Загадочная русская душа

Ирина Маркова 4
                Загадочная русская душа,
                В тебе сегодня песенная нежность,
                А завтра безнадежная мятежность,
                Так хороша ли ты, не хороша?
                Н. Караченцев.

«Я вглубь себя, как в омут погружаюсь, мне кажется, к тебе я приближаюсь, загадочная русская душа». Тайна  русской души во все времена занимала философов, писателей, ученых. Ее «непостижимость» и «загадочность», по мнению философов, как раз и заключается в женских  чертах русской души, в  ее двойственности.

В своей статье «Русская душа: вечно женственное и вечно «бабье»»  Емельянов  Б. В.,  говорит о том, что  Русская душа имеет женское лицо  «… для  России женщина, женское - национальный идеал». «Разные народы дали разные образцы человеческих идеалов, - писал в работе "Европа и душа Востока" (1938) немецкий исследователь В. Шубарт. - У китайцев это мудрец, у индусов - аскет, у римлян - властитель, у англичан и испанцев - аристократ, у пруссаков - солдат, Россия же предстает идеалом своей женщины» (Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2003. С. 231).

Какие они  русские женщины, в чем же заключается  двойственность Русской  души с женским лицом?

Давайте совершим небольшой экскурс в историю.  Если обратиться к восточнославянской мифологии  архетип русской женщины, все его сущностные характеристики относились к ее материнскому началу:  «Мать – сыра земля» - постоянный эпитет высшего женского начала. Этот архетип мы видим также и в древнерусской духовности, для которой  важнее не эротическое, а деятельностное начало в женщине: в Богородице  главное начало – родовое, в отличие от  западного культа Богородицы - эротическое отношение к Прекрасной Даме.  Но материнское начало не исчерпывает женственное в русской женщине. Русский философ Иван Ильин говорил о том, что « русская женщина, по-особому женственная, она умеет подать и реализовать ставший мужественным характер в форме вечно женственного,  излучает из себя внутреннюю гармонию»
На протяжении многих веков русская женщина практически всегда находилась в тени мужчины, в русской культуре считалось необходимым беречь женщину как продолжательницу рода.  А Бердяев, считал что « Женщина есть мать не только относительно отдельных существ, но и относительно всей природы, всего мира, падшего и беспомощного в своем падении».

Русской  женщине свойственны такие черты характера как: открытость и непредсказуемость, простота (душа нараспашку), терпимость; свобода,  сила духа и покорность;   «святость» и «атеизм»;  фатализм и пассивность (чувство беспомощности перед грубой силой, судьбой), безволие и целеустремленность; эмоциональность (чувствительность, «поэтическая мечтательность, впечатлительность»); жертвенность как смирение и готовность к жертвам, доброта. Эта противоречивость характера «непостижима» и «загадочна».

 На мой взгляд, стихотворение в прозе «Порог»  И.С. Тургенева хорошо иллюстрирует характер русской женщины. Оно   дает нам  величественный образ русской девушки, которая готова к любым испытаниям и мукам. Она знает, что ее ждет «холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть». Ее не страшит «отчуждение, полное одиночество». Идя на смерть, она понимает, что  останется безыменной, но и это не может остановить ее, потому что ей не нужно, ни благодарности, ни сожаления.
 
«Голос не тотчас возобновил свои вопросы. Знаешь ли ты,- заговорил
он, наконец, - что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь,
можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
- Знаю и это. И все-таки я хочу войти.
- Войди!
Девушка перешагнула порог - и тяжелая завеса упала за нею.
- Дура!- проскрежетал кто-то сзади.
- Святая! - принеслось откуда-то в ответ».

Ради чего?  Принято трактовать это стихотворение, навеянное  процессом Веры Засулич, как создание  образа русской девушки революционерки. Но я думаю, это намного глубже: ради Любви, именно она является  неотъемлемой частью Души русской женщины. Любви  к чему?

Любовь к Родине, своему народу. X век - княгиня Ольга, Русь узнала и признала деятельность женщины-правительницы, но в отечественной истории не было подобных примеров вплоть до XIII века. Так, XIII век является рубежным и в «истории русских женщин». Это век признания за женщинами права на наследование и распоряжение недвижимостью, век возникновения многочисленных государств на карте Древней Руси, буквально каждое из которых выдвинуло на политическую арену деятельную и энергичную «женскую личность», а зачастую даже не одну.

В тяжелое военное  время женщины сражались в тылу с невзгодами. На  фронте наравне с мужчинами отдавали  жизнь за Родину. Василиса Кожина. Во время французского нашествия в 1812 году  организовала партизанский отряд из подростков и женщин; 1941- 1945 гг. Зоя Космодемьянская - партизанка. Герой Советского Союза.

Любовь к мужчине. О ней  рассказывает Повесть о Петре и Февронии Муромских, XVI век,  первая русская повесть  о Любви, ставшая  гимном супружеской любви и верности.
Как  Благовеста чистый звон всего одиннадцать  имен  жен декабристов, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов: Александра Васильевна Ёнтальцева и Александра Ивановна Давыдова, Полина Гебль;  княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая. Александра Григорьевна Муравьева - дочь графа Чернышева. Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская.

 Любовь – это бумеранг, самоотверженное и сильное чувство способное зажечь  и пробудить ответную любовь, но для этого необходимо мужество. Своих любимых из любви вы сотворите, Она есть самый ценный материал.

Любовь к детям. На что способна мать? На все. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками. Материнская любовь - мудрость, умение отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. «Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» – слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией – к фашизму».  Д. С. Лихачев. «Письма о добром и прекрасном».

Любовь к знаниям, всему новому. Древние говорили, что мужчина может размышлять о бесконечности, а женщина придавать ей смысл.  На основании подобного утверждения получила распространение идея, что на протяжении всей Истории (по крайней мере, до ХХ-го столетия) на Руси появлялись великие поэтессы и великолепные писательницы, рождались выдающиеся женщины-ученые, но не было, ни женщин-философов, ни женщин-математиков, но   они были.  Софья Васильевна Ковалевская, русский математик и механик, первая в мире женщина-профессор. Софья Владимировна Строганова открыла в Петербурге Школу земледельческих, горных и лесных наук, Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, мемуаристка, Вера Игнатьевна Мухина, советский скульптор, народный художник.

 Имена можно перечислять, их множество…Эти выдающиеся женщины оставили след в истории нашей страны, прославившись своими делами и поступками.

Все приведенные характеристики, примеры имен русских женщин,  женственности русской души  идентифицируют нас по отношению к Богу, судьбе, миру, к стране как к матери. А поскольку в России нет ничего раз и навсегда зафиксированного, то все возможно перестроить, исправить, и  Россия воспринимается как страна, в которой возможно все, она страна неограниченных возможностей, великих и сильных  духом и сердцем мужчин и женщин.

Поэтому, давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях.

Рисунок из свободного доступа в интернете