Батюшка север

Наталья Матвеева Сиалава
Cеверная моя родина, Архангельская земля, становится с годами все ближе и дороже. Чем дольше я живу без нее, чем дальше она от меня, тем чаще мои думы обращаются к ней.
Северяне наши Архангельские, вроде из-за холодов бесконечных и несолнечного климата, должны быть обделены природными дарами. Ну что в такой местности вырастет? Картошка только?
Ан нет! Северяне край свой знают и пользу имеют. Перво-наперво,  грибы. Насушат, насолят, наморозят, в банки закатают. Вот и лакомство. Особенно грузди. Груздь гриб для соления, белый, твердый. Первейшая закуска. Так и говорят: «лучшее угощение - холодная водка под сопливый груздь»!
Потом, ближе к осени начинается ягодный сезон. Сначала морошка. Только на севере у нас растет, чем севернее, тем больше ее. Вкус специфичный и на вид, как малина, только желтая и растет прямо на земле. Из нее варенье варят или просто сахарным песком засыпают и в холод. Следом идет черника с голубикой, голубелью. "Голубель" - так местные голубику называют, звучит красиво. Ягода уникальная и очень вкусная. Наешься, бывало, варенья из черники-голубики, язык черный становится. Полезна она очень для сосудов и для зрения.
Дальше идет брусника. Красная ягода, невероятно полезная при почечных проблемах. На севере из нее варят морсы, варенье или морозят. Морсы зимой особенно вкусны! На юге все больше компоты делают, а у нас морсы и кисели ягодные. Брусника вкуснейшая приправа к мясу, но это уж выдумки современной кулинарии.
И наконец, клюква. За ней на болото ходят. На мху она растет. Красная, крупная, очень кислая. Сильный очиститель крови, мочевых путей, антимикробным действием обладает за счет бензойной кислоты. Тоже для морсов используют. А еще перетирают ее с апельсинами, холодный джем получается. Вкусно и очень полезно.
Ягоды все эти на земле растут, собирают их совками такими глубокими с зубцами. Грабилки называются, немного на грабли похожи, только маленькие, ручные. Складывают добычу в железные кузова. Кузов, как рюкзак на плечи надевают и несут домой.
Пироги открытые с ягодами пекут на севере. Тирамиссу отдыхает. Ох, с морозу прибежишь и горячего чаю с пирогом напьешься-наешься и такая жизнь сладкая кажется!
Во времена дачного бума северяне набрали по шесть соток и с энтузиазмом взялись за земледелие. Теплиц настроили. Цветов насадили. Клубнику, малину, смородину, крыжовник, иргу, калину, боярышник выращивали. Радовались каждой ягодке. И правда, чудо из чудес. Следующее поколение уже дикой радости от земледелия не испытывало, но оборудовало участки приличными домами и банями и по выходным стремились на свежий воздух и в баню. В магазинах уже все было, денег зарабатывали намного больше, и необходимости убивать здоровье на земле отпала.
Даже коровы на севере особенные, холмогорской породы, черные с белыми разводами. Привычные к холоду, молочные.
А охотники до сих пор на лося ходят и на медведя, бывает. Мясо темное, но вкусное. Рыбаков тоже много. Рыбы хватает на всех. Зимний подледный лов на озерах и реках устраивают. Сидят на льду рыбаки, как грибы. Лунки коловоротами накрутят, дырки такие сквозь лед, рыба сама подходит к лункам, свежий воздух почуяв. Вот и попадает на крючок.
Нас на севере всегда рыба кормила. Особенно морская.  Скумбрия, селедка, навага, мойва, треска, палтус. Это рыба народная. На каждый день. А праздничная, царская значит, семга да стерлядка. Семгу надо брать в Мезени, рыбины огромные, мясистые. Из головы и хвоста уху варят, а остальное солят не сильно, малосольно, чтобы вкус сохранить. Солят на севере особо, с солью и сахаром. И такая она жирная, розовая, мягкая, вкусная. Не чета привозной, искусственно разведенной. Не чета!  А стерлядь, кто пробовал – не забудет никогда. Стерлядку надо тщательно намыть, снять с нее слизь, почистить и бросать прямо в кипящую воду, ничего, кроме соли не добавляя. Ничего. Бульон получается с желтыми масляными каплями, жирный, наваристый, вкусный невероятно. А сама рыба белая, без костей, тает во рту. Воистину – царская.
Кулебяки – пироги с рыбой, лакомство первостатейное. «На редкость», - как говорил мой папа. Особенно с мойвой, рыбкой маленькой и жирной. И сейчас в ресторанах Архангельска рыбники подают. Кулебяки теперь называют рыбниками, вроде как литературнее звучит.
На севере много слов особенных северных, люди здесь с тонким чувством юмора. Например, во времена гражданской войны в Архангельске интервенты были. Англичане в основном. Так их местное население каминами называло. От английского «come in», - подойти ко мне! Юмористы. Архангельск к иностранцам привычен. С самого основания города-крепости, еще со времен Ивана Грозного, здесь иностранцы продавали и покупали  товары. Петр Первый строил здесь свой флот. Иногда и балы правил. Район современного Архангельска зовется Соломбала, от соломенного бала. Во время балов солому на пол бросали. Не знаю зачем. То ли чтобы теплее было, то ли, чтобы чище.
Наследие с тех времен в архитектуре города осталось. Гостиный двор, на набережной стоит, теперь там музеи, выставки. Еще есть кирха, старая немецкая церковь, теперь там органный зал. Часто концерты органной музыки бывают. Акустика потрясающая. Архангелогородцы любят в кирху ходить.
Вот и выходит, что хоть и север, а жизнь полноценная. Природа суровая, но своих не обижает, кормит. А люди отзывчивые, сердечные, даром, что замороженными зовут. Зато северянки самые красивые и красотой своей очень долго радуют. Может и правда на холоде лучше сохраняются.