Первая любовь Василия Шукшина

Михаил Анохин
                Слово о М.И. Шумской)
 
     У  Шукшина в рассказе «Письмо» есть признание: «Всё сразу полюбилось в этой девочке: глаза, косы, походка… Я совсем голову потерял». Василий провожал её из клуба, а «сердце в груди ворочалось, как картофелина в кипятке». 
Это он пишет о своих чувствах к Марии Шумской, четырнадцатилетней школьнице села Сростки. Первая любовь пришла к Василию в пятнадцать лет, когда он  учился в автомобильном  техникуме города Бийска.
     С тех пор прошло семьдесят лет.  В этом году 22 июля первой любви, а потом и жене Василия Макаровича исполнится 84, а ему 25 июля исполнилось бы 85…
         В конце августа 1979 года, за шесть лет до создания клуба шукшинистов, автор этих строк и А.С. Пряхина – будущий директор народного музея В.М. Шукшина в детской колонии Бийска – проехали по некоторым шукшинским местам на Алтае. Побывали и в селе Майма, где жила и сейчас живёт  Мария Ивановна Шумская. Нашли дом №23 по переулку Береговому, постучали в калитку. К нам вышла статная, аккуратная женщина – почти Дюймовочка. Вопросительно посмотрела на нас глазами цвета незабудки.
 Мы представились как  поклонницы таланта Шукшина. Скромная, обаятельная хозяйка  отметила, что мы первые, кто её навестил в связи с памятью о Василии Макаровиче - дорогом для неё человеке и пригласила  в дом.
     Рассказала о себе.
     -Работаю преподавателем немецкого языка в школе. Училась в Новосибирском пединституте. В то время на аэрофотогеодезическом факультете института НИИГАиК училась Васина сестра Наталья – моя школьная подруга. Как невесту брата Наташа привела меня  к своей сокурснице  Нинель Созиновой, где мы и стали квартировать вместе.  По дороге в Сростки, после демобилизации по болезни в 1953 году, он посещает нас в Новосибирске и  несколько дней гостит. 
    Мария Ивановна показывает нам паспорт, где стоит штемпель и регистрация брака с Шукшиным. Отметки о разводе нет. Такой же штамп стоял и в его паспорте. Вот почему Василий Макарович при регистрации брака с Л.Н. Федосеевой сказал, что паспорт утерян.
     -Потом закончила Московскую заочную школу иностранных языков.
     Мы (по выражению М. Цветаевой) «всеми корнями волос» слушали её признания.
Искренне, доверчиво, трогательно и душевно, с чувством виноватой застенчивости Мария Ивановна вспоминала Шукшина. Меня поразило то, что говорила она так, как будто что-то ещё можно изменить, поправить. Стало ясно – её любовь к Василию Макаровичу не иссякла. Она из  когорты женщин,  которые,  понимая умом происходящее, не могут внушить сердцу, что  потеря любимого – это навсегда.
     После регистрации брака Шукшин уехал в Москву. Ему надо было продолжать обучение, выстраивать свою будущую кинематографическую и литературную судьбу. Она же осталось на Алтае. Вокруг молодого, подающего надежды Шукшина поклонниц было более, чем предостаточно. Неустроенность, неопределённость нагоняли тоску. Хотелось чьей-то заботы, ласки и он потянулся к другим женщинам.  В бушующем мире столицы он обрёк свой первый брак на неудачу. А в провинции тосковала и ждала возвращения мужа верная и преданная  молодая жена. Одна из тех,  на которых  мир держится. Любовь Марии Ивановны – долготерпящая любовь.
 
автор Ольга Овчинникова.