Письма из Сирии часть 6

Татьяна Ульянина-Васта
Молодая сирийка Джумана Мааруф дала согласие  на публикацию переписки, позволяющей оценить сомнения, эмоции и трудности сегодняшней Сирии, письма написаны к  одной из подруг и  названы: "Взгляд на Сирию".

перевод http://syrie.blog.lemonde.fr/2012/04/17/lettres-de-syrie/

ПИСЬМА ИЗ СИРИИ

7 июня 2012

Добрый вечер, дорогой.

Думаю, что этот режим рухнет даже не под  нажимом  революционеров и демонстраций, но и под прессингом коррупции. Она разъела его изнутри, сгноив все ветви власти.

Мать одного из моих студентов - Ум Амин,  живет в благополучном по местным понятия районе. Она пригласила меня к себе домой -  отпраздновать окончание учебного года. Разговор зашел о неком  Абу Асаде,  имеющем плохую репутацию в округе. "Соседи обнаружили его  истинную природу," - рассказывала  она мне. Так, каждую неделю, Абу Асад получает пятьсот тысяч сирийских фунтов у  Рами Маклуфа*. Половина (двести пятьдесят тысяч) должна уходить на оплату местной молодежи, которая отрабатывает полученные деньги, проникая в ряды несогласных с президентом,  и нападает на последних.  Но на самом деле, Абу Асад тратит на штрейкбрехеров - сорок, оставшуюся часть денег он кладёт в свой карман!

Возвращаясь домой, я из любопытства прошла мимо  офиса Абу Асада, украшенного портретами президента, его отца и его брата Махера. Мужчины сидели за столом, лицом к улице, их очки служили им вторым зрением. Моментального взгляда было достаточно, чтобы испугаться их оснащения.

Что касается боевого духа  граффити, кажется, что система теряет его. Некоторые сотрудники службы безопасности обнаружили, что их агенты и шабиха воруют канистры краски, которая выдается для стирания революционных лозунгов и написания поверх старых призывов новых здравиц.  Именно поэтому, вместо  банок с краской, они теперь распределяет горячую смолу. Это дешевле, и вы не можете делать ничего с этой смесью. Отсюда отпало воровство краски.  нет необходимости воровать. Сегодня, стоит появиться какому-то слову на тонких железных листах, тут же на его месте появляется черное отвратительное пятно.

Бедный Дамаск! Ему не хватало только черных пятен смолы. Теперь стены похожи на латанную одежду.


* Рами Маклуф - один из наиболее влиятельных сирийских бизнесменов, двоюродный брат действующего президента Сирии Башара аль-Асада.
=====

10 июня 2012

Привет!

Сегодня двенадцать лет день в день с 10 июня 2000 года, когда  я возвращалась   из Латакии в Дамаск. Я ехала одна, по работе,   оставив мои друзей насладиться морем. Как обычно, автобус остановился на полпути  на площадке для отдыха. Водитель открыл было дверь, но тут же вновь закрыл - и ни слова объяснения. Он и его помощник выглядели расстроенными. Салон замер в гробовой тишине, иногда сотрясаемой рыданиями. Я попыталась уточнить у соседа: что происходит. Но тот мне ничего не ответил, оставив свое место он присоединился к водителю и стал что-то шепотом выяснять. Я присматривалась к пассажирам: многие ушли в спальный отсек и не возвращались. Я смотрела на отражение лица в окне.

С другой стороне дороги молодой человек смотрел сквозь стекло своей машины на меня. Он плакал. Передо мной, слева, жена уставившись в пустоту, машинально рукой вытирала текущие по щекам слезы.

Когда подошел помощник водителя, я поинтересовалась: "Что это такое?"

- Ничего! - ответ таким грубым тоном показался мне оскорбительным.

В такой неизвестности прошло два с половиной часа.  Все перешептывались друг с другом, и как только новость доходила до очередного пассажира -  выражение его лица изменилось. Многие начинали плакать.  Вскоре я оказалась единственной, кто не понимал происходящего.  Я злилась, но старалась отрешиться от событий и показать, что  не разделяю их тайну.

Едва мы прибыли в Дамаск, как услышали высокий голос скандирующий Коран по ретрансляции. И тут я начала прозревать: "умер кто-то из  членов правящей семьи". Мысли менялись: "Совершенно очевидно:  кто-то из них мертв. Но кто? Жена президента? Его сын? Когда во время моей учебы в университете сообщили о смерти Басиля аль-Асада* - происходило то же самое".

Я задавал себе тысячу вопросов, а время просто остановилось.

Когда мы подъехали, то я почти утратила терпение. Первой выскочив из автобуса помчалась к служащему автовокзала: "Что происходит?"

- Президент мертв, - прошептал он мне на ухо, - Слушай ...

Дрожащий и печальный голос объявил  о смерти Хафеза Асада** по радио. Через несколько минут, тот же самый огорченный ведущий отметил, что партия Баас*** проведет региональную конференцию. Еще через несколько минут  он добавил, что Башар аль-Асад****  назначен региональным секретарем партии. Ещё пара минут: огласили новое место Башара в военной  иерархии достигли -  генерал-лейтенант. С каждым новым  объявлением, звучавшим из уст плачущего в эфире диктора, я всматривалась в лица окружающих. Люди были очень напуганы. Они избегали смотреть мне  в глаза. Когда речь дошла до нового поста Башара аль-Асада, ставшего отныне  "генерал-лейтенантом, товарищем Генеральным секретарем и президентом - я подавила желание рассмеяться ...

Улицы опустели.  Площадь моста Президента, одно из самых оживленных в Дамаске мест была нелюдима.  Только группки мужчин попадались то  здесь, то там. Довольно быстро я сообразила - большинство сексоты. Движение автобусов отменили, пришлось пешком идти домой в пригород.  А это приличное расстояние.  Но мне казалось, что тело полно энергии, потому дорога меня не пугала. Где-то в пути мне встретился молодой человек, которого я отчего-то спросила: "Что происходит?"

- "Президент мертв", - ответил он грустно, его взгляд ожидал моей реакции. Я же думала:  "Однако  почему нет автобуса?" Постепенно вопрос увлек меня, и словно играя, задавал его каждому встречному. Нет, это не было игрой: реально, Хафез аль-Асад умер. «Вечный президент» умер сегодня. Человек, которого двадцать лет, на протяжении всей моей жизни, я каждое утро вместе с другими приветствовала ревя:  "Наш вечный руководитель- Хафез аль-Асад - наша любовь".

И вот он умер. В Дамаске люди ушли с улиц в дома, чтобы укрыться там.  А я шла к своему дому, время от времени получая ответ на вопрос: " Что произошло?" - "Президент мертв".


* Басиль аль-Асад — старший сын бывшего президента Сирии Хафеза Асада, старший брат президента Сирии Башара Асада, алавит. Он являлся предполагаемым преемником своего отца на посту президента Сирии вплоть до своей смерти в 1994 году.

**Хафеза Асад - пятнадцатый президент Сирии.

*** Баас - политическая партия в Сирии и Ираке, основана на идеологии арабского социализма (возрождение).

****Башар аль-Асад - действующий президент Сирии, сын предыдущего президента Сирии Хафеза Асада.

=====

11 июня 2012

Добрый вечер.

Как ты? Выжившие в Хомсе рассказали много историй. Самые удивительные  касаются мужчин, которых  они оставили там: живых, мертвых, задержанных, похищенных, или тех, от которых осталось только -  "судьба неизвестна".

В моем районе поселилось  семейство из Адауе в Хомсе. Это «смешанный» район, как они о нем говорят. То есть там жили и  суннитские семьи, алавиты и христиане. Перед "резней в Адауе*", о которой до сих пор нет точных сведений, офицеры службы безопасности проникли в район.   После Илим " Хинд", они носили военные шлемы  и тяжелое оружие. " Едва вошли, - рассказывает она, - тут же они открыли огонь во всех направлениях. Люди разбегались по домам.   Тогда нападавшие начали стучать в двери. Единственное что спрашивали:  «Какой вы религии?" Если за дверью отвечали: «Христиане», то приказывали отойти от окон, не подходить к дверям, чтобы не случилось, и никого в дом не пускать.  Если же человек отвечал: "Мусульманин". Тогда дверь взламывали, все в жилище крушили, унижали находившихся там, а мужчин уводили с собой".  Ум Хинд рассказала про соседа, который будучи мусульманином соврал, что христианин.  "Это ничего, - говорил он потом, - Аллах  простит меня" ... позже он сознался во лжи соседям...

Они ворвались к Ум Хинд и забрали всех мужчин: мужа, сына, внуков сына, их сыновей. В этом трехэтажном доме, они арестовали девять человек. Только одиннадцатилетнему внуку удалось скрыться.  Ей посчастливилось спрятать мальчишку. Прочих увезли в автомобиле похожем на мобильную тюрьму. Напоследок всех женщин предупредили: "Остерегайтесь, если вы попытаетесь еще раз закрыть двери!"

"Они арестовали тридцать пять мужчин в округе. До сих пор ни об одном мы не получали никаких известий", - вздыхает  Ум Хинд. В ту же ночь все женщины бежали из этого места.  Они взяли с собой только самое необходимое, потому как боялись тех, что предупреждали держать двери своих домов открытыми.

Где-то через две  недели, когда я зашла в гости, им позвонил кто-то из  родственников. Этот человек был в Дамаске и случайно узнал что из  тюрьмы  военной безопасности в Дамаске освобожден один мужчина, которого  офицер назвал по имени мужа  Хинд. Женщина кричала от радости и плакала. Она обнимала всех, вместе с маленьким сынишкой, которому ещё не исполнилось года.  Постепенно все стали мечтать, что раз жив муж Хинд, то и дргуие мужчины выжили. "Это точно!"

"Я надеюсь, что этот жалкий кочек информации - правда", -  сказал я, глядя на всех.

Вчера же Ум Хинд плакала: из-за диабета  у её мужа стали выпадать зубы, теряется зрение.   Она мне рассказывала, что один из её родственников, сказал ей : на этот раз твой черед надеть свои одежды траура.


Вот то, что осталось от их мужей. Новый траур ... они исчезнут из поля зрения, никогда не узнают о них....Шесть вдов. Многие девочки. Женщина плачет вспоминая каждого из них.


"Я уверена, что мое сердце живет для мученика-сына. Но где наши арестованные сыновья?"

*активист Хади Абдалла заявил AFP, что  тела 26 детей и 21 женщин, горло которых было  перерезано,  обнаружены после "резни" в
Аль-Адауе, одном из районов Хомса.



=====

12 июня 2012

Здравствуйте, или добрый вечер,
что безразницы.

В эту ночь, я не думаю, что кто-то спал в Дамаске. Грохот  взрывов и визг выстрелов наполнял воздух города и его предместий.

Я только что говорил с одной из подруг из лагере "Палестина". Она сказала мне, что бомба взорвалась прямо на улице. Судя по всему, это был теракт, но военные не появились. Вместо этого началась беспорядочная стрельба, а так как лагерь переполнен, то тут же возникла угроза жизни многих людей.

Появившиеся охранники стреляли наугад. Только когда она добралась до середины лагеря появились шабаха. И это был конец.

"Кого-то убило?" - уточнила я.

- "Не из-за взрыва, - ответила она мне, - Это шабаха... Похоже было много раненых. Они арестовали людей без разбора. Хватали всех.

В конце  она спросила меня: "Ты помнишь, Умм Вассим? Сегодня они арестовали его младшего сына у дверей, прямо у дверей  экзаменационного зала"...

Я расскажу про  Умм Вассим. Она была матерью заключенного, как-то канал Al Dounia показал программу про её сына-террориста, который получал деньги от  эмира Катара, на которые организовал банду-наемников и так далее .. .

Однако не успели  мы приехали домой, после программы, как  узнали что старший сын Умм Вассим, которого только что показали по телевидению, уже несколько дней как дома. Он был отпущен за два дня до эфира по телевизору.

- Так, как это? - не поняла  я, - вы лидер банды и они вас выпустили?

Он подсел ко мне и поведал подробности: после сорока дней в одиночной камере в ужасающих условиях, его вызвали на допрос, где поставили пред  выбором: пойти на свидетельство по телевизору или  в Интернете в замен на освобождение.

Я ждала объяснений.

.. - Они сказали мне: либо вы выступите по телевизору и  скажете, что вы являетесь лидером вооруженной банды, либо твой труп вернут твоей семье показав на You Tube. Так же поступают эти  подонки - ваши друзья.

- Тогда я иду на телевидении.

 Они побрили мою отросшую бороду, чтобы не пугать аудиторию, подстригли волосы, которые выросли после длительного пребывания  в клетке. Потом дали возможность - помыться, чего не позволялось за все время ареста.  Это был самый счастливый день в моей жизни. Я считал его выходным пред началом передачи.

Они посадили меня в передней части камеры. Один из них задал мне вопрос, и я ответил, прочитав ответ по листку, который был для меня  написан.

- Да, - сказал я -  я был лидером бандформирования, которое охотилось и на  демонстрантов и на агентов безопасности - чтобы посеять раздор.

 Я читал текст, который утверждал,  что я получал деньги в долларах и евро от эмира Катара и других ... Когда они спросили меня, кому  я раздал деньги - то я начал зачитывать список  на столе. Это было не сложно - я не знал чьи это имена.  Но в какой-то момент я дошел до Амро, моего  друга детства.  Это лучший из людей! И, кроме того, я знал, что он болен, и я не мог произнести его имя. Они остановили запись.  Я был полон решимости не произносить имя друга. Но они стали угрожать - я сдался.  Да, к сожалению, я произнес имя Амро. Лучшего друга.

Я спросила его: «Как ваши друзья, соседи  реагируют на ваше предательство?"

-  Я думал они отвернутся, никогда со мной не заговорят. Может быть захотят наказать меня. Но к моему удивлению, через час после моего прибытия домой, они собрались перед дверью. Они выкрикивали лозунги, которые были адресованы мне. Они вынесли  меня на плечах, чтобы напомнить мне, что я всегда был тем, кто вдохновлял их ... Но, к сожалению, не было среди них Амро."

Амро находится теперь в тюрьме, обвиняется в том, получил деньги от руководителя бандформирования, который сам получил от эмира Катара,  как и многие другие враги ... как все!


на фото: "И вселенский заговор продолжается ..."