Байка о происхождении от архитектора Байкова

Николай Панов
Байка - короткая сказочка, басенка (По Ушакову).

Старожилам Гатчины хорошо знакома личность Алексея Михайловича Байкова (1790 - 1852) - главного архитектора императорской Гатчины в 1824 - 1852 годах. В этой должности он претворял в жизнь перспективный план города, разработанный  архитектором В. И. Гесте. Евангелическо - лютеранская церковьь Святого Николая - лютеранская кирха в Гатчине была торжественно освящена 22 октября 1828 года. Каменное здание было возведено в 1825 - 1829 гг. по проекту архитектора Д. И. Квадри под руководством А. М. Байкова, который внёс некоторые изменения в проект в процессе строительства. В настоящее время здание кирхи входит в число памятников архитектуры федерального значения. Сохранилось несколько бывших купеческих домов, построенных Байковым. В числе его работ и двухэтажное здание бывшей женской гимназии, в котором сейчас располагается городской краеведческий музей. В последние годы жизни Алексей Михайлович Байков работал над проектом нового административного центра города. В его служебном формуляре сказано: "За отличное усердие к службе и особенные труды" неоднократно награждался денежными премиями, орденами и знаками отличия беспорочной службы.

Если творческая деятельность Алексея Михайловича Байкова, как главного архитектора императорской Гатчины, достаточно хорошо известна, то его личная жизнь, особенно, его "сомнительное" происхождение, порождают массу вопросов и догадок. На его могиле на Новом кладбище Гатчины, начертана фраза, заставляющая задумываться не одно поколение историков: "Сын истопника Смольного института". Неужели Алексей Байков, которого в 1813 году зачислили в штат городского правления Гатчины по Указу вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, родился "простолюдином"? Ведь, уже, в 1842 году А. М. Байков был в ранге "коллежского асессора", что давало ему право на потомственное дворянство. Обычно простолюдины, получившие за службу дворянское звание, непременно отражали данный факт на своих надгробиях: "потомственный дворянин" или "личный дворянин". А вот, не указывать происхождение на могильной плите было свойственно "столбовым" или древним дворянам, чья родословная уходила вглубь веков.

Как оказалось, Байковы - принадлежат к древним дворянским родам второй половины XVI века и записаны в VI часть родословной книги Псковской губернии. Есть, ещё древний дворянский род Байковых, восходящий ко второй половине XVII века и записанный по Тульской губернии. Самым известным из "древних" дворян Байковых, по праву является Фёдор Исакович Байков (ок. 1612 - 1663/1664), московский дворянин, глава первого русского посольства в Китае в 1654 - 1657 годах. Сейчас невозможно определить к какой дворянской "ветви" принадлежал Алексей Михайлович Байков, но удалось установить кто были его родители и близкие.

Чтобы восстановить родословную архитектора А. М. Байкова необходимо определить, что могло связывать его отца со Смольным институтом. Дело в том, что когда родился Алексей Байков (1790) институт благородных девиц размещался на территории Смольного монастыря, где воспитанницы из благородных семей проживали совместно с монахинями, из не менее знатных родов, и каждая имела прислугу из крепостных девок. Поэтому мужчину - истопника туда не допустили бы и "на пушечный выстрел".

Среди "смолянок" 5-го выпуска (1788) Воспитательного общества благородных девиц была Байкова Екатерина Сергеевна, дочь полковника Сергея Ивановича. В списке была ещё одна выпускница, которая тоже вызвала интерес: Волкова Анна Алексеевна, дочь статского советника Алексея Степановича Волкова (1726 - 1769). Её отец , будучи русским дипломатом склонял славян к переселению из Венгрии и Турции в Россию. Лишившись, ещё, младенцем отца, Анна воспитывалась родственниками. В стенах же Смольного института, воспитанницы Байкова и Волкова сблизились и подружились.

В 1766 году полковник Байков владел совместно с капитаном Алексеем Беклемишевым и гвардии капитан - поручиком Афанасием Костюриным "сельцом Мальцево с деревнями Золино и Опрятово". В Мальцево было два ветхих деревянных господских дома. В деревне Золино, состоящей из 18 дворов числилось 147 душ. Из них за Байковым было 20 мужских душ и 24 женских, за Беклемишевым - "крестьянских четыре двора в них мужеска полу пять женска полу пять же душ". В 1770 году долю Алексея Васильевича Беклемишева наследует "малолетний помещик Иван Алексеев сын Беклемишев". Поверенным в делах был С. И. Байков. В 1776 году помещик села Знаменское Сергей Иванович Байков построил двухэтажную церковь на собственные средства.

Кроме дочери Екатерины, у полковника Сергея Ивановича Байкова было три сына: Василий, Лев и Михаил.

Наиболее известным являлся старший сын: Василий Сергеевич Байков (? - 1790) - бригадир и секунд - майор лейб - гвардии Преображенского полка, кавалер ордена Святого Георгия 3-й и 4-й стапеней. Родом из дворян. Обучался в артиллерийском кадетском корпусе и по окончании курса в 1768 году произведён в штык - юнкеры. За отличие в турецкой кампании 1769 - 1772 гг. произведён в подпоручики и потом в поручики. В 1779 году его определили адъютантом к князю Г. Г. Орлову, владельцу мызы Гатчина, который построил там уникальный дворцово - парковый комплекс. Блистательная карьера В. С. Байкова оборвалась внезапно: 18 апреля 1790 года бригадир Байков получил смертельную рану в бою, "от которой скончался в этот же день". Его женой была Анна Ивановна, воспитанница (так называли внебрачных дочерей) обер - гофмейстера Елагина, который занимал видное место в придворной иерархии. Иван Перфильевич Елагин (1725 - 1794), граф, государственный деятель, историк и поэт. По табелю о рангах, "обер - гофмейстер" принадлежал ко второму классу, что соответствовало полному генеральскому чину в армии. А ещё, сенатор Елагин был главою массонской ложи в 1780 году. Поэтому Анна Ивановна Байкова, вполне, могла оказать содействие Алексею Михайловичу Байкову в его назначении на службу в Гатчину. Её же дети: Сергей и Семён служили офицерами в Российской императорской армии, причем Сергей Васильевич Байков за отличие в Отечественной войне 1812 года был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени.

Второй сын: Лев Сергеевич Байков - действительный статский советник, камергер, был на дипломатической работе. Автор записки о Бессарабской области. Однажды он приехал из Варшавы в Кишинев, где прожил две недели. По рассказам И. П. Липранди, А. С. Пушкин интересовался у Байкова какой - то скандальной историей, случившейся с тем на балу в Варшаве.

Третий сын полковника: Михаил Сергеевич Байков служил офицером в Петербурге. Он часто бывал на балах, куда приглашались и воспитанницы Смольного института. Через сестру познакомился с девицей Анной Волковой, на которой впоследствии женился и у них родился сын, названный в честь деда Алексеем (1790). Однако, семейное счастье Байковых продлилось недолго. Алексей рано лишился родителей и его в 10 лет определили на "полный пансион" в Императорскую Академию художеств, где он успешно учился 12 лет. В момент зачисления Байкова в Академию, классом архитектуры в ней заведовал Волков Федор Иванович (1755 - 1803), академик и профессор, оказавшийся дальним родственником его матери, который и посоветовал ему стать архитектором. Таким образом, Байков Алексей Михайлович принадлежавший к древнему дворянскому роду, мог себе позволить пошутить насчет своего происхождения. Тем более, что в первой половине XIX века подобные "шутки" были в большой моде.

А. С. Пушкин написал шутливую поэму "Домик в Коломне", в которой рассказал почти анекдотический случай о молодом человеке, нанявшемся под видом кухарки в дом своей возлюбленной. Возможно, молодой офицер Михаил Байков тоже тайком пробирался в институт благородных девиц под видом истопника, чтобы увидеться с сестрой или её подругой. Возможно, был каламбур на тему: "Истопник - истоптать - топтать". Мол, офицер Михаил Байков мог "топтать" благородных девиц - был "истопником" Смольного института. Однако, подобные "шутки" быстро забывались, а в данном же случае, указание на явно не дворянское происхождение Алексея Михайловича Байкова увековечили на его могиле.

В дворянской среде начала XIX века самой почитаемой и престижной была военная служба. Дворяне, которые служили по гражданскому ведомству не пользовались уважением у дам, а офицеры называли их презрительно "рябчиками". Дворянин, не служивший вовсе, до глубокой старости писался во всех документах "недоросль". На профессиональное творчество смотрели как на унизительное для дворянина занятие. Творчество воспринималось, исключительно, как "благородный досуг". Например, М. Ю. Лермонтов служил офицером в армии, а А. С. Пушкин - на гражданской службе. Литераторством они занимались на досуге, в свободное от службы время.

Очень ярко об отношении дворянского общества к творческим людям в своей среде поведал граф Фёдор Петрович Толстой (1783 - 1873), выдающийся русский художник и скульптор. Он, как и Алексей Михайлович, окончил Императорскую Академию художеств и посвятил себя творчеству. С 1828 по 1859 год Ф. П. Толстой состоял в должности вице - президента Академии художеств и дослужился до ранга тайного советника. "Обвинения на меня сыпались отовсюду, - вспоминал граф Ф. П. Толстой. - Не только все родные, кроме моих родителей, но даже большая часть посторонних упрекала меня за то, что я первый из дворян, имея самые короткие связи со многими вельможами, могущими мне доставить хорошую протекцию, наконец, нося титул графа, избрал путь художника, на котором необходимо самому достигать известности. Все говорили, будто я унизил себя до такой степени, что наношу бесчестие не только своей фамилии, но и всему дворянскому сословию". Вот, оказывается где "собака зарыта". Чтобы сохранить честь и достоинство древнего дворянского рода архитектор Алексей Михайлович Байков был вынужден говорить везде и всюду, вплоть до самой смерти в 1852 году, что он "сын истопника Смольного института". Вот такая получилась родословная "байка" от Байкова.

Похоронили главного архитектора Гатчинского городового правления А. М. Байкова на Новом кладбище Гатчины. Его жена Байкова (в девичестве Панова) Елена Данииловна (скончалась в 1830 году) и двое сыновей - Александр (1824 - 1825) и Александр (1841 - 1842), умершие во младенчестве, тоже были похоронены в Гатчине, но, ещё, на Старом кладбище.

Источники:

Волков С. В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том I. А - К. М., 2009.

Записки графа Ф. П. Толстого, товарища президента Императорской Академии художеств//Русская старина, 1873. - т. 7. - № 1. - С. 24 - 51.

Из дневника и воспоминаний И. П. Липради. Заметки на предыдущую статью/Бартенев. Пушкин в южной России/М. Русский Архив, 1866. № 8 - 9. стб. 1213 - 1284 и № 10 стб. 1293 - 1491.

Пирютко Ю. М. Из истории города и дворцово - паркового ансамбля//Гатчина. Художественные памятники города и окрестностей. - С. 26 - 27.

Русский биографический словарь: В 25 т./под наблюдением А. А. Половцева. 1896 - 1918.

Суховеева Н. Г. Байков Алексей Михалович//Созвездие трёх муз. - Гатчина, 1996. - С. 8 - 9.

Черепнин Н. П. Императорское Воспитательное Общество Благородных Девиц. Исторический очерк. 1764 - 1914. Петроград, 1915. Том 3.