Серый пиджак в косую клетку

Илья Розенфельд
                СЕРЫЙ  ПИДЖАК В КОСУЮ КЛЕТКУ
               

       Было около десяти вечера, когда Артур с Лизой приехали на вокзал. Туристский поезд, которым Лизе предстояло уезжать, должен был отправляться в двадцать два  тридцать. До отправления оставалось почти полчаса.
      - Номер  поезда ты знаешь?  – спросил Артур.
      - Нет, - сказала Лиза.
      - А билет?
      - Билеты у старшей нашей группы. А вот и они. 
      Вся группа Лизы уже собралась вокруг их старшей, представительницы Турагентства Эммы Эдуардовны, у которой были билеты. Она была низенькая и полная, в кокетливой  желтой соломенной шляпке с игривым перышком, с узенькими нарисованными черными бровями и ярко накрашенными губами. Группа будущих туристов, которой ей предстояло руководить, состояла из двенадцати человек - восьми женщин и четырех мужчин. Вокруг своих вожатых собирались и другие группы отъезжающих.
      Было пять минут одиннадцатого. В вестибюле стоял шум голосов, время от времени перекрываемый грохочущими объявлениями диспетчера по вокзальному радио.      
      - Все тут? - спросила Эмма Эдуардовна, зорко оглядывая своих подопечных. - Ничего не забыли? Паспорта, вещи, деньги?
      - Не забыли, - хором сказали туристы.
      - Тогда за мной. Путь десятый, вагон номер пять.
      И все гурьбой двинулись за нею. Артур шел с Лизой, неся ее сумку, рядом шагали  сослуживицы Лизы, тоже будущие туристки и их провожающие, за ними шагали четверо мужчин с чемоданчиками и рюкзаками. Все поднялись на висящий над путями длинный крытый переход, миновали спуски на промежуточные пути, сошли на  платформу десятого пути и начали вдоль неё растекаться. Было темновато, редкие фонари едва светились, многие вообще не горели. 
       Было двадцать два пятнадцать. Ни на десятом пути, ни на соседнем девятом никаких вагонов не было.
      - Странно, - сказал худой турист в очках и желтой кепке. - Пора бы вагонам быть уже на месте. А кстати, где будет голова поезда? И пятый вагон?   
      Эмма Эдуардовна нахмурилась.
      - Еще неизвестно, - сказала она.
      - А в какую сторону мы поедем?   
      - Пока тоже неизвестно. С какой стороны подадут паровоз, туда и поедем.
      - Тепловоз, - сказал турист в мятой фетровой шляпе.- Паровозов теперь уже нет. 
      - Это одно и то же, - назидательно  сказала Эмма Эдуардовна.
      Разговор  иссяк.  Прошло несколько минут.
      - Странно, - снова сказал турист в очках и посмотрел на часы. - Через семь минут   отправление, а поезда нет. 
      Эмма Эдуардовна нахмурилась.
      - Вы, гражданин, панику тут не учиняйте, - строго  сказала она. - Все ждут, и вы ждите. Сейчас подадут. 
      Прошло еще минут пять. Поезда не было. В стороне уже озабоченно совещались старшие других туристских групп. Эмма Эдуардовна направилась к ним. Над путями  непрерывно грохотали  невнятные объявления и звучали номера поездов, время прибытий и отправлений. Эмма Эдуардовна вскоре вернулась. Было двадцать два тридцать пять. Поезда не было.         
       - Ну, вы что-то узнали?- спросил турист в очках.
       - Опять вы! Что вам так не терпится? Всё в порядке, еще подадут, успеете.
       - Это безобразие! Вы должны выяснить.   
       - Как?! Пойти на вокзал? А если подадут поезд?
       - Ну, я не знаю. Все время что-то объявляют, но невозможно ничего понять, сплошной треск и громыхание. А номер нашего поезда вы знаете?
       - Зачем это вам? Ну, пятьсот первый. Или нет, кажется, пятьсот пятый, я забыла. Ну и что?   
       - А то, что на табло в вестибюле никаких туристских вообще поездов нет, - иронически  сказал  турист с козлиной бородкой. - Я хотел уточнить маршрут, а справочная о них вообще ничего не знает. Как это?
       - Очень просто. Потому что это первый экспериментальный туристский маршрут,  еще пробный. Поэтому на табло его нет. И вообще успокойтесь, гражданин, не паникуйте, все уедем.
      - Ха-ха, - ядовито сказал  очкастый. - Экспериментальный! Придумали  же!  Надо было   раньше на собаках проверить.
      - Нет, собак жалко, - сказал мужчина с бородкой. - Лучше бы на лягушках. Или на белых  мышах. Ладно, давайте пока перекурим, спешить нам, я вижу, некуда.   
      Начал моросить мелкий дождик.
      - Артур, - сказала Лиза. - Знаешь, мне уже расхотелось ехать. Давай поедем домой.
      - Еще немножко подождем, - сказал Артур. - Ты зонтик не забыла?
      - Он в сумке.
      - Сейчас найду.
      Артур расстегнул сумку и стал искать зонтик. Объявления по радио все гремели. Вдруг он  насторожился.
      - Ого! Слышишь?
      - Что слышу?
      - Объявление. По-моему, это о нас.
      - Артур, мне уже не хочется ехать. Я хочу домой.
      - Потерпи, Лизанька, кажется, вы скоро уедете.
      Железный голос вокзального диспетчера снова загремел:
      - Повторяю! Туристский поезд номер пятьсот пять отправляется с четырнадцатого пути! Повторяю, с четырнадцатого пути! Время отправления двадцать два сорок пять. Повторяю, поезд пятьсот пять отправляется…
      -Это наш! - закричал турист в очках. - С четырнадцатого! Через десять минут! Опоздаем! Побежали! 
       Он схватил свой чемоданчик, спрыгнул с платформы и, перепрыгивая через рельсы, помчался куда-то в темноту. За ним с криками, воплями и визгом стали спрыгивать и бежать другие туристы. Артур  тоже спрыгнул и помог спуститься Лизе. 
       - Прыгай! И  бежим! Скорее!
       Рядом с ними, кряхтя и постанывая, бежала Эмма Эдуардовна. Было очень темно, фонарей  нигде не было. Откуда-то издалека раздался крик очкастого:
      - Все сюда! Я уже на четырнадцатом! Дальше путей нет!
      Кто-то упал и жалобно кричал, кто-то кого-то звал, истерически хохотала какая-то женщина и матерился мужчина. Прошло еще минут пять.  Запыхавшиеся, раздраженные, исцарапанные, а кое-кто в порванной одежде все собрались на четырнадцатом пути. Вокруг Эммы Эдуардовны, тоже растрепанной, красной от волнения и уже без шляпки столпилась её группа. Было темно, фонарей на перроне не было. На часах было двадцать два пятьдесят пять. Поезда не было.
       - Ну? - отдышавшись, сказал с сарказмом очкастый. - И  где же наш поезд? Или он уже ушел? Без нас?
       Эмма Эдуардовна хмуро молчала. Вдруг Артур встрепенулся. 
       - Поезд! - крикнул он. - Подают! Смотрите туда, в сторону депо!
       Из депо медленно выползал состав из темных пассажирских вагонов, его тащил маленький юркий паровозик, освещая путь перед собою светом круглого фонаря.   
      - Ну вот, - облегченно сказала Эмма Эдуардовна. - Я же говорила. Вот и поезд. И паровоз.
     - Это не паровоз, - сказал турист с бородкой. - Это маневровая «кукушка». Сейчас она отцепится  и  уедет.   
      Вагоны медленно подкатились, лязгнули, дернулись и застыли. В окнах света не было, лишь в купе проводников окна были слабо освещены. «Кукушка» пронзительно свистнула, откатилась и вмиг умчалась. Прошло еще несколько минут.  Одна за другой стали отворяться двери вагонов и в тамбурах появились проводницы с фонарями в руках. Они деловито принялись вдвигать жестянки с номерами вагонов в рамки над дверьми и включать над ними бледные лампочки. На стоявших на платформе пассажиров внимания  они не обращали. 
      - Какой у вас вагон? - спросил у Лизы Артур. 
      - По-моему, пятый. Так сказала наша старшая.
      - Очень интересно. Тогда обрати внимание – почему-то пятого вагона в составе вообще нет. После четвертого сразу идет шестой. А где же ваш пятый?
      - Как? Такого не бывает.  Артур, ты не ошибся?
      - Нет. Впрочем, да. Действительно, почему-то идут подряд два шестых. Очень странно. По-видимому, один из них и есть ваш пятый. Давай узнаем у старшей. Кстати, где она?
      - Не знаю. Только что была тут. Хотя нет, я её вижу, она разговаривает  с проводницей шестого. Давай подойдем поближе. 
      Подходя, они услышали разговор Эммы Эдуардовны с проводницей.
      - А мне это по барабану, - раздраженным голосом говорила проводница.- Меняйте билеты. Без билетов никого не пущу, даже и не мечтайте. Терять из-за вас работу я не желаю.
      - Но поймите, билеты у нас есть, но они в пятый, а пятого вагона нет.
      - Вот и меняйте их на шестой. Тогда впущу.
      - А где начальник поезда?
      - В первом вагоне. Только его нет, тяжело заболел. Диарея.
      - А кто вместо него?
      - Пока никого.   
      Артур и Лиза отошли в сторону.      
      - Нет, Артур, наверное, сегодня мы не уедем. Давай поедем домой.
      - Подожди еще немного. Просто интересно, чем всё это окончится.
      - По-моему, нет ничего интересного. Всё, как обычно.   
     - Не торопись. О-о, смотри, сюда идет какой-то милицейский чин. Кажется, капитан милиции. И рядом с ним вприпрыжку бежит этот ваш, ну что с козлиной бородкой. Сейчас тут будет цирк.  Идем поближе.
      Чин был невысокий и толстый. Он приблизился к проводнице. Эмма Эдуардовна и проводница, перебивая  друг друга, возбужденно громко заговорили.
      - Тихо!- сказал капитан милиции.- А ну, говорите по очереди! - Он посмотрел на проводницу. - У вас какой вагон?
      - Шестой.
      - А пятый где?
      - Без понятия.
      - Очень хорошо. Вот у моей жены билет в пятый. Куда мне её посадить?
      Проводница пожала плечами.
      - А я откуда знаю?! У меня вагон шестой. Есть и наряд на весь рейс, в оба конца. 
      Капитан милиции нахмурился.
      - А ну, давайте сюда ваш наряд.
      Проводница злобно блеснула глазами и ушла в вагон. Капитан обратился к Эмме Эдуардовне.
       - У вас тоже есть предписание? Или как там у вас это называется, в смысле поездки?
       - Есть, - сказала Эмма Эдуардовна, вынимая из сумочки сложенный вчетверо листок. – Пожалуйста. Это из Турагентства, командировка. И билеты на всех, вот. В пятый вагон.   
       Капитан кивнул. Появилась проводница с бумагой в руке.
       - Вот, глядите.
      Капитан прочитал наряд и посмотрел на проводницу.
      - Значит, так. Впускайте всех, у кого билеты в шестой. Карандаш у вас есть? Давайте,  я напишу. А номер вагона поменяйте на пятый. Вам понятно?
      Проводница обозлилась.
      - Чего ради? А может пятый не мой, а Юлькин? У неё тоже шестой.
      Капитан задумался.   
      - Нет, - глубокомысленно сказал он после паузы. - Нет, такого быть не может. Что ж тогда получится? После четвертого будет шестой, за ним пятый, а потом сразу седьмой? Это непорядок. Ну? Где у вас цифра пять? Несите. И давайте менять номер вагона.   
      - Нет у меня пятерки. Дали мне шестерку, вот она, уже в рамке. 
      - Всё равно, снимайте её.
      Проводница не двигалась с места.
      - Ну?
      - Не имею права. 
      - Я вам приказываю!
      Проводница заплакала.
      - Уволят меня!
      - Не уволят. Снимайте! Сняли? Хорошо. Так что, пятерки у вас нет? Ничего, не беда.  Напишем мелом прямо на вагоне: номер пять. И все дела. Несите мел. 
      - Нет у меня мела.
      Капитан нахмурил брови.      
      - Ну что ж, тогда вагон будет совсем без номера. Тоже ничего страшного.   
      - Есть губная помада, - заискивающе улыбаясь, сказала Эмма Эдуардовна. - Я жертвую свою.  Можно помадой нарисовать цифру пять. И вставить её вместо шестерки.   
      Артур засмеялся. Стоявший рядом турист с козлиной бородкой тоже засмеялся. Эмма Эдуардовна смущенно опустила глаза. Лиза ничего не поняла и удивилась.
      - Что тут смешного?
      - Будет, как красный фонарь, - сказал Артур. - Знаешь, где вывешивают красные фонари?
      - Нет. А где?   
      -На публичных домах. С соответствующим, конечно, контингентом. А в вашем  вагоне под красным фонарем…то есть, извини, под красной цифрой будете ехать вы, экспериментальные туристки.
      - Артур!
      - Всё, молчу. 
      Капитан милиции подумал и сказал:
      - А что? Это совсем неплохо, годится. Пишите номер помадой.
     Он ушел. Проводница проводила капитана злым взглядом.
      - Ладно, - сказала она. - Уволят меня к чертовой матери.  Рисуйте ваш номер.
      Бородач сказал:
      - Давайте я нарисую прямо под окном. Где помада?
     Эмма Эдуардовна протянула золотистый тюбик.
      - Он, правда, не полный, но на одну цифру, думаю, хватит. Берите. 
      - О, еще и французская! А запах!
     Артур снова засмеялся.
      - Теперь в вашем вагоне от гостей отбоя не будет. Будут лететь на запах, как пчелы на мёд.
      - Артур!
      - Всё, всё, Лизанька, молчу. 
      Бородач пятерку старательно нарисовал. Цифра получилась большая, полуметровая, жирная, прямо под окном тамбура. Она источала сладкий парфюмерный запах. Руки у бородача тоже были в помаде. Он тщательно вытер их носовым платком и выбросил его в кусты за путями.
      - Хорошо, что уедем. А то я весь пропитался этой французской помадой. Жена ни за что не поверила бы. - Он посмотрел на проводницу. - Ну, как вышла цифра? Вам нравится?
      Проводница криво усмехнулась.   
      - Красота.  Как на дворовом сортире. Ладно, я пошла к себе. Ждите посадки.    
      - А когда она будет? Моросит, и дождик…
      - Как тепловоз прицепят, так посадка и будет.   
      - А когда его прицепят?
      - А я откуда знаю?! Пошли бы вы все…
      Она раздраженно поднялась в вагон и с железным грохотом захлопнула дверь. На часах было двадцать три пятнадцать. Моросило. Лиза открыла зонтик. Артур сказал:
      - По-моему, экспериментальная часть программы уже началась. Вероятно, в этом  и состоит ее суть - кому из туристов удастся выжить.
      Прошло еще четверть часа. Тепловоза не было. Все устали и притихли. Эмма Эдуардовна оглядела стоявших под зонтами приунывших подопечных.
      - Вот что, - бодрым голосом сказала он. - Давайте пока петь. Согласны?
      - А что петь? - угрюмо спросила пожилая туристка с рюкзаком.
      - Песню о Сталине, - с ехидной усмешкой сказал турист в фетровой шляпе. 
      - Прекратите свои шуточки, - строго сказала Эмма Эдуардовна.- Это уже не актуально.  Предлагаю петь «Вечерний звон». Я буду вести мелодию и слова, а вы подпевать -  «бом,  бом». И всё, очень легко, никаких слов знать не нужно. У меня меццо-сопрано. Итак, я начинаю.
      Она откашлялась и запела. Голос у нее был низкий и с хрипотцой. 
      - «Вечерний зво-о-он, вечерний зво-о-он, как много ду-ум, наводит он…»  Ну? Что же вы? Пойте! 
      Несколько человек неохотно и вразброд прогудели:
      - Бом, бом…
      Остальные безнадежно молчали. Артур засмеялся.
      - В солистки «Ла Скала» ваша старшая, боюсь, не подойдет,  - сказал он Лизе. - Но для экспериментального маршрута вполне годится. 
     Вдруг кто-то радостно закричал: 
      - Смотрите, тепловоз!
     Со стороны депо задним ходом к составу бесшумно катился тепловоз. Все вмиг оживились и зашумели. Тепловоз замедлил движение и, коротко посвистывая, плавно приблизился  к составу. Из кабины, обернувшись, смотрел назад машинист. Через минуту  звонко лязгнули буфера, вагоны качнулись и замерли. Прошла еще минута. Одно за другим вагонные окна стали освещаться слабым желтым светом и поочередно начали   открываться двери. В дверях стояли проводницы с фонарями в руках. Посадка началась.
      Была половина первого ночи. Эмма Эдуардовна и её тесная группа стояли первыми под раскрытыми зонтами у самой двери вагона с красной пятеркой под окном. За ними ждали посадки другие группы туристов. Вид у Эммы Эдуардовны был победоносный. Изменить шестой номер вагона на пятый удалось именно ей, и именно её французской помадой на стенке вагона была изображена ароматная цифра пять.
      Начался мелкий дождик, и посадка прошла быстро. Платформа опустела. Редкие провожающие кое-где стояли под окнами вагонов, а Артур с Лизой еще прощались.   Проводница терпеливо ждала.
      - Возьми зонтик, - сказала Лиза. - Ты же промокнешь.
      - Добегу, - сказал Артур. - Тут близко, да  и  воздух теплый. 
      - Садитесь, - недовольно сказала проводница. - А то дверь закрою и останетесь. Ну? 
      - Иду,- сказала Лиза. - Я тебе позвоню или дам телеграмму. Только еще неизвестно  откуда. Куда приедем, оттуда и сообщу. Ну, всё, уходи.
      Тепловоз издал долгий густой гудок.   
      - Ну? - сказала проводница. - Вы что, ехать уже передумали?
      - Нет, нет, еду, - Лиза чмокнула Артура в щеку и вскочила в вагон. Дверь тут же захлопнулась.
      Артур постоял еще минуту, пытаясь увидеть Лизу в вагонном окне. Там  мелькали какие-то движущиеся тени, но через мутные стекла различить лица было невозможно. Поезд дернулся и медленно двинулся. Артур и еще один провожающий с зонтиком шагали  рядом с вагоном. Поезд ускорил ход. Артур и провожающий с зонтиком отстали. Они посмотрели друг на друга.
       - Вы теперь куда? - спросил провожающий.
       - Еще не решил, - сказал Артур. - А вы?
       - Пойду на переезд, к семафору. В обход всех путей. Это далеко, но идти напрямую  по путям в темноте боюсь.   
       - Но сюда, на четырнадцатый, вы ведь перебежали с десятого?
       - Перебежал. Все бежали, и я бежал. А одному как-то страшно. Ну? Идете со мною? У меня есть зонтик. А?
       - Нет, это далеко. Я еще думаю.
       - Тогда пока.
       - Счастливо.
       Провожающий раскрыл зонт и ушел. Артур всё еще стоял, обдумывая, как проще всего добраться домой. Моросящий дождик не прекращался. Волосы Артура и тенниска на плечах уже намокли. Вдали сквозь темень призывно светились желтые огни вокзального здания и на перроне первого пути горели фонари.
       Можно было, как сделал провожающий с зонтиком, пойти к переезду с семафором, потом пересечь все четырнадцать путей и выйти на вокзальную площадь. Но до переезда было далеко, метров двести, а то и больше, и идти туда не хотелось.
       Проще всего было бы спуститься по крутому и длинному косогору прямо к трамвайной остановке. Косогор начинался сразу за четырнадцатым путем. Он  густо зарос крапивой и лопухами и был усеян битым стеклом, мусором и обломками каких-то бетонных балок с торчащими прутьями железной арматуры. Как-то днем Артур по нему уже спускался. Но это было днем. А в ночной тьме можно было зацепиться, упасть и даже покалечиться.
      И еще можно было напрямую перебежать по путям к десятому. Как час назад  бежали туристы. Это было ближе всего, но в ночной темноте небезопасно. Можно было не заметить бесшумно катящихся темных вагонов или вдруг оказаться перед мчащимся  составом. Но Артур решился, хотя быстро не получилось. На двенадцатом пути он надолго застрял, так как там с пронзительными свистками взад-вперед маневрировала «кукушка» с каким-то вагоном;  на одиннадцатом ему пришлось пропустить уходящий очень длинный пассажирский поезд, а десятый перегородили темные вагоны и их пришлось обойти.   
       Был уже около часа ночи, когда Артур взобрался на платформу десятого пути. Моросило. Было безлюдно,  в оранжевых ореолах мутно светились редкие фонари и мокро поблескивал асфальт в мелких лужах. Рядом с девятого пути уползал в парк недавно прибывший пассажирский состав с уже погашенными темными окнами, по десятому, натужно свистя и выбрасывая клубы пара, неожиданно промчался паровоз и какая-то парочка пряталась в тени под переходом. Окна его были освещены, и можно было пройти прямо в вокзальное здание, а оттуда на площадь. Троллейбусы еще ходили, и ночь, несмотря на моросящий дождик, была теплой.    
      Артур с облегчением вошел в распахнутую дверь перехода и перевел дух. Насвистывая, он поднялся на несколько ступенек и вдруг увидел переброшенный через лестничные перила серый  пиджак в крупную косую клетку. Артур удивился. Пиджак был вполне хороший, не измятый, не какое-нибудь умышленно выброшенное старое рванье. К тому же на нём что-то поблескивало. Артур огляделся. Вблизи никого не было. Это было странно. Ему подумалось, что пиджак, возможно, забыл увлекшийся кавалер парочки, прячущейся под переходом.  Он  спустился на платформу, но парочка уже исчезла. И на платформе было пусто. Артур в недоумении вернулся в переход и поднялся наверх. Вблизи никого не было. Вдали перемещались какие-то люди и оттуда доносились шум и голоса. Постояв, Артур снова спустился вниз. Пиджак висел на прежнем месте. Стало ясно, что он потерян или забыт. 
      Артур стоял и размышлял. Если просто уйти, то пиджак украдут. А если его взять с собою, то что с ним делать? Вдруг он сообразил. Пиджак нужно сдать в милицию. Пусть они думают. Он просунул указательный палец в петельку у воротника и снял пиджак с перил. На левом лацкане блестел квадратный алюминиевый значок с профилями великого квартета «Сталин-Ленин-Маркс-Энгельс». Правую сторону пиджака изнутри  оттягивал бумажник в боковом кармане.
      С болтающимся на пальце пиджаком Артур поднялся в переход, быстро миновал все выходы на промежуточные платформы и вошел в залитый светом главный вокзальный зал. Там было людно и шумно. У касс чернела очередь, другая очередь стояла у окошка с надписью «Справочная», люди толпились у табло с расписанием отправлений и прибытий поездов, работал киоск «Союзпечати» и почти непрерывно, отражаясь от стен гулким эхом, грохотали невнятные объявления по вокзальному радио. Вверху над главным входом в обрамлении горящих электрических лампочек висел огромный портрет Брежнева, внизу под ним женщина в коротком белом халате продавала пирожки по пять копеек штука. Мимо Артура пробежали  две девушки, с удивлением глянули на него и на висящий на его пальце пиджак, прыснули  и  со смехом убежали. 
      Теперь оставалось найти отделение вокзальной милиции. Артур осмотрелся.  В левом углу зала над дверью светилась надпись «Милиция». Он наискосок пересек зал и направился к двери. У входа стоял и курил милиционер. Он заметил направляющегося к нему мужчину с вытянутой рукой, на указательном пальце которой болтался пиджак, насторожился, отбросил, не глядя, сигарету и пристально уставился на Артура. Артур приблизился. Милиционер окинул его взглядом, непонимающе глянул на пиджак и снова перевел глаза на Артура.
     - Вам чего? - спросил он.
     - Вот, - сказал Артур. - Я нашел и принес чей-то пиджак. К кому мне обратиться?
     Милиционер кивнул.      
     - Сюда, - сказал он. - Дверь налево. Дежурный, старший лейтенант товарищ Гавриш.
     Артур вошел. Коридор был длинный и узкий, пропитавшийся табачным смрадом, с тремя дверьми.  На левой была табличка «Дежурный» и под стеной стояла скамейка. Табличка на правой двери гласила «Начальник отделения», а третья дверь в самом конце коридора была низенькой, наискось перекрытой железной щеколдой. Надписи на ней не было.
     Милиционер открыл левую дверь, впустил Артура и вошел за ним. Кабинет  дежурного был небольшой, под окном стоял стол, а в кресле, откинувшись на спинку и свесив голову на плечо, с приоткрытым ртом сладко спал старший лейтенант. Лицо его было светлым и благостным, как у спящего ребенка. На столе перед ним стояла бутылка с этикеткой «Пиво Жигулевское», еще две такие же, пустые, стояли на подоконнике рядом с форменной фуражкой. Сбоку на столе приютился черный телефон и лежала раскрытая конторская книга с авторучкой между страницами. Милиционер громко кашлянул. Старший лейтенант не просыпался. Милиционер  глянул на Артура.
      - Сейчас, одну минуту, - сказал он. - Вторую ночь, понимаете, на ногах. Устал.
      Он подошел к дежурному и слегка потеребил его за плечо.
      -Товарищ Гавриш, - сказал он. - А, товарищ Гавриш, просыпайтесь. Тут гражданин принес пиджак. 
      Старший лейтенант вздрогнул, встрепенулся и, не поднимая головы, открыл один глаз. 
      - Что? - сонно сказал он. - Пиджак? Какой пиджак? Мне никаких пиджаков не нужно.               
      - Гражданин нашел чей-то пиджак и принес. Для розысков хозяина.
      Старший лейтенант уже слегка очнулся. Он с усилием выпрямился и открыл второй глаз.  Заметив пивную бутылку, он быстро её снял и поставил под стол. Затем увидел Артура с висящим на пальце пиджаком.
     - Что за пиджак? – недовольно  спросил он. - Где вы его взяли? 
     - Нашел, - сказал Артур. - Кто-то забыл или потерял. Я его принес вам.
     Старший лейтенант  постепенно приходил в себя.
     - А зачем? - сказал он.
    Артур удивился.
     - Как зачем? Чтоб вы нашли владельца.
     Дежурный  подумал. 
     - Это правильно, - сказал он. - А что в пиджаке?
     - Не знаю, не смотрел.
     - Почему?
     - А это не мое дело. Смотрите вы.
     - Тоже правильно, - сипло сказал старший лейтенант. Глаза его слипались.- Шевчук,  а ну-ка посмотри,  что там, в этом пиджаке.
     - Я уже посмотрел. Есть бумажник. А в кармане сигареты «Прима» и монета в пятнадцать копеек.
     - А что в бумажнике?   
     - Как раз смотрю. Вот, профсоюзный билет…фамилия Петренко, Федор Иванович, тридцатого года рождения. И справка из вытрезвителя, два дня назад.  И еще анализ мочи. Всё. Хотя нет, вот еще карточка. Голая  дамочка с веером. Больше ничего.
      - А деньги есть?
      - Нет, денег нет.
      - Нет? Это хорошо, - облегченно сказал старший лейтенант. - Тогда вопрос закрыт. Все свободны.
     Он закрыл глаза, опустил голову на плечо и мгновенно уснул. Артур посмотрел на милиционера.
      - Так что делать с пиджаком? 
     Милиционер пожал плечами. И  снова тронул рукой старшего лейтенанта. 
      - Товарищ старший лейтенант, - сказал он. - Товарищ Гавриш, так что делать с этим пиджаком? Куда его?
      Дежурный  снова с усилием открыл глаза и  с недоумением уставился на Артура.
      - Кто вы такой? - спросил он. - Что вам нужно?   
      - Я же вам уже рассказал. Я принес пиджак.
      Наступила пауза. Дежурный сдвинул брови и мучительно соображал.
     - А-а, припоминаю. Вы Петренко. Значит, вы уже нашли свой пиджак. Это хорошо. Я очень рад.
     - Нет, это не мой пиджак, и я не Петренко. А Петренко вам нужно найти.
     - Как это? А кто вы?
     - Я же объясняю! Я нашел пиджак. Чей-то. И принес вам. 
    Старший лейтенант уже немного очнулся.    
     - Что вы путаете, - сердито  сказал он. – То вы Петренко, то не Петренко…А где вы его взяли?   
     - Нашел в переходе на десятом пути. Висел на лестничных перилах.
     - А вы как там оказались? 
     - Провожал жену. Час назад, как уехала.
     - Вот как. А куда же она уехала? 
     - Еще неизвестно. Это экспериментальный туристский поезд, номер пятьсот пять. Ушел с четырнадцатого пути.
     Старший лейтенант сощурился. .
     - С четырнадцатого пути? А как же вы оказались на десятом?
     - Перебежал через пути.            
     - Что-то вы, гражданин, путаете. С четырнадцатого пути отправлений не бывает. Это запасной путь, только для отстоя.
     - Нет, час назад с него ушел поезд. 
     - Хм…ну-ну. Сейчас проверим. 
     Он придвинул телефон и набрал номер.
      - Справочная? С какого пути ушел поезд пятьсот пять? Жду. Что-о? То есть как?  Такого поезда вообще нет? Это что, точно?
     Он положил трубку, сощурился и пристально посмотрел на Артура.
     - Ну? Что теперь вы скажете?
     - Скажу, что справочная не в курсе.
     - М-да…А  документы у вас есть?   
     - С собою нет.
     - Так я и думал. Тогда отвечайте - где деньги?
     - Что? Какие деньги?
     - Из пиджака. Что были в бумажнике.
     - Спросите об этом у Петренко. 
     - Мы-то спросим, не беспокойтесь! А у вас в карманах что?
     - Ключи от квартиры. Еще носовой платок, расческа и два рубля в кошельке. Хотите убедиться?
     - Это мы успеем. Значит, так. Рассуждаем. Документов у вас нет – это раз, поезда пятьсот пять не существует – это два, и зачем вы были на десятом пути - тоже неясно. Это  три. Теперь вопрос – где Петренко?
     - Вот вы его и ищите. Это ваше дело.
     - Мы-то  найдем, не сомневайтесь. А может  вы его убили, а деньги где-то спрятали? А? 
     - А потом принес вам его пиджак. Железная логика.               
     Дежурный напряженно соображал.   
     - Да, - сказал он после паузы.- Дело, как я вижу, запутанное. Вот вам бумага, пишите объяснение. А утром будем разбираться. Переночуете у нас. Шевчук, кто сейчас в обезьяннике?
      - Двое, оба  вдрызг  пьяные.  У  одного рвота, всё там изгадил, сволочь, убирай потом. А  второй бушует, рвется на волю, чуть дверь не выломал. Я щеколду накинул.   
      - Это правильно. Но, думаю, для третьего место там найдется. А утром разберемся.
     Артур возмутился.
      - Что? Какого черта! Я буду жаловаться!
      - Это мы пожалуйста. А будете шуметь - успокоим. По этим делам Шевчук у нас большой специалист. Ну, так как, объяснение писать будем?  Или сразу туда пойдем? А, Петренко?
      - Я не Петренко.
      - Опять! Вот утром и разберемся. 
      В коридоре хлопнула дверь, что-то упало, стукнуло и послышались шаги. Старший лейтенант поднял голову.
      - А ну Шевчук, глянь, кто там ходит? 
      Милиционер выглянул в коридор.
      - Пришел  капитан.
      Дверь отворилась и в кабинет дежурного вошел начальник отделения. Он окинул взглядом присутствующих,  увидел  стоящего Артура и лежащий на столе серый пиджак.       
      - Что здесь происходит? 
      Старший лейтенант с усилием поднялся и надел фуражку.      
      - Вот, - сказал он и слегка качнулся. - Докладываю. Гражданин Петренко принес  пиджак. Всё.
      Наступила пауза. Капитан соображал.
      - Понял, - сказал он. - Гражданин Петренко, для чего вы принесли пиджак?
      - Я не Петренко и пиджак не мой, - сказал Артур. - Это пиджак какого-то Петренко. Он его потерял.
      Капитан сосредоточенно задышал на Артура. От него пахло спиртным.
      - Что-то я не пойму. А ну давайте точнее!   
      - Дело в том, что этот пиджак я нашел. Я провожал жену, она уехала пятьсот пятым с четырнадцатого пути.
      Капитан милиции вскинул брови..    
      - Да ну?! Я тоже там провожал жену. Но вас я не видел.
      - А я вас узнал. Это вы заменили шестой вагон на пятый. Губной помадой.
      Капитан радостно засмеялся.
      - Точно! Значит, вы там были? Вот теперь я верю.   
      В розговор вклинился старший лейтенант.   
      - Заявляю категорически, - строго сказал он, мутно глядя в пространство. – Заявляю официально, что поезда пятьсот пять вообще не существует. И поэтому отправиться с четырнадцатого пути он не мог, так как это путь для отстоя.   
      Капитан посмотрел на Артура.   
      - Идемте со мною.
      Они вышли в коридор, и капитан впустил Артура в свой кабинет.   
      - Так, значит, вы не Петренко?
      - Нет.
      - А кто же вы? Где работаете?
      - В ниицэме.
      - В чём? Странное название, я такого и не слышал. Что это значит?
      - Научно-исследовательский институт цветных металлов. 
      - Здорово! И что там делают?
      - Делают опыты и пишут статьи.
      - Значит, вы научный работник? 
      - Да.      
      - Это здорово! Так отчего же вы сразу не сказали? Принесли какой-то дурацкий пиджак.  Вы тоже пишете статьи?
      - Иногда. Товарищ капитан, прошу вас, помогите мне.
      - Каким образом? Я никогда  не писал никаких статей!
      - Я не об этом. Отпустите меня домой. 
      - А, это другое  дело. - Капитан задумался. - Значит, так. У вас в институте телефон есть? Хорошо. Давайте прямо сейчас туда позвоним и всё выясним.
      - Сейчас ночь, там никого нет.
      - Да, а я и забыл. А начальник у вас есть? 
      - Есть, директор. Профессор  Григорович.
      - Что? Григорович? Да ну! Вот это здорово! Да ведь я его прекрасно знаю! Так он стал директором института? Кто бы мог подумать! Ведь мы с ним учились в школе милиции, рыжий такой, долговязый, как жердь. Однажды, помнится, был случай, как раз ждали приезда генерала, а у Григоровича сапоги спёрли. Пришлось ему обуться в чьи-то старые  кирзовые. Правда, потом сапоги  нашлись, это он сам по пьянке куда-то их сунул, а потом забыл. И еще я помню, как…
      - Это не тот Григорович, - сказал Артур. - Он не рыжий. Он низенький и толстый. И ему уже за семьдесят.
      - Да что вы?!  Очень  жаль. Значит, то был его сын.
      - У него две дочки.
      - Ну, это всё равно. Когда его увидите, передайте от меня привет. Всё, я вас отпускаю. И  куда вы теперь?          
      - Домой, на Новый Хутор.
      - Ого! Далеко. Троллейбусы и  трамваи еще не ходят, Как же вы думаете добраться?
      - Пешком.
      - А документы у вас есть?
      - Дома.
      - Как?! Кто же ночью ходит без документов? А если на вас нападут бандиты? Или попадете под машину? Или у вас вдруг инфаркт? Нет, так нельзя. Вы, наверное, даже не знаете, сколько у нас по ночам происходит  разных  происшествий. Знаете?
      - Не знаю. 
      - Ну, вот видите. Я, правда, тоже забыл, но помню, что много. Ну, так как? Идти домой вы не передумали?
      - Нет.
      - Тогда желаю удачи. Наверное, мы скоро увидимся, когда будем встречать наших путешественниц.
      Они пожали друг другу руки, и Артур ушел.
      
      Было около пяти утра, когда он подошел к своему дому и поднялся на свой этаж. В дверной щели белела бумажка. Это была телеграмма. В прихожей Артур торопливо её развернул. Она была от Лизы. Сверху шла большая синяя надпись: СРОЧНАЯ, а под нею текст.
      «Артур, - писала Лиза, - Наш вагон сломался  и  всех пересадили в  шестой тчк теперь в каждом купе нас восемь человек и мы спим по очереди тчк у меня украли сумку со всеми деньгами и документами тчк я сбежала с поезда на станции Маковка тчк эту телеграмму у меня приняли в долг и поэтому с почты не выпускают тчк а я очень проголодалась и хочу домой  тчк забери меня = Лиза».
      Артур чертыхнулся, поспешно достал из ящика деньги, накинул куртку и  выбежал на улицу. Моросило. Взять зонтик он забыл, но возвращаться не хотелось.
      На улицах было темно и безлюдно. До вокзала было далеко, транспорт  еще  не  работал и Артур побежал. Вдруг впереди блеснул зеленый огонек. Артур выскочил на проезжую часть и свистнул. Такси ответно мигнуло фарами и притормозило. Артур подбежал и вскочил в машину.
      - Куда едем? - спросил водитель.
      - На вокзал, - сказал Артур. - На вокзал, мать его.