Весь маразм СОШ. Школьные столовые

Алексей Ратушный
Весь маразм советской общеобразовательной школы.
Фрагмент из "Территорри"

Здесь речь исключительно о Советских общеобразовательных школах на территории России.

Повторение - мать учения!


ШКОЛЬНЫЕ СТОЛОВЫЕ

 

Не раз, не два, и даже не три, а тысячи раз посещал я разные школьные столовые. Традиционные нарушения там – использование детского труда, отсутствие преград между волосяными покровами дежурных и тарелками, разнос еды немытыми руками дежурных, грязные тряпки для «промывки» столов.
Но все это меркнет перед существом питания в этих столовых. Меню навязывается детям безо всякого учета их реальных потребностей и вкусов. Половина блюд так и остается не съеденной. Баланда, которой нередко потчуют детишек, близка к лагерной. Качество продуктов – отвратительное, качество кухни – тоже. Заведующие этими столовыми вынуждены воровать. Иначе они просто физически вымирают. То же касается и персонала этих злачных мест. Режим питания обосновывается расписанием занятий и определяется не физиологией детского питания, а пропускной способностью зала.
 Здесь же на одном из столов организуется и питание педагогических работников. Нормально поесть наш отечественный педагог не может. И питание его – публично.
В столовой же у хороших директоров-хозяйственников производится и отоварка педагогического коллектива продуктами питания. Через столовую реализуются по сниженным ценам мясо, сахар, мука, картофель, капуста, рыба.
Идет педагог домой, а в руках две тяжеленные сумки: в одной тетрадки для проверки, в другой – прикупленные в школьной столовой продукты питания.
Однако некоторым директорам учебных заведений удается выстроить свои отношения с заведующим столовой более тонко и точно. У таких директоров прямо в их кабинет за стеночкой и дверью прикрывающей еще один кабинет имеется. Обеденный. Тут же и холодильничек, и видеодвойка и магнитофон. И стол обеденный и мягкие кресла. И в этом кабинете система Иммануила Канта работает. В холодильнике и коньячк, и водочка, и легкие вина. На выбор. А в нужный момент появляется посланец из столовой (нередко сама заведующая) и вот уже украшен стол и первым, и вторым, и третьим. Блюда, естественно, высшего качества. В чем же смысл системы Иммануила? Что же такого придумал профессор из Кенигсберга – Кант? Был у него слуга верный – Лампе. Ежедневно накрывал он стол для своего хозяина и ровно одного его гостя. А кушал Кант ровно один раз в день. Завтрак у него плавно перетекал в ужин. Начинался в двенадцать дня и заканчивался в пять вечера. И на этот завтрак-обед-ужин приглашался ежедневно ровно один гость. «За завтраком у Канта» - это так Булгаков М.А. пошутил. Но хороший директор не шутит. У него завстоловой – Лампе. А программа обеда сокращена до нормальных пределов. Но принцип тот же: обедает директор не один, а с гостем. И не с простым гостем обедает, избави вас боже. С дорогим гостем. То ли это начальник управления образованием, то ли голова администрации, то ли приезжая знаменитость. Но за этими обедами директор решает массу вопросов, как стратегических, так и тактических. И если надо: льется вино, дымится сигара, неспешно льется беседа. А где-то там, внизу, очередь. От звонка до звонка.
Впрочем, встречались нам и хорошие столовые и толковые директора. Так в Омске обнаружил я как то шикарную столовую с изумительно низкими ценами. Номер школы не разглашаю. У хороших людей покой должен быть. И неизвестность. Ибо прославившихся  нас быстро на тот свет отправляют. Кстати и в Новосибирске, недалеко от железнодорожного вокзала тоже есть прекрасная школьная столовая. Но это, в основном, исключения, лишь подтверждающие общее правило.
Школьная столовая может служить и местом отмечания торжеств, и местом поминок. Однажды в школе №37 Тюмени оба события встретились. В один день и поминки были и праздник. Как раз этот день пришелся и на день моего Посещения. И встретился мне там замечательный директор. Но как она совмещала обе даты, я выяснять не стал. Наверно праздник куда-то из столовой переместили.
Одна из важных особенностей расписания занятий и расписания питания в школе заключается в том, что систематически встречается ситуация, когда покормленные дети идут на физкультуру. Физическая культура! Красиво сказано! Прямо по восточной рекомендации: «Если хочешь умереть, после обеда беги, и смерть тебя догонит!»
Данный материал готовился, как предпроектный, и должен был быть существенно расширен при подготовке к печати отдельной книгой. Судьбе было угодно, чтобы появление этой удивительной книги было отложено за горизонт моего пребывания здесь... увы. Но если читатели попросят, я обязательно дополню и расширю этот эскизный набросок, написанный на второй вагонной полке плацкартного вагона поезда идущего из Тюмени в Омск... Боже! Как быстротечно время!