Сердечко

Дерябкин Владимир Игнатьевич
      Мы с ней знакомились глазами во время представлений за кулисами Ленинградского цирка. Мне двадцать, я — ночной конюх в номере «Дрессированные лошади», а ей и того меньше, но она уже артист¬ка акробатического номера с подкидными досками. Перед каждым их выступлением я приходил и становился у дверей клоунской гардеробной. Они разминались, а я смотрел на нее и ждал, когда она найдет момент и незаметно для своих партнеров улыбнется мне. Однажды перед самым их выходом на манеж я подошел к ней и положил в ее руку крошечную вышивку — шитое старинным бисером «сердечко». Она быстро взяла ее, отвернулась и сунула себе за лиф. Инспектор манежа объявил: «Акробаты Гончаровы!» Я побежал смотреть в боковой проход. В конце их номера один из них стал на плечи партнера, ему подали длинный дюралевый шест, на конце которого было закреплено небольшое креслице. И когда колонна была готова исполнить финальный трюк, Лёдя посмотрела на кресло, подошла к подкидной доске и стала на нее. Зал затих. «Ап!» — послышалась ее команда. И два акробата прыгнули с высокой тумбы на вторую сторону доски; Лёдя, как маленькая разноцветная птица,
взлетела в воздух и, скрутив сальто, села в кресло. Зал охватил восторг. Зал аплодировал. В руке, поднятой в комплементе, она держала подаренное мной сердечко.
                * * *
Вечером после представления я ждал ее у входа в Инженерный замок со стороны Летнего сада. Увидев меня, она заулыбалась и быстро, быстро, будто на лифте поднялась наверх по ступенькам, протянув мне руку, сказала:
—Меня зовут Лёдя, а тебя я уже знаю — Владимир. Ты работаешь у Ермолаевых и, говорят, ночами еще репетируешь.
—Правду гутарят, — чуть улыбнувшись, сказал я.
—А ты что, хочешь стать артистом?
—Еще как хочу. Да только это не так просто.
—А я знаю, что тебе нужно сделать.
—Что? — спросил я.
—Тебе нужно съездить в Москву в Союзгос цирк. Ну, это наш главк. Походить там среди артистов, поспрашивать, а вдруг кому-то в номер и будет нужен такой, как ты. Ты же, я слышала, уже в цирке
многое умеешь. На Пантелеймоновском мосту нас остановил хозяин перекрестка — светофор. Горел красный свет. Гаишник, сидевший в своей маленькой будочке, уви¬дев Лёдю, поднял кверху большой палец и, подмигнув мне, включил ей зеленый. Лёдя, рассмеявшись, сказала:
—Я этот зеленый свет отдаю тебе, а это значит, что у тебя все будет хорошо, только давай сейчас договоримся, что в первый же выходной ты едешь в Москву.
Мы с ней стояли на платформе бывшего когда-то Николаевского вокзала, проводница скорого поезда «Красная стрела» попросила отъезжающих зайти в вагон. Ледя обняла меня и шепотом сказала:
—Ты помнишь тот зеленый на мосту?
—Помню.
—Он тебе обязательно поможет.
Я зашел в тамбур. Поезд еще немножечко постоял и незаметно, будто украдкой, тихо-тихо пошел. Лёдя протянула мне три красных тюльпана...
Ну и кто меня здесь ждал, в этой Москве? — думал я, проходя по коридорам вдоль дверей того самого Союзгосцирка, о котором говорила мне Лёдя. И в какую же мне здесь дверь стучаться? И к каким же мне здесь артистам подходить?
Скажут: «Дурачок какой-то ходит по главку, в артисты просится».
«Да ты хоть одну-то дверь открыл? У вас же уже в крови: не успев начать дело, тут же его и по-хоронить. Открывай вот эту, напротив которой остановился».
Я потянулся к ручке, но дверь открылась сама и оттуда вышел чем-то раздосадованный артист. Я во¬шел в кабинет.
—Здравствуйте, — неуверенно поздоровался я.
—Здравствуйте, — ответил мне сидящий за первым столом мужчина. — А вы по какому вопросу?
—Да у меня... Да я ... Да я приехал из Ленин¬града. — сказал мой чуть заклиненный язык. — Там я работаю в цирке ночным конюхом и ночами репетирую еще, занимаюсь в цирковой студии, умею ездить на моноцикле, хожу по свободной проволоке, жонглирую. Может быть, кому-нибудь нужен партнер в номер? Я хочу стать артистом. Помогите мне.
—Казимир Казимирович, — обратился он к своему коллеге, сидевшему за таким же столом в углу.
— Это, по-моему, к вам.
—Да-да, Юрий Иванович, спасибо. Я все слышу. Он взял со стола сигареты и подошел ко мне.
—Значит, артистом хотите стать.
—Да! И очень хочу.
—Ну, тогда давайте знакомиться. Я режиссер. Зовут меня Казимир Казимирович Бобок. А вас?
—А меня Володей Дерябкин.
—О! А это-то что за имя? За всю свою жизнь такого имени не слыхал.
—Такое имя было у донских казаков.
—Так вы еще и казак?
—Да! Стопроцентовый.
—Ну что ж, Володей, тогда пойдемте в коридор покурим и поговорим. Вы курите? — спросил он меня.
—Нет.
—О, это уже хорошо. А кем же вы хотите работать в цирке?
—Хочу смешить.
—Смешить? Смешить — дело трудное. А кто же вам из клоунов нравится? — остановившись на лестничной площадке у окна и закурив, спросил он.
—Леонид Енгиборов.
—Ой! И это хорошо. Ну что, молодой человек, вы уже мне нравитесь. А все, что умеете, сможете мне показать? Я скоро приеду в Ленинград.
—Конечно, конечно, Казимир Казимирович, смогу.
—Ну, тогда считайте, что в молодежный коллектив под названием «Поиск», который мне поручено создать министром культуры — Екатериной Алексеевной Фурцевой, вам включен зеленый свет.
От радости я, как умалишенный, выбежал на улицу. В голове звучало только одно слово: «Телефон, телефон. Мне срочно нужен телефон!» Позвонить ей. Позвонить и, услышав ее голос, закричать: «Лёдя, Лёдечка! Меня берут в цирк! Я буду артистом!» И отдать, отдать, быстрее отдать ей большую половину своего счастья.
На следующий день этот же поезд привез меня в Ленинград. До окончания Лёдиных гастролей оставалось всего два дня. После вечернего представления, несмотря на строжайший запрет оставаться артистам в гардеробных на ночь, Лёдя осталась. И когда далеко за полночь наконец-то все стихло, она пришла
ко мне. Всю оставшуюся ночь мы, счастливые, бродили по цирку: то хохотали в фойе, строя рожицы, проходя мимо больших зеркал, то на манеже, сидя на ковре, жонглировали разноцветными радостными словами, а потом долго сидели в зрительном зале на верхнем ряду, примеряя к манежу мою сбывшуюся мечту.
И когда уже заканчивалась ночь, мы с ней зашли в большой зал на втором этаже: в центре стоял окруженный банкетками старинный рояль. Она подошла к нему, и, постучав своими малиновыми ноготочками по крышке, подняла ее и вдруг совсем неожиданно для меня тихонько заиграла Бетховена «К Элизе». Я стоял рядом, не шелохнувшись. Затем осторожно на цыпочках отошел и сначала сел, а потом, закрыв глаза, медленно, опускаясь, лег на рояль. Она еще немного поиграла, подошла ко мне и села рядом...
                6 мая 2011 года