Кто нас убивал?

Валерий Максюта
Во время Перестройки я оказался директором маленькой компании "Гайдлайн",
 которая занималась экспедированием грузов и растаможкой. Я нашёл для неё
 в Швеции мощного партнёра - компанию "Нордиск Транспорт", и мы неплохо
 работали вместе. Однажды к нам приехали из Швеции двое менеджеров
 высокого ранга - познакомиться лично, изучить на месте ситуацию,
 дать советы... Один из них, Ристо, был этническим финном. Другой - Курт,
 постарше возрастом, - этническим немцем. Но об этом знал только я. Для
всех других они были шведами. Мы плодотворно провели несколько дней, и
шведы засобирались обратно. Я решил пригласить их домой для закрепления
 дружеских отношений.

 В моей семье трое в разной степени владели английским, а мама неплохо
 объяснялась по-немецки, так что языкового барьера между нами не было.
Ну, как обычно, ели, пили, рассказывали... Некоторые из рассказов как-то
 касались прошлого, в том числе военного. Все были веселы и оживлены,
только Курт явно был не в своей тарелке. И я, кажется, понял, почему.
 Напротив него на стене висел портрет моего отца - контр-адмирала с
полной грудью боевых наград (тогда его уже не было в живых). Наконец
 Курт  как-то смущённо спросил: "Как вы относитесь к немцам? Они же вас
 убивали." На это мама выдала такую фразу: "Нет! Это фашисты нас убивали,
 а немцы нас спасали!" Понятно, что это - крутое передёргивание, но мама
 была настолько искренней и убеждённой, что спорить с ней никто не
захотел. И вот, что она рассказала.

 Есть в Черниговской области городок Корюковка. В нём мы оказались на
оккупированной немцами территории. Мы - это я (два с половиной года),
 мама (студентка), её сестра- моя тётя, 16 лет, и их мама - моя бабушка.
 Отец - морской офицер - находился в действующих войсках.
Уже из-за одного этого можно было легко загреметь в концлагерь, но и  без
 этого - просто подохнуть с голода. Но на станции нашёлся какой-то немец ("дядя
 Карл из Франкфурта-на-Майне"), который посочувствовал нашим и устроил
маму уборщицей на станции - убирать сортиры после проезжающих солдат. На
 её зарплату мы и жили, да ещё дядя Карл иногда подкидывал пакет крупы, а
 то и банку консервов. Бабушке изредка перепадали кое-какие заказы на
 шитьё.

 В марте 1943 года местные партизаны совершили налёт на немецкий гарнизон
 с основной целью - освободить жену и детей одного из партизанских
командиров, как я подозреваю, вопреки запрету их командования. Похоже,
перестарались. Немцы пришли в ярость и решили уничтожить городок, где
в тот момент после всех эвакуаций и мобилизаций ещё оставалось примерно
 10 тыс. жителей. Началось интенсивное стягивание войск к городку. Наши
 жили на окраине и ничего не подозревали, когда к ним прибежал дядя Карл
 и заорал: "Убирайтесь отсюда немедленно, сию секунду, или через час вас
 всех убьют!"
Бабушка: "Да как же?.. Куда же?.. А как с этим?..(со мной)" Карл
куда-то убежал, а минут через 20 приехал на армейской бричке, на
которой обычно немцы подвозили снаряды. Угнал. Покидал в неё что
попалось под руку, в том числе меня, проследил, как залезли в неё
женщины, и сам хлестнул лошадей так, что они понеслись, как сумасшедшие,
 по лесной дороге, и с полчаса с ними невозможно было справиться. Когда
лошади выдохлись, и у женщин появилась возможность оглянуться, они
 увидели, что позади встал громадный столб огня и дыма. Тогда удалось
 уничтожить больше 7.5 тысяч корюковчан. (Это самое большое уничтожение
гражданского населения за всю Вторую мировую.) Ну а наши нашли какой-то
 лесной хутор и там дождались освобождения.

Такую вот историю рассказала нам мама за столом. Я и раньше слышал
кое-что об этом, но вот так, целиком - впервые. Все сидели молча, а потом
 Курт встал, подошёл к маме, поцеловал ей руку и сказал: "Спасибо."