Возвращение через 70 лет

Глеб Воробьёв
Каждый год на мировых автосалонах появляются десятки современных моделей «железных коней». Но всем известно: все новое – это хорошо забытое старое. История развития автомобильного транспорта порой преподносит интересные сюрпризы. Этим материалом наш журнал начинает серию статей о марках автомобилей, канувших в Лету и незаслуженно забытых современниками.    

На улицах любого города можно увидеть автомобили с приводом 4х4 – так называемые джипы. Необязательно, что это будут мощные «американцы», выносливые «японцы» или стильные «европейцы». Возможно, мимо вас проедет обычная «Нива», но тем не менее знайте – это частичка 70-летней истории. Да-да, несмотря на то что мировое автомобилестроение сравнительно молодо, в сентябре 2010 г. джипу исполнилось уже 70 лет!
А зародилось полноприводное движение в далеком 1937 г., когда на останках американского отделения английской фирмы American Austin («Америкэн Остин») в городе Батлер (штат Пенсильвания, США), занимавшейся продвижением на американский рынок спортивной версии микролитражки Austin Seven, появилась марка American Bantam.
В 1934 г. American Austin обанкротилась, не помогло даже приглашение первого в Америке стилиста кузовов «компактных» автомобилей Алексея Владимировича Сахновского (1901–1964). Через три года на месте «Америкэн Остин» возникла новая фирма – American Bantam, предложившая потребителям еще более американизированную версию Austin Seven с новым названием Bantam-60 (рис.1)  и кузовами родстер, купе и пикап. Планировалось выпускать до 44 тыс. автомобилей в год.


Однако в историю мирового автомобилестроения фирма Bantam вошла совсем с другой моделью. История джипов «Бантам» началась после того, как в середине 1930-х гг. управление Квартирмейстерского корпуса армии США приобрело спортивный родстер «Америкэн Остин» и попыталось превратить его в быстроходный разведывательный автомобиль. Осуществить эту идею не удалось, но накануне Второй мировой войны к ней решили вернуться и создали легкий военный автомобиль на шасси «Бантам-60» с задними ведущими колесами. Испытания пробного экземпляра прошли осенью 1939 г., но комиссия вынесла окончательный вердикт: «Подобное шасси не имеет будущего для военных целей».
Стоит отметить, что армия Соединенных Штатов подыскивала быструю, легкую, вездеходную командно-разведывательную машину еще с Первой мировой войны. А когда нацистская Германия начала одерживать победы в Европе и Северной Африке, необходимость в срочной разработке автомобиля такого типа стала особенно острой. В июне 1940 г. военное ведомство сформулировало главные требования к перспективной многоцелевой полноприводной машине с собственной массой не более 1200 фунтов (545 кг) и полезной нагрузкой 250 кг. Кроме того, автомобиль должен был развивать скоростью 80 км/ч, перевозя трех человек и 7,62-мм пулемет. Характеристики новой машины разослали во многие американские компании, обязав представить свои образцы на испытания через 49 дней. Кроме «Бантама» и фирмы «Виллис-Оверленд» (WillysOverland) больше никто из 135 предприятий автопрома США не откликнулся на этот призыв.
Жесткий срок в 49 дней был огромной проблемой, и «Виллис-Оверленд» затребовала дополнительное время для завершения машины, но встретила отказ со стороны армии.
Ко времени когда армия обратилась к компаниям с просьбой проявить интерес к созданию командно-штабного автомобиля, производство продукции на «Америкэн Бантам» прекратилось, в связи с увольнениями не осталось инженерного состава. Единственным шансом для «Бантама» уложиться в заданные сроки была помощь со стороны. Спас положение талантливый независимый инженер из Детройта Карл Пробст – он откликнулся на предложение компании и приступил к выполнению задания 17 июля 1940 г.
Всего за четыре дня К. Пробст полностью разработал чертежи для прототипа «Бантама», который теперь весь мир знает как джип, и вычислил общую стоимость машины. 22 июля заявка «Бантама», снабженная рабочими чертежами, была представлена к рассмотрению. Единственное несоответствие военным требованиям заключалось в увеличении весового ограничения до 1,300 фунтов (590 кг).
Большая часть автомобиля должна была состоять из имеющихся на складе деталей, заказываемые на стороне компоненты полного привода поставляла фирма «Спайсер» (Spicer). Готовность «Спайсера» как основного субподрядчика произвести ходовое шасси была весьма важна, поскольку это позволяло «Бантаму» соблюсти жесткие сроки, поставленные армией.
Первый прототип (рис.2) «Бантама» был собран вручную,  в невероятно короткие сроки, и опробован 21 сентября 1940 г. Интендантское управление направило автомобиль на изнурительное тестирование в условиях бездорожья в Кэмп Холаберд, штат Мэриленд, после которых испытатели заключили, что «машина продемонстрировала достаточную мощность и соответствие условиям службы».
 
Кстати, автомобиль одобрили лишь после того, как один из офицеров оторвал ее колеса от земли. Испытания первый джип прошел с блеском. Карл Джонсон, который «экзаменовал»  «Бантам», рапортовал генералам: «Я двадцать лет обкатываю военные машины. Ничего подобного у нас не было. Это – событие для армии».
Автомобиль получил 4-цилиндровый бензиновый двигатель «Континентал» (Continental) модели BY4112 (1836 куб. см, 45 л. с.), стандартную 3-ступенчатую коробку передач, 2-ступенчатую раздаточную и отключаемый привод переднего моста «Спайсер», гидропривод тормозов, открытый 4-местный кузов с плоским лобовым стеклом, округлыми крыльями и решеткой радиатора.
Весь остаток своей короткой жизни этот прототип современного джипа служил демонстрационным образцом. Он пострадал в дорожном происшествии в 1941 г., был отослан в цех компании и разобран.
После испытаний в ноябре того же года появился облегченный «Бантам-60 Mk-II», внешне отличавшийся от своего предшественника лишь передними прямоугольными крыльями и решетками перед фарами. В соответствии с измененными требованиями его колесная база составляла 79 дюймов (2007 мм), колея – 47 дюймов (1194 мм), а масса достигала 922 кг. Сегодня известно, что один из этих автомобилей сохранился и находится в Транспортном музее Американской армии в городе Fort Eustis, штат Вирджиния.
Казалось бы, фирме надлежало праздновать успех. Однако военные «Бантам» попросту «кинули», тайком передав чертежи «Форду» (Ford) и «Виллису», которые на их основе быстро сконструировали свои версии. «Бантам» яростно протестовал. Заказчики объясняли, что машин нужно много и «Бантам» со своей слабой производственной базой в одиночку не справится.
Осенью 1940 г., когда Квартирмейстерское управление подписало с «Бантамом» контракт на 70 автомобилей (40 – в пехоту, 20 – в кавалерию и 10 – в полевую артиллерию), в числе которых – 8 экземпляров со всеми управляемыми колесами, и проходили испытания второго «Бантама», в борьбу за крупный военный заказ включились компании «Виллис» и «Форд», представившие свои аналоги. «Спайсер» поставлял почти идентичные механизмы полного привода всем трем производителям. «Виллис» презентовал автомобиль «Квад», «Форд» – версию «Пигмей». Все три образца прошли испытания удовлетворительно, были внесены коррективы, устраняющие их недостатки.
В 1941 г. давление, оказанное на военное ведомство могущественным концерном «Форд», привело к тому, что победителем в конкурсе был объявлен «Форд Пигмей», и только решением специальной комиссии при Президенте США в начале 1941 г. было предложено выдать каждой из трех компаний заказ на 1500 модернизированных автомобилей. «Форд» начал выпускать продукцию в апреле 1941 г., «Бантам» и «Виллис» – несколькими неделями позже.
Едва сойдя с конвейера, машины произвели революцию в использовании малых военных моторных транспортных средств в армии США. Мотоциклы – простые и колясочные – практически моментально сдали свои позиции.
Ввиду недостаточно убедительного производственного и финансового положения «Бантам», а также из-за очевидных преимуществ «Виллис-Оверленд» (усовершенствованного и удивительно похожего на прототип «Бантама») и проверенных возможностей этой фирмы окончательный контракт с армией на массовое производство был выигран «Виллис-Оверленд». Цена автомобиля составила 749$ за штуку.
Следует заметить, что в марте 1941 г. «Бантам» предпринял еще одну попытку остаться на плаву, начав совместно с фирмой «Чеккер» (Checker) изготовление разведывательного автомобиля BRC-40 (Bantam Reconnaissance Car). Пилотная серия состояла из двух партий – уже во вторую были внесены некоторые конструктивные изменения. После прохождения полевых испытаний автомобиль модели Bantam BRC-40 получил прозвище Jeep –джип (рис.3).
 
Его колесная база возросла до 2019 мм, колея — до 1206 мм и масса — до 928 кг. До конца 1941 г. «Бантам» выпустил 2605 автомобилей, большая часть которых была отправлена в рамках ленд-лиза в СССР, в том числе 50 экземпляров со всеми управляемыми колесами и  длиннобазными шасси. Помимо пулеметов на них устанавливали противотанковые пушки калибра 37 мм.
Известно, что один экземпляр Bantam BRC-40 использовала охрана маршала Жукова.
К моменту вступления Соединенных Штатов в войну в августе 1941 г. производство джипов было в полном разгаре. Порядка 640 тыс. машин появилось к концу войны. Более 360 тыс. были изготовлены «Виллисом», остальные – «Фордом». Это составляло около 18% от общего числа военных транспортных средств, сделанных США во время войны.
Джипы нашли применение во всех родах войск Вооруженных сил США, 144 джипа поставлялись в каждый пехотный полк. Большое количество джипов было переправлено морем армиям союзников в Великобритании и России – около 30% от общего выпуска.
В боевых действиях джипы широко использовались для дальнего патрулирования в пустыне, снегоуборки, прокладки телефонного кабеля, пилки леса, под пожарные насосные машины, полевые санитарные машины, тягачи и (на соответствующих колесах) могли даже передвигаться по рельсам.
Джипы могли участвовать в десантных операциях, они были достаточно малы, чтобы поместиться в тяжелые планеры, предназначенные для высадки в Европе в «день-Д».
Генерал Джордж С. Маршалл, начальник управления кадров армии США во время Второй мировой войны, впоследствии – Государственный секретарь, назвал джип «величайшим вкладом Америки в современные приемы ведения войны». Выносливый, простой, проходящий где угодно, джип стал лучшим другом солдата, разве что вторым после винтовки.
Автомобиль BRC-40 был финалом эволюции дизайна компании Bantam. Армия заказала 1500 машин, но было собрано 2605. Bantam прекратила производство джипов после того, как последний был готов в декабре 1941 г. BRC-40 имел много хороших качеств и был популярен в войсках союзников. Его легкий вес и управляемость достойны особого упоминания.
Не меньше сотни раритетных BRC-40 хранится в зарубежных государственных и частных музеях. Но вот долгое время считалось, что в России нет автомобилей этой серии.
Теперь эти данные можно смело опровергнуть — Bantam BRC-40 был найден московскими поисковиками. Он уже почти полностью восстановлен по фотографиям (чертежи и документация не сохранились) в мастерской Николая Чудинова и даже зарегистрирован в ГИБДД! Надо сказать, что реставраторы «Бантама» специализируются не только на автотехнике времен Великой Отечественной войны — они проектируют и собирают репликары, а также снегоходы и вездеходы собственной конструкции.
Но вернемся к истории Bantam BRC-40. С Bantam BRC-40 связаны исторические моменты, повлиявшие на развитие современной автоиндустрии. В 1941 г., когда японские войска пришли на Филиппины, им в качестве трофея достался Bantam BRC-40, послуживший прототипом внедорожника Toyota, который к 1951 г. оформился в Toyota Land Cruiser. А советский нарком тяжелого машиностроения В.А. Малышев, прочитав статью американского журнала о начале серийного выпуска Bantam BRC-40, распорядился создать «советский Бантам», открыв таким образом линию ГАЗ-64, ГАЗ-67, ГАЗ-69, УАЗ-469.

К сожалению, фирму «Америкэн Бантам» ожидал крах. К концу Второй мировой войны Bantam проиграл судебный процесс против «Виллис» за права на торговую марку «Jeep». Компания – разработчик первого джипа до конца 1945 г. занималась изготовлением тяжелых армейских прицепов, а позже выпускала трейлеры, моторы и подъемные механизмы. В итоге из-за неспособности скопить нужные для конверсии производства средства она в 1956 г. была продана, навсегда оставшись в истории создателем первого джипа.
P.S. Компания «Виллис» зарегистрировала слово «Jeep» в качестве торговой марки в 1950 г., но не сумела доказать в суде, что именно она сконструировала джип.