первое место по числу олим - несмотря на все наши внутренние и внешние проблемы - вышла западная страна, Франция. Не претендуя ни на какое предсказание, призываю всех перед наступлением 5775 года просто осмыслить эти и многие другие факты, о которых, если кто захочет, могу рассказать в другом месте - их слишком много)

__________________________________________________ 

Мы говорим в наших молитвах: «Возвести, великий шофар, наше освобождение!» В чем природа этого шофара и почему он должен быть таким большим?

Три шофара

Оказывается, в Рош hаШана можно дуть в шофар трех видов. Первый и наилучший из них – это бараний рог. Если такого шофара нет, можно использовать рог любого кошерного животного (кроме коровы). Если же нет и кошерных шофаров, то можно дуть в любой рог – даже от ритуально нечистого животного. Однако при использовании некошерного рога браха (благословление) не произносится.

Эти три вида шофара, используемого на Рош hаШана, соответствуют трем «шофарам избавления», призывающим еврейский народ спасаться самому и спасать свою землю.

Предпочтительным является «шофар избавления», представляющий собой Б-жественный зов, когда народ пробуждается из благочестивых побуждений – благодаря вере в Б-га и в святость народа Израиля. Пробуждение такого рода соответствует бараньему рогу, напоминая о посвящении Г-споду Ицхака (Акейдат Ицхак – т.е. о Наложении пут на Исаака). Вдохновляющий зов этого «шофара» привел [Рамбана] Нахманида, рабби Еhуду hаЛеви, рабби Овадию из Бартенуры, учеников Виленского Гаона и хасидов Бааль Шем Това к возвращению в Землю Израиля. Именно об этом «великом шофаре» - о пробуждении духовного величия, мы говорим в нашей молитве.

Существует другой «шофар избавления», пробуждение на уровень ниже. Этот шофар призывает евреев приехать в Землю Израиля, вернуться в страну наших предков, наших пророков и наших царей. Он взывает к нам, чтобы мы жили как свободный народ на своей родине, обучали детей в еврейской среде и так далее. Это кошерный шофар, хотя и не такой великий, как пробуждение первого рода. Мы все еще произносим над этим шофаром благословение.

Есть однако третий вид шофара (в этом месте рав Кук разрыдался). Наименее желательный шофар делается из рога нечистого животного. Этот шофар есть призыв к пробуждению, исходящий от антисемитских государств и предупреждающий, чтобы евреи спасались, пока они еще могут бежать в свою собственную страну. Спасаться их заставляют враги. Они повсюду трубят о войне, бомбардируя [евреев] оглушительными угрозами гонений и зверств, не давая им передышки. Рога нечистых чудовищ превращаются в мессианский шофар.

Если кто-то не услышит призывы первых двух шофаров, он будет вынужден прислушаться к зову этого последнего шофара. Над ним, однако, не произносят благословений. «Не произносят благословений над чашей бедствий» [Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, стр. 51б].

Великий шофар

Мы молимся за то, чтобы избавление пришло от «великого шофара». Мы не желаем пробуждаться ни от злосчастного зова шофара гонений, ни от звуков среднего шофара обыденных устремлений. Мы жаждем шофара подобающего святому народу, шофара духовного величия и истинной свободы. Мы ждем призыва к полному избавлению, вдохновляющему народ Израиля священными идеалами Иерусалима и горы Мория.

«И будет в тот день: вострубят в великий шофар, и придут пропавшие в земле Ассирийской и заброшенные в землю Египетскую, и будут они поклоняться Г-споду на горе святой в Иерусалиме» [Йешаяhу 27:13].

[Моадэй hаРия, стр. 67-70]