1 Верный знамени чернышевцев. Предисловие

Алексей Кожевников 3
        Собирать материал о братьях Топорковых я начал в 1980 году. О старшем из них, Аркадии Дмитриевиче, впервые рассказал мне белоярский краевед, заслуженный работник культуры РСФСР Аркадий Фёдорович Коровин. Он писал: «Дмитрий Топорков родился и провёл детство на Северском заводе, поэтому твоим землякам интересно будет узнать о нём».
        Сведения о них я начал искать в областных архивах и научных библиотеках Челябинска, Свердловска, а потом  и Перми. Пересмотрел немало книг и одна из них – «Революционеры Прикамья», опубликованная в 1966 году Пермским издательством, посеяла сомнение: не по её ли вине сначала Коровин, а потом и я, попались на одну удочку.
        Даже первое знакомство с архивом Пермской духовной семинарии не помогло точно установить ни места рождения, ни родственных связей Аркадия и Николая Топорковых.  Ошибиться было нетрудно – в Пермском губернском и Екатеринбургском епархиальных ведомствах священнослужителей Топорковых было немало. К тому же Северский и Сысертский заводы расположены недалеко друг от друга, имели одинаковую судьбу, административное устройство и входили в один горный округ – Сысертский.
        Поиск разгадки продолжался до 1989 года, но и за этот период удалось узнать кое-что лишь о судьбе Аркадия.
        Весной 1989-го мне повезло подробнее познакомиться с архивными документами Пермской духовной семинарии из фонда № 63. В этот раз, с помощью сотрудников ГАПО и его директора Т.Ю. Кукаркиной, удалось выяснить, что Аркадий и Николай – действительно родные братья и что в исследуемый период (1859-1861 годы), их мать проживала в Сысертском заводе.
        О связи семьи Топорковых с Северским заводом я случайно узнал много лет  спустя.

       (Продолжение см. "2. Верный знамени чернышевцев. Снова в Перми")