Поиск тенью своего источника. Публикация 12

Анатолий Образцов
Следующим этапом было рисование и построение схем.
 1. Что-то не материальное.
 2. Какие-то душевные силы, нравственные качества?
 3. Оружие...
 Здесь я много почеркал и зарисовал свои мысли замысловатыми фигурами. Третий пункт меня озадачил. Почему оружие? Против кого? Кто противник? Может быть в этом ключ. Перебрал множество вариантов. Явных врагов вроде нет. Потенциальные? Почему тогда "оружие в тебе"? Что защищать?
 Внимание стало расширяться. Запах. Ощущение легкости в голове. Как давно не приходило ко мне "это". Уселся поудобнее в кресле и отдался происходящему. Тело обрело невесомость. Закрыл глаза. Удивительная четкость мыслеобразов. Потом размытие. Томительный мрак.
 Спустя какое-то время внимание начало фокусироваться. Передо мной – листок с "творчеством". Противник – во мне. Или что-то вроде этого... Я разрушаю то, что дается мне. Растрачиваю. Внутренне прошу очищения. И хожу в оборванных грязных одеждах. Но они не достались мне такими. Так поступаю я с любой чистой вещью. Будь-то любовь, уважение или доверие. И достоин носить это.
 Как защититься от себя? Вспомнил фрагменты нескольких фильмов. "Матрица". "Револьвер". "Мирный воин"... Сколько слышал об этом. Удивительно. Никогда не обращал внимания. "Враг скрывается там, где ты не станешь искать". Какое оружие возможно? Как обмануть того, кто знает все твои мысли? На мгновение мне показалось, что размышляю я о вещах совсем невероятных. Но это не остановило меня.
 Ведь я одерживал победу. Пусть кратковременную. Значит, есть оружие.
 Доверие. Благодарность... Честность. Доброта... Определенные качества, которые, в той или иной мере есть во мне. Можно использовать их в качестве "защиты"? Унынию противопоставить доверие? Черствости и расчетливости – благодарность? Ложь самому себе побороть честностью...
 Получается, что во мне происходит битва. Взлет чередуется падением. Воодушевление – темнотой неверия.
 Всегда считал себя здоровым человеком. Но как можно объяснить эти вещи? Очевидные вещи? В один момент мне хорошо. Проходит немного времени, и я уже без настроения. Если этот человек говорит об этом оружии и об этом противнике, то есть возможность защититься. Интересно.
 Теперь мне хотелось встречи с мастером кэндо.
 Проезжая по Киевским улицам, я участвовал в мысленной тренировке. Внутренний диалог. Вопросы и решения не минуют этого разговора внутри. Иногда он происходит в тишине. Иногда закрывает собой все другие голоса. Мой безмолвный и слишком разговорчивый спутник. Враг ты мне? Борьба с самим собой.
 Наполненный ответами, а еще больше – вопросами, вошел в тренировочный зал. Никто в этот раз не обратил на меня внимание. Плавные гипнотизирующие движения, шелест тренировочной одежды, мягкие и резкие передвижения. Захотелось облачиться в эти красивые "доспехи" современных самураев. Почувствовать привкус осознанности воина. Бдительность. Решительность. Воля. Нет времени принимать решения. Все происходит слишком быстро. Тело должно быть подобно мечу. В чьих руках этот тело-меч? Кто знает движения противника еще до их воплощения?
 Терпеливо дождался, пока мастер подошел ко мне. Не буду спешить говорить. Пауза. Смотрю на него.
 - Человек стоит на поле боя. – С этими словами мастер плавно зашел мне за спину. Какое-то тягучее чувство склеило мои движения, и даже любопытство. Я продолжал смотреть в точку, где мгновение до этого находились глаза этого человека.
 - Противник видит его незащищенную спину. Знает, что его присутствие открыто, но стоящий человек не будет оборачиваться. Так же, как и противник не будет нападать сзади. Он неспешно обходит и становится напротив, на расстоянии, достаточном, чтобы оценить достоинство взгляда своего врага. – Мастер опять встал передо мной.
 - Безвременная пустота взглядов и из нее, словно вода, вытекает поединок. Несколько быстрых движений, шелест стали и конечность дыхания. Удар нанесен и тело противника соскользает вниз, словно сорвавшись в пропасть. Никаких сожалений. Ровное дыхание. Взгляд, вместивший весь окружающий мир. Красота поединка – в его неимоверной емкости. – Мы сели на пол. - Он содержит в себе весь опыт. Перечеркивает неудержимый поток аргументов и сомнений. Он – в этот самый момент. Тем более отнеси это к поединку, происходящему внутри. Настоящий поединок происходит только внутри. Внешний враг – декорация. Он выявляет то, что уже добыто тобой или утрачено. Парализующий страх или священную отвагу. Сражение показывает, на что воин тратил время – развлекался, или проводил день и отходил ко сну помня о сражении и готовясь к нему.
 Тишина.
 - Тебе не нужно надевать внешние доспехи. Ты облачаешься в настоящие доспехи. Берешь в руки единственный меч, который всегда с тобой. Меч веры. Все это ты можешь найти в себе.
 - Почему?... Почему я не могу тренироваться у вас? Почему вы не можете учить меня?... Простите... Все это ворвалось в мою жизнь. Я в растерянности.
 - Пусть это и не касается твоего задания, я отвечу. Учитель – не всегда человек, который говорит, что и как делать, и затем, проверяет это. Учитель – это явление. Как дождь, ветер...
 - Но ведь все можно назвать явлением?
 - Именно. Все может быть учителем. Ты нашел своего врага?
 - Он нашел меня. – Мастер улыбнулся. Закрыл глаза. – Раньше я не подозревал о его существовании.
 - Существует множество путей, но на каждом ты встретишь противника – себя самого. Ты можешь решить не бороться, изнурять его, наблюдать за ним или собрать все силы в одно намерение преодолеть противника. Ты встретишь его. И он тоже служит Единому. НЕ дает тебе остановиться и довольствоваться малым. Только 100 процентов. И если он одерживает верх – значит, ты еще не отдал всего.
 Мастер неспешно поднялся. Я последовал за ним. В моей голове звучал его голос. "Единому"...
 - На сегодня достаточно. Через два дня приходи. Продолжай искать.
 Вышел на улицу. Посмотрел на время. 17.00. Хорошо, что родные не знают, чем я занимаюсь. Хотя этого не знаю и я.
 Появился интерес. Мне интересно было выпить кофе в этот неповторимый летний вечер. Интересно наблюдать за людьми. Как удивительно, сколько людей прямо сейчас куда-то идут, чего-то ждут, размышляют, расстраиваются, улыбаются... Сколько миров соприкасаются, взаимодействуют, бегут друг от друга или прижимаются. Что это – наш мир? Случайно толкнул плечом прохожего. Молодой человек крепкого телосложения резко обернулся ко мне. Гнев. Матерные слова. Разъяренные слова. Все это было адресовано мне. Замер на месте. Не могу ничего ответить. Слишком быстро.
 - Ты можешь говорить по-человечески? – первое, что выговорил. Тон спокойный. Как бы в стороне от этих бушующих эмоций.
 Теперь была его очередь замереть. Все прекратилось. Гнев в глазах сменился удивлением.
 - Осторожней в следующий раз – эти жалкие осколки ситуации долетели до меня от уходившего стремительно нечаянного "собеседника".
 "Так и буду стоять на месте?"
 Прогуляюсь.
 Как можно объяснить такую реакцию? Ни всплеска адреналина, ни агрессии в ответ. Холодное наблюдение. Раньше такого не случалось. Обычно – "достойный ответ". Иногда даже получалось влезть в драку. Слишком много рассуждений. Внутренних диалогов. Постараюсь провести этот вечер в тишине. Захотелось увидеть Мэри.
 Сегодня утром в привычную картину начала рабочего дня в офисе втиснулся Гриша. Вот он стоит с широкой улыбкой возле входа.
 - Давно стоишь? – охранник открывает дверь.
 - Только подошел. – Жестом приглашаю его следовать за мной. Трудно скрыть радость этой встречи.
 - Думал уже начинать искать тебя. – По пути в кабинет здороваюсь с ребятами. Видят, что настроение хорошее. Олеся, мой секретарь, вскакивает с места и приветливо провожает взглядом. Все как всегда, те же лица. Но все по-другому. Поспешил усесться в такое знакомое телу кресло. Гриша сел напротив стола.
 - Приятно видеть тебя, Артем, в хорошем настроении. Я не сильно отвлекаю от дел? У меня ведь ничего срочного... Ничего важного. – Снова растянулся в улыбке.
 - Спасибо. Все в порядке. Рад встречи. Что нового? – Только заметил, что у него с собой нет привычной сумки для книг.
 - Каждый день – что-то новое. В книге можно заглянуть вперед и посмотреть, что дальше, а в жизни, к счастью, этого сделать нельзя. История пишется при твоем непосредственном участии. – Заметил мой немой вопрос о сумке. – Да, да, сегодня без сумки. Зашел поговорить. А как твои книги?
 - Сейчас меньше читаю... Но, Сковорода заставил меня изменить свои взгляды на многие вещи. Спасибо. Это было настоящее открытие. А главное, я начал искать. Задаваться вопросами. Даже знакомился с медитацией.
 - Медитация! Поиск! Вот так сидит человек в дорогом офисе, решает какие-то вопросы, а настоящие цели – кроются гораздо глубже. Это радует. Ведь, мне это очень близко. Я прихожу все больше к мнению, что в любой хорошей книге кроется призыв к поиску...
 - Ты медитировал? – удивился своему же вопросу. Взял в руки ручку.
 - Не знаю, как и ответить...
 - Может быть, опишешь свой опыт поиска? Переживания? Что-то вроде ощущения единства, тишины.
 - Единство. Да, я ощущаю единство. Прежде всего, когда чувствую благодарность, когда в глазах слезы от счастья, я наполняюсь. Меня наполняет. В этой точке место, куда направлена благодарность и место ее источника, сливаются.
 Замолчал. Погрузился в себя. Я даже рот открыл от изумления. Не успел все уловить, что сказано. Но здесь такая атмосфера сейчас. Воздух как после грозы.
 - Работай у меня? Такие люди нужны здесь... – снова пауза.
 - Спасибо, но нет... Почему ты так улыбаешься?
 - Просто, в который раз слышу отказ на свое приглашение. Приходится привыкать.
 - Я лишь разношу книги. Пытался зарабатывать деньги, но получал только долги. Это не мое. А книги – то, что нужно. Не работа, а удовольствие. Делишься тем, что понравилось самому. Не всегда люди, к которым мы адресуем свои слова, находятся близко. Книга – удивительная возможность. Чьи-то руки перелистывают станицы, и становятся собеседниками автора. Соглашаются и спорят, удивляются, мечтают, разочаровываются, вдохновляются. Вся гамма отношений. А еще бумага позволяет говорить правду. Даже если она в изгнании и ее презирают. Да, кстати, я не совсем с пустыми руками. – Полез в карман рубашки и достал аккуратно сложенный лист. Протянул его мне.
 Красивым подчерком на бумаге было выведено: "Уолт Уитман. Тебе, Человек".
 - Всегда ношу это с собой. Теперь пусть это будет у тебя. Подарок от разносчика книг. – Я искренне поблагодарил его. – Если мне приходилось обижаться на кого-либо или даже злиться, я просто перечитывал этот отрывок из сборника "Листья травы". Даже в переводе, эти слова не потеряли своего веса и значения.
 Рассказываю об учителях, которых встречал. О Сергее, о мастере кендо. О Страннике умолчал. Попросил принести нам кофе.
 Когда человека ведет Господь – это благословение.
 - Разве не всех ведет?
 - Всех. Но, когда понимаем это – благословение. Ты давно был в храме?
 Сделал глоток горячего кофе. Облокотился на стуле.
 - Советуешь?
 - В Святогорске прекрасная лавра. Советую отправиться туда. Побудешь в тишине. Увидишь красивые места.
 - Это путь?
 - Да. Тебе нужно ощутить молитву. Это очень близко нашему сердцу.
 - О чем ты?
 - О молитве, как состоянии жизни. Молитва – это наше свершение.
 - Чем молитва отличается от медитации? – ничего не могу поделать со своим любопытством. Почувствовал возможность задать волнующие вопросы, но они лезут как из рога изобилия.
 - ... возможно, в сокровенном месте их истока – ничем. Но это – вопрос того, кто это переживает. Никак не теоретический.
 - Ад и рай?
 - Я думал над этим. Так же как и реинкарнация похоже на систему "вознаграждение и наказание". Слишком к нам близко. Этот подход с нами тесно связан. С восприятием всего как хорошего или плохого... Бог есть Любовь. Состояние реализации неизменно.
 Тишина. Нет вопросов. Возможно, я не получил ответов, но почувствовал тишину в том месте, откуда они приходят.
 Гриша допил кофе и мягким движением поставил чашку на блюдце. В вязкой тишине слышна каждая деталь движения, соприкосновения деталей. Все это на фоне мягкого света и прохлады кондиционированного помещения.
 - Мне пора. На работу! – улыбнулся широко. Встал ему на встречу. Обнял за плечо.
 - Спасибо. Хорошо, что зашел.
 - Буду заходить иногда. Чтобы не надоесть. – Подмигнул.
 Шаги. Закрывается дверь. Сколько ехать к Святогорской лавре? Километров 500?
 Через несколько минут вышел из офиса. Улыбнулся своей затее. Пришлось пройти с километр до остановки. Жарко. Здесь еще несколько человек со своими мыслями. Каждый наедине с собой. Или с внешним миром? Со своими заботами? Вот автобус. Неуклюже забрался внутрь. Дверь закрылась. Нужно расплатиться за проезд. Передал купюру человеку впереди. Душно. Но почему-то настроение очень хорошее. Две девушки весело переговаривались друг с другом. Бросили взгляд на меня. Захихикали. Улыбнулся в ответ. Через одно сиденье пожилая парочка живо что-то обсуждали. Мужчина больше кивал значительно головой. Каждый человек, ехавший в этом автобусе, был дорог мне. Пусть только в этот момент. Хочется заговорить с каждым. Послушать человека, о его жизни. Его историю. У каждого есть история. Хорошие дела, плохие, незначительные, забытые, или значительные, воспоминания, мечты. Немного болтает местами. Вот остановка. Освободилось место. Сел у окна. В такое большое окно можно многое увидеть. Куда еду? Все равно.
 Вышел в районе Лукьяновского рынка. Меня тут же подхватила толпа. Маневрируешь, как на треке. Улыбка не сходит с лица. Многие смотрят непонимающе. Вошел в торговый центр. Остановился у книг. Посмотрел несколько. Ничего. Через несколько минут в очереди в Mac Donald`s. Резкий запах закусок.
 - Два чизбургера. И кола средняя. – Вспомнил, как мой друг рассказывал, как правильно кушать здесь. Нужно взять гамбургер, картошку, колу. Откусить гамбургер, положить картошку в рот, начать все это пережевывать, одновременно запивая колой. Наслаждение. И при этом ты понимаешь, какого качества эта пища. Но другая разве лучше? То, что мы едим в Internet, TV. Кинотеатр – Macdonald`s для эмоций. Какие ощущения потребляем? Только хорошее настроение не дает опять впасть в апатию. Просто привычка. Привычка есть определенную пищу. Испытывать и искать определенные эмоции.
 Как события в нашей жизни связываются в восприятии? Как в "Улиссе" Джойса. Если читаешь роман, тебя ведет автор. Он связывает события, места. Но как я воспринимаю? Отрывками. Есть отрывок – я здесь, наблюдаю, фиксирую, активно участвую. Но гораздо большие отрезки времени как во сне. Несвязно. Бесформенно. И главное – где я? Не получается найти себя. Ты даже не зритель. Если вспомнить обычный день, какая плотность событий получится? Что-то утром. Несколько встреч днем. Вечер. Сон. И только некоторые встречи, разговоры стоят особняком. Их помнишь. Нет, детали как рисунки на песке смыты волной времени. Но в этом времени есть я. Я был там. Слушал. Даже если не понимал.