Брюлики на свадьбу

Леонид Иванов Тюмень
Девчонки! Вы что такие смурные?  Праздник у нас!   Борис Петрович завтра  приезжает,  договор везёт.  Так что давайте  готовиться, не ударить бы лицом в грязь. Не угодим, отдаст кому другому, а потом те нас же и захомутают, но уже на субподряде, за копейки. Нам этот заказ сейчас позарез нужен, потому что других нету. Но ему хоть не проболтайтесь. Так что, как всегда,  приём организовать  по высшему разряду.
- В ресторан пойдём? – радостно спросила  Ирина.
- А ты помнишь, чтобы мы когда-то в ресторане  с ним праздновали? – повернулся к ней Николай Иванович. – Не любит он  эти рестораны, они ему и в Москве надоели. Как всегда, здесь, тихо, по-домашнему. Петровна, с тебя пироги и закуски, что там у тебя дома из дачного есть, не жалей, потом сочтёмся.
- Да разве я для благодетеля нашего чего пожалею, - обидчиво  откликнулась Петровна. Проектировщик из неё был никакой, но зато всё хозяйство  фирмы держалось на её попечении. Она была и заведующей, и кладовщиком, и снабженцем, и всем, что требовалось для текущей работы небольшого коллектива проектной конторы -   скудного остатка  некогда сильного проектного института.  Институт в девяностых развалился, здание  кто-то из большого начальства приватизировал и начал сдавать площади разным купи-продай фирмочкам, что сотнями расплодились  в небольшом городе, враз  из промышленного ставшим челночно-посредническим.
Николай Иванович тоже тогда подсуетился, прибрал в гараж основную документацию, которую арендаторы собирались вывезти на свалку, и создал  небольшое проектное бюро, собрав в него самых толковых специалистов, поэтому фирмочка работала, выполняя  самого разного рода проекты, нужда в которых, не смотря на рухнувшую экономику, всё же была.
Борис Петрович представлял крупную корпорацию, в структуре которой имелся свой проектный институт, но как  часто бывает в   разросшихся структурах, там больше времени уходило на разного рода согласования и утверждения, чем на собственно работу. Именно поэтому Борис Петрович, если  надо было  получить какой-то проект срочно, обращался по старой дружбе к Николаю Ивановичу, имея с таких заказов не только производственный, но и личный интерес.
Этот личный интерес заключался не только в процентах агентского вознаграждения, передаваемого в конвертах или пакетах в зависимости от стоимости проекта. Личный интерес был  ещё и в красавице Ларисе, что работала в бюро  Николая Ивановича. Таких Ларисочек у Бориса Петровича  по стране было немало, он в свои за пятьдесят всеми ими дорожил, одаривал дорогими подарками в обмен на  ласковые взгляды и нежные объятия в постели.
Был Борис Петрович  большим весельчаком, знал тысячи анекдотов и прибауток, нравился женщинам, но в последние годы заметно потяжелел,  обрюзг, при виде красивых женщин перестал пытаться втягивать живот, понимая безуспешность  предпринимаемых усилий и сам себе сознавался, что это как раз и есть признак  раньше времени  наступившей старости. Но молодая душа и шаловливый характер признаваться в том не хотели и подталкивали на новые любовные авантюры, за которые теперь уже приходилось платить дорогими подарками.
Ларисе он каждый раз привозил презенты, от которых сотрудницы завистливо  ахали. Вот и на этот раз Борис Петрович  не удержался и похвалился Николаю Ивановичу:
- Ты глянь, какие я Ларисочке брюлики привёз.
Он достал из  дорогого крокодильей кожи портфеля перевязанный ленточкой футляр,  щёлкнул крышкой и  повернул в сторону Николая Ивановича. На белом бархате лежали вычурной формы  золотые серёжки с крупными бриллиантами.
- Да уж! – только и смог вымолвить Николай Иванович, никогда прежде такой красоты не видавший.
- Из ЮАР привёз. В командировку туда  на прошлой неделе ездил.  Затеваем там один очень хороший проект, потому и к тебе приехал. Нашим если и под силу будет, год проваландаются, а дело отлагательств не терпит. Справишься?
- Обижаете, Борис Петрович! Когда я Вас подводил?
- Вот потому сразу про тебя и вспомнил.  Но дело, напоминаю, очень срочное. И сумма приличная.
- Про сумму, это, как всегда.
- Само собой. Но сейчас главнее качество и сроки.  Бросай всю свою мелочёвку, и только мой заказ. Бумаги потом посмотришь, обсуждать там нечего, даже не сомневаюсь, что справишься.  Девчонки у тебя расторопные, парни головастые, сделаете. А сейчас пошли к девчонкам, я тут им сувенирчики привёз.
Два десятка сотрудников размещались в одном просторном зале. Борис Петрович  переходил от одного стола к другому, по-дружески пожимал руки мужчинам, доставая из кармана кому – авторучку, кому – брелок, обнимал и целовал в щёчку женщин,  одаривая их духами и кремами.
- А где любовь моя, Ларисочка? – начал озираться Борис Петрович,  поздоровавшись со всеми.
- А Ларисочка Ваша в субботу с мужем в Турцию на две недели укатила, - затараторила выскочка Галина, недоумевающая, почему московский благодетель  в их коллективе выбрал не её, а грудастую Ларису.
- В Турцию? – растерянно посмотрел Борис Петрович на Николая Ивановича. – А ты почему мне ничего не сказал?
- Да Вы в этот раз так неожиданно, что …
- Ладно, не оправдывайся, я действительно к тебе, как снег на голову – дело-то очень срочное.
Они прошли в кабинет Николая Ивановича, Борис Петрович грузно опустился в кресло директора, хозяин пристроился  к приставному столику.
- Может, водочки? Или вискарика?
- Не хочу! Испортил ты мне настроение! Я надеялся сегодня оттянуться, душой отдохнуть, расслабиться… А ты её в Турцию отпустил. Что, повременить нельзя было недельку?
- Так Вы же мне только вчера сообщили, когда она  уже там была. Пораньше бы, так, конечно, задержал по производственной необходимости. И путёвку бы оплатил за счёт фирмы, чтобы не обижалась.
- Ну, с такого контракта, который я тебе привёз, ты всех своих в Турцию свозить сможешь. И не только в Турцию, а куда подороже. На, знакомься.
Борис Петрович открыл портфель, достал папку с бумагами, взял со стола футляр с серьгами, задумчиво повертел его в руках и сунул в потайной карман.
- Да, испортил ты мне малину.
- Да ежели бы знать!
- Ладно уж, говорю, сам виноват. Выпью, пожалуй, соточку. Да ты сиди-сиди, документы изучай, что я в  первый раз что ли у тебя, не знаю, где что находится?
Борис Петрович  тяжело поднялся из-за стола, прошёл к бару,  долго разглядывал его содержимое, потом  достал початую  бутылку  виски, стаканы.
- Будешь?
- Нет,  мне с бумагами прежде разобраться надо.
- Правильно! Бумаги серьёзные. Такого контракта у нас с вами ещё не было. Я вот уже сомневаюсь, справишься ли?
- Да справимся, справимся.
Борис Петрович плеснул  в стакан золотистого цвета напитка.
- Льда нет?
- Должен быть.
Николай Иванович  вскочил со стула.
- Да сиди ты уже, не суетись. Что, я сам не найду в холодильнике? А-а, впрочем, и так сойдёт. Он одним глотком выпил налитое, постоял в раздумьи,  взял бутылку, принёс её к столу, сел.
- Нет, ну почему такой облом?
- Так я же говорил…
- Да не мямли ты. Не твоя вина.
Откинулся на спинку кресла, которое услужливо   наклонилось назад.
Борис Петрович долго смотрел в потолок, пока Николай Иванович, ошарашенный суммой контракта, пытался совладать с собой и  осознать содержание документа, обещающего  столько, сколько его бюро зарабатывало за весь год. Гость налил себе ещё, снова залпом выпил.
- А что это у тебя за русская красавица с длинной толстой косой? В прошлый раз её не было.
- Кто с  косой? – переспросил Николай Иванович, всё ещё не веря привалившему счастью.
- Так я тебя и спрашиваю, кто это у тебя новенькая с русой косой?
- А! – переключился Николай Иванович на гостя. - Племянница моя. Сестры дочь.  Взял после университета. Не по специальности, но девчонка головастая. На лету схватывает. Толк будет.
- Да мне по хрен, какой из неё проектировщик. Девушка красивая, но племянница – это святое.  Ты читай, не отвлекайся. Или посоветоваться с кем надо?
- Да что советоваться? Профиль наш, объёмы, правда, большие и сроки очень сжатые, но сделаем.
- На субподряд кого взять хочешь?
- Нет, своими силами сделаем. Круглые сутки работать будем, но сделаем.
- Я тоже думаю, надо без посторонних. Не хочу, чтобы информация утекла. Сам понимаешь, чуть что, там столько ястребов на эти африканские проекты налетит, что  мы враз в стороне останемся.  И ты  у себя в городе тоже молчи.  Военная тайна!
- Железно!
- Ладно, что там у тебя с застольем? Пошли  праздновать.
Петровна расстаралась на славу. Зная предпочтения столичного гостя, стол накрыла по-деревенски. Мол,  всяких там лягушачьих лапок и устриц он и в Москве может каждый день заказать, а вот рассыпчатой дачной  картошечки с укропчиком, грибочков солёных, огурчиков со своего огорода да всяких солений-варений там не в каждом дорогом ресторане найдёшь. Бывала в Москве, знает, что там хоть и называют русской кухней, но кавказцы теми ресторанами владеют и сами готовят, так какая же это русская кухня?  Она зря что ли в своём деревенском доме сегодня ночевала, пироги да блины в печи пекла, а не в духовке.  Да и щи  в русской печке всю ночь томились. Знает, как ублажить москвича, который  родом-то из  костромской деревни.
За столом Борис Петрович расслабился, отошёл душой, даже повеселел. Особенно после того, как  Петровна, подыгрывая себе на гитаре, исполнила старинный романс, а потом задушевную русскую песню. Изрядно выпив, гость то и дело порывался танцевать, хотя  грузное топтание на одном месте танцами назвать было трудно, но гость и не стремился выделывать сложные па, ему доставляло удовольствие  постоять в обнимку с очередной хорошенькой сотрудницей. Танцуя, то и  дело поглядывал на скромно сидящую в конце стола племянницу Николая Ивановича Мариночку.
Потом дошла очередь и до неё. Потоптавшись пару минут, Борис Петрович сильнее прижал девушку и зашептал ей на ухо:
- Давай-ка, моя хорошая,  смоемся отсюда ко мне в номер.
-  Вы, дяденька, на себя в зеркало-то хоть иногда смотрите?
- Да, и представляешь, очень себе нравлюсь.
- А мне - нет.
- Так ведь я тебя не замуж и зову, чтобы всю жизнь нравиться.
Марина  хотела освободиться от тесных объятий, но Борис Петрович попытался удержать её за руку.
- Да отвяжись ты! – вывернулась она и пошла на своё место.
- Строптивая у тебя племянница, - наливая себе виски, сказал Борис Петрович.
- Есть такое дело.
- Нравятся мне строптивые! Ох, нравятся! Не люблю, когда сами льнут. Вот когда уламывать надо, вот тогда кайф получаешь. Слушай, запал я на неё. Ой, запа-ал! Хоть и племянница она твоя, а не отказался бы. Ты поговори с ней.
- Свадьба у неё через неделю, но поговорю. Чего же не поговорить? Чай, не убудет.
 Николай Иванович вышел из-за стола, поманил племянницу в коридор.
- Маринка, ты уж будь с нашим благодетелем поласковее.
- Мне что, в постель с ним ложиться?
- А если и в постель...
- Дядя Коля, а как ты на свадьбе моему Серёжке в глаза смотреть будешь?
-  Как смотреть? Нормально смотреть буду.
-  Но ты же говорил, что он тебе, как родной.
- А я и сейчас так говорю.
- И всё равно хочешь меня, свою родную племянницу, накануне свадьбы в постель к этому жирному борову подложить? Эх, дядя Коля, дядя Коля,,,
- Я тебе сколько раз говорил: «На работе я для тебя Николай Иванович». Это первое. Второе, ты, девонька моя, целку из себя не строй. Знаю я и про Вовку, и про шашни твои со Смеховым, и про аборт тоже знаю. Мать всё сетовала,  что в меня  племянница пошла, гулёна.
- Там, Николай Иванович, у меня любовь была, и Серёжка про бывших моих кавалеров знает.  А тут ты под первого встречного  племянницу подложить хочешь. Не стыдно?
- Ты мне про стыд  уши не заливай. Стыд не дым, глаза не ест.  Мне, точнее, всем нам, этот проект вот как нужен (он провёл ребром ладони по горлу).
- Дядя Коля, я же твоя племянница!
- Да ты понимаешь, о каком проекте речь-то идёт? Да за этот проект я бы сам у него отсосал.
- Так в чём же дело? Иди!
- Мы с ним не той ориентации, - расхохотался Николай Иванович. – Ну, чего тебе стоит?  Мы же потом целый год работой и деньгами обеспечены будем. Я тебе три оклада премию выпишу. Пять окладов! Мариночка, десять окладов! И с квартирой помогу. Да и у него, сам показывал, золотые  серьги с бриллиантами в подарок припасены.
- И что я Серёжке скажу? Что эти бриллианты я проституцией заработала?
- Ну, ты и дурёха! Да какая же это проституция? Это производственная необходимость. А серёжки я на свадьбе тебе передам, будто подарок от фирмы. Соглашайся, а! Выручи родного дядю!  А Серёжка никогда ничего про это не узнает.
- Эх, дядя Коля, дядя Коля! На что ты меня подговариваешь, на что толкаешь? Стыдно же и перед людьми, и перед Серёжкой, и перед собой в первую очередь. Это же безнравственно! Аморально!
- Знаешь, девочка моя, мораль и бизнес – вещи несовместимые. Где бизнес, там нет места морали. Сегодня у нас с тобой здесь только бизнес и ничего другого.
- Вот и делай свой бизнес, только без меня!
- Милая моя, это не только мой бизнес. Все мы с него кормимся, и ты, моя дорогая – тоже.  Думаешь, за чей счёт свадьбу твою шикарную заказали? Наряды вам с Серёжкой, кольца да фигню всякую покупали? У сестрички моей – мамочки твоей, сама знаешь, счетов в банке не имеется, и кредиты ей не с чего выплачивать. Серёжка парень хороший, но тоже голь перекатная. А вам же всем надо, чтобы не хуже, чем у людей, чтобы выпендриться! Платье за сто тысяч да лимузин к подъезду, а в ресторане чтобы не под пластинку танцевать, а чтобы знаменитости играли. Это что, вам с неба свалилось? Нет, моя дорогая, это как раз благодаря, как ты говоришь, моему бизнесу.  Да мне самому он сто лет не нужен! Иди-иди, строй из себя недотрогу!
Распаляясь, Николай Иванович в сердцах выговаривал это, постепенно переходя с шёпота чуть ли не на крик на весь этаж. Девушка   расплакалась  и убежала вдоль коридора в сторону туалета, смывать слёзы и приводить себя в порядок.
- Всё! Дело швах. Ну, надо же было так случиться, что Лариса так не вовремя в отпуск укатила!  И Маринка заартачилась. Тоже мне моралистка!  Знаю, какая она моралистка, слышал от матери о её подвигах.  А когда для дела надо, так о морали заговорила! Из-за её упрямства такой контракт может сорваться! Знаю я Бориса Петровича. Из-за любого пустяка  разобидеться может. А проект этот ему в любом институте нарисуют. Не хуже нашего, и откат устроят, и  любой каприз выполнят. Эх, Маринка,  Маринка!
Николай Иванович вернулся к столу, налил себе полный стакан и не закусывая выпил.
- Ты чего это? – участливо обняла его за плечи Петровна. Случилось что?
- Всё случилось, Петровна. Всё! Напрасно всё это, и пироги твои, и застолье это. А ведь такой контракт! Такой контракт!  Мы за год столько не зарабатывали.  Лариска уехала, он на Маринку глаз положил, эта коза заартачилась, мол, не хочу с жирным боровом. Всё, Петровна, всё прахом идёт! Брошу я всё  к чёртовой матери, буду на пенсии отдыхать. Мне хватит, у меня запросы скромные. Дай-ка я ещё налью.
- Может, хватит,  Николай Иванович.  Неужто, из-за Маринкиного отказа контракт не отдаст?
- Он может. Знаю я его. Шлея под хвост, и всё. А мы все - в заднице. И буду опять копейки собирать, чтобы на плаву удержаться. А надо оно мне? Нет, ухожу на пенсию. Дай-ка пирога твоего попробую. А то зазря стряпала.
- Да не убивайся ты, Николай Иванович! Ну, не отдаст он нам этот контракт, проживём. Вспомни, какие трудные времена пережили.
- Да что ты меня уговариваешь, как ребёнка. Знаю, что переживём, только обидно, когда из-за пустяка такой куш срывается.  Подай бутылку.
- Может, хватит?
- Сам знаю, когда хватит.
Николай Иванович снова налил почти целый стакан, выпил, занюхал куском пирога, откусил маленький кусочек, стал медленно жевать,  почти не мигая глядя в тарелку. Потом поднялся и,  если бы не успела Петровна подхватить его под руку, грохнулся бы на пол. Она отвела его в кабинет, уложила на диван и пошла к оставшимся за столом.
Наутро Николай Иванович не мог вспомнить, как и чем закончился вечер, почему он оказался на диване в своём рабочем кабинете. Голова раскалывалась. Достал из бара бутылку, сделал глоток прямо из горлышка и отправился в гостевой номер, устроенный в конце коридора.
Бориса Петровича в комнате не оказалось.  На столе  лежал подписанный контракт, а сверху на обрывке  листка  было написано «На свадьбу от меня». На этом же  обрывке лежала  предназначенная было Ларисе  красивая коробочка с повязанной бантиком ленточкой.  Николай Иванович открыл футляр и  невольно залюбовался: На белом бархате лежали вычурной формы  золотые серьги с крупными бриллиантами.