Весь маразм СОШ. Некоторые подсчеты

Алексей Ратушный
Весь маразм советской общеобразовательной школы.
Фрагмент из "Территорри"

Здесь речь исключительно о Советских общеобразовательных школах на территории России.

Повторение - мать учения!


НЕКОТОРЫЕ ПОДСЧЕТЫ

В году 34 учебных недели. Это значит, что при шестидневной учебной неделе школа работает 34 х 6 = 204 дня в году. При пятидневной неделе – 34 х 5 = 170 дней в году. В году 365 дней. При шестидневной рабочей неделе школа занята под занятия 204/365 = 55,9% времени года. При пятидневной неделе 170/365 = 46,6% времени года.
Однако школа занята не круглосуточно. Предположим, что она в учебное время занята с 08.00 до 20.00 ежедневно (это не так, но об этом ниже), то есть по 12 часов в сутки. Тогда наши показатели по времени необходимо сократить вдвое: не 204, а 102 суток при шестидневном плане и не 170, а 85 суток. Соответственно уменьшаются и проценты занятости: при шестидневке в школе она занята только на 27,9% в году, а при пятидневке только на 23,3% в году.
Но это – здание в целом. А здание состоит из кабинетов, коридоров, лестниц, раздевалок, рекреаций, подсобных помещений, мастерских, спортзала, столовой и т.д.
Коридоры и рекреации занимают до 40% площади школы. Посмотрим, а как заняты они. Уроки в обычной школе идут одновременно. И пока идут уроки, коридоры школы практически пусты. Урок длится 45 минут, перемена – 15 минут. То есть коридоры заняты 25% времени от общей занятости здания. Рассмотрим занятость коридоров и рекреаций с этой точки зрения. При шестидневной учебной неделе коридоры заняты 102:4 = 25,5 суток в году. При пятидневной учебной неделе коридоры и рекреации используются 85:4 =21,25 суток в году.
Между прочим, их необходимо обогревать и освещать, охранять и убирать, красить и ремонтировать. И вот на это тратится до 1/3 всех средств бюджета, выделяемых на организацию учебного процесса. На год школе дается, скажем условно, миллион долларов. Так вот на коридоры и рекреации уходит в этом случае 333 тысячи долларов. Еще 550 тысяч долларов уходит на содержание остальной части здания. А вот оставшаяся сумма делится между той оравой людей, которые в этой школе обретаются в качестве персонала, администрации и педагогического коллектива. А разделив оставшиеся 120 тысяч долларов на 12 месяцев (10000 долларов в месяц!) да на 130 душ вы и получаете ту жалкую зарплату (менее 80 долларов в месяц) которую получают наши педагоги.
Однако не будем спешить. Посчитаем унитазы. На 600 детей в школе приходится 8-12 унитазов. На 600 мальчиков 12 и на 600 девочек – 12.
Здесь упомянем вкратце опыт Архангельского мединститута в бытность там ректором тов. Сидорова. В центре города стояло громадно здание, а в нем на все про все  один постоянно открытый туалет. Туалет очень красивый, прекрасно отделанный. Но платный! Представляете? В медицинском институте. Где точно знают потребности организма человека. Где их, извиняюсь, преподают.
Но посчитаем. Ребенок хотя бы раз хочет попасть в это благословенное место. Девочка может за год ни разу не посетить кабинеты директора, завуча, химии и физики. (учась, скажем, в пятом классе). Но туалет ребенок посещает каждый учебный день. Итак: 600 девочек на 12 унитазов – это 50 девочек на один унитаз. Если вам доводилось ездить в поезде (плацкартой), то там на два унитаза 52 пассажира при полной загрузке вагона. Правда проводники любят ближний к себе туалет превращать в служебный и никого постороннего туда не пускать. Тогда в районе второго туалета нескончаемая очередь. И хорошо, если девочка хочет только пописать. Да слегка ополоснуть руки. А если, извиняюсь, ей захочется разгрузиться капитально? Короче: по этой позиции в школах всегда явная проблема. А с учетом того, что в туалет в основном можно попасть на переменах, а это 25% учебного времени, то от 5 часов детям на посещения остается не более часа-полутора. Или… или надо прямо на уроке всему своему классу объявлять, что хочется снять штанишки и избавиться от давления обстоятельств. В коллективистском обществе это очень поощрялось. Демонстрация своих гениталий окружающим и публичное отправление естественных потребностей приветствовались. Туалет школьный так сконструирован, что сразу видно, кто и чем в нем занимается. Между тем по площади – это самые маленькие помещения в школе. По уровню технического обеспечения тоже. При помощи этого устройства маленький человек ежедневно проводился через весьма унизительную процедуру. И вот в десятках тысяч школ России ежедневно миллионы маленьких россиян публично оправляются! Вот это воспитание! Такая, блин, вечная молодость, понимаешь!
Но до туалета надо еще дойти. Туалет, он ведь не за порогом твоего класса, а, как правило, много дальше расположен. Кроме того, туалет – признанное место курения и проветривания. И получается, что шла малютка по нужде, а попутно надышалась, черт знает чего, да еще и простыла. И как же нужно любить своих детей, чтобы их в эту унизительную экспедицию ежедневно отправлять.
Кстати – у педагогов обычно один-единственный служебный туалет на всех, и пользоваться им можно, только взяв ключ у, все того же, секретаря. Так что секретарь нередко знает буквально о каждом посещении туалета учителями. И если кто-то «бегает» чаще, чем обычно, то уже возникают вопросы. Уж не пронесло ли вас, Татьяна Владимировна? Естественно, долго находиться в таком туалете (как и в поезде) нельзя. Надо поторапливаться. Коллеги тоже ждут и страдают.