Синель

Александра Дубяга
Я не ошиблась, написав «синель», так в моем детстве в нашей деревне называли сирень. Я, к сожалению, так и не узнала, какая разница между этими словами. В первом слове было особенное обаяние, чем-то трогательно-нежным веяло от него. А тогда, в июне, когда зацветала эта синель, которая росла в каждом палисаднике, воздух наполнялся ароматом неповторимым.
В доме были открыты окна, да еще повсюду стояли букеты в банках, крынках, в бутылках….
На самом высоком месте, где когда-то стоял барский дом, было уже распаханное поле, а посредине – большая «круговина» синели, ни один тракторист не решился затронуть плугом эту красоту. Когда «круговина» зацветала, с нее бы только картины писать! Я как сейчас вижу голубое небо, яркое солнце и фиолетовую бархатную синель. Воздух вокруг, как я видела, светился фиолетовым сиянием.
Деревня лежала чуть ниже этого поля, как на ладони, и я тогда еще поняла, что не дураки были те помещики, если выбрали такое красивое место для усадьбы.
Наступал вечер, квакали лягушки в пруду, тянуло парным молоком, воздух чуть свежел и, когда набегал ветерок, вокруг был только аромат синели. Повзрослев, я находила похожий аромат в духах «Белая сирень», долго пользовалась ими, и никогда не забывала своего детства и фиолетового сияния над полем.

Я выросла, многое познала, в чем-то разочаровалась, может, скоро закончится моя земная жизнь, но душой я часто в том далеком времени, когда меня ждали дома и рано, и поздно. Здесь вечерами на столе стояла банка молока, и лежал под полотенцем хлеб. А когда я просыпалась утром, окно в палисадник было открыто, и ветви синели заглядывали в комнату. Было еще очень рано, горланил под окном петух, мама провожала корову в стадо. Щелкал кнутом пастух, мычали коровы – все было привычно, но так близко и дорого. Я не любила валяться в постели, я – жаворонок, вставала и выходила на улицу в синелевый рай. Садилась на крыльцо, где уже сидела кошка, и день начинался с ожидания чуда. Теперь-то я понимаю, что чудом было и небо, и стадо, и букеты повсюду.
Где оно, то далекое мое детство, где мама с отцом, кошка на крылечке и синель? Пытаюсь найти ответ, блуждаю в памяти, в прошлом и вспоминаю…  И прихожу к выводу, в который долго не хотела верить – не вернется детство и синель останется подарком из прошлого.