Прибор

Геннадий Алексеенко
У Дмитрия Михайловича Кононенко было хобби.
- Подумаешь хобби! – скажет кто-то.
Да, у многих людей есть хобби. Одни собирают марки, другие монеты, третьи – значки, а он, в свободное от работы время, из старых радио деталей пытался собрать различные радио приборы. Иногда это ему удавалось и прибор начинал работать, а иногда нет. Своей страсти он не изменял. Сначала он собирал приборы на октальных электронных лампах, затем на пальчиковых электронных лампах, потом на транзисторах, а в последствии на микросхемах.

Ведь в жизни по-всякому бывает. Вот, например, человек наносит на холст линии и точки разных цветов и размеров, и в друг на холсте появляется некий образ, на который люди не могут смотреть без волнения и сопереживания. Или кто-то извлекает звуки из инструмента и вместо шума слышится мелодия, захватывающая наше сознание, чувства и душу. Кто-то из кучи проводов, резисторов, конденсаторов, колебательных контуров и электронных ламп собирает некий прибор, обладающий некими свойствами. Во всех этих, казалось бы, несовместимых случаях создатели новых объектов, духовных или материальных, испытывают одинаковые, но такие сладостные чувства творчества, ради которых стоит жить.

Отношения у Дмитрия Михайловича к своему коньку были не ровными, То, он в каждую свободную минуту читал радиолюбительскую литературы и занимался конструированием радио устройств. То бывали промежутки времени, когда на первый план выдвигались другие дела, а хобби отодвигалось на задний план, а иногда он как бы забывал об своем увлечении и паяльник долгое время сиротливо стоял на верстаке.

Понабравшись кой-какого опыта, он решил создать радио кружок в школе. Ему казалось, что он сможет помочь малышам в выборе последующего занятия в жизни.

Когда он пришел в школу к директору Марии Степановне и изложил свою просьбу, она сначала нежданному гостью не особенно и поверила. За кружковую работу в школе платили копейки. Материальной базы в школе никакой. Опыта работы такого кружка у пришедшего, как она выяснила сразу, то же нет. Но она была опытным педагогом, и поэтому пошла на встречу Дмитрию Михайловичу и стала оказывать ему всевозможную помощь.

Проще всего было с помещением и мебелью. Помещение наши сразу. Достаточно быстр нашли несколько стареньких столов и стульев. Все они нуждались в срочном ремонте, но это не смутило Дмитрия Михайловича. Вместе с учителем труда они за несколько вечеров привели мебель в божеский вид.

Профсоюз колхоза-шефа этой школы выделил небольшую сумму денег на провод, паяльники и самый необходимый слесарный инструмент. Все это они купили в станичном хозмаге. Еще несколько вечеров ушло на установку розеток на столах и изготовление подставок для паяльников.

После этой подготовительной работы решили объявить о начале работы радио кружка и наборе желающих среди шести-семиклассников.

Так уж получилось, в скором времени его направили в областной центр на курсы повышения квалификации по основной работе. Будучи в областном центре, он пошел в Дворец Пионеров и познакомился там с руководителем радио кружка Львом Петровичем Смирновым. Руководитель кружка оказался весьма разговорчивым и доброжелательным человеком. Они быстро разговорились.

 Лев Петрович очень подробно и доходчиво разъяснил какие бывают формы кружковой работы. Он посоветовал, как можно начинать организовывать работу кружка. Он попытался систематизировать ошибки, которые допускают при организации кружка. Особо подробно он говорил о методах ведения кружковых занятий.

 Дмитрий Михайлович внимательно слушал, переспрашивал, уточняя детали разговора. И иногда жаловался на отсутствие материальной базы, жаловался, что нет крепежных материалов, алюминиевых листов, ламповых панелей, нет радиодеталей и измерительных приборов.

В общем к концу курсов они пришли к выводу, что процесс создания материальной базы для кружка длинный и хлопотный, требующий массу времени от руководителя кружка. Лев Петрович пообещал для начала ему помочь кое в чем. Для доставки этих вещей в станицу нужен будет транспорт. Он также попросил, что как только они решат проблему с транспортом, чтобы он ему сообщил о времени приезда в областной центр.
 
По приезду домой Дмитрий Михайлович встретился Марией Степановной и рассказал ей о своем знакомстве. Она внимательно его выслушала и пообещала помочь. Вскоре она сообщила, что через две недели в областной центр идет машина и на обратном пути можно будет взять небольшой груз. Он сразу позвонил Льву Петровичу.

- Лев Петрович, здравствуйте! Это Кононенко
- Здравствуй, Дмитрий Степанович
- Через две недели я буду у вас. Вы не передумали?
- Хорошо! – сказал он. – Что обещал, подготовлю.
- Тебе есть хорошая новость – продолжил он - В ателье по ремонту телевизоров списывают авометр и ГСС. Я договорился с директором ателье о передаче этих приборов вам. С вашей стороны нужно письмо от школы с просьбой о передаче приборов школе для радио кружка с подписями директора и Зав РайОНО и их печатями.

Через две недели Дмитрий Михайлович был во Дворце Пионеров. Загрузили крепежный материал и всякий, на первый взгляд, хлам и направились в ателье. Директора он нашел быстро, передал ему документы, и они пошли сначала на склад, где ему передали авометр, а потом в мастерские к прибору. Передавать прибор директор не стал, так как был утерян сетевой шнур. Он приказал двум мастерам найти подходящий шнур, включить прибор и продемонстрировать его работу, после чего ушел оформлять документы.

Мастера к удивлению Дмитрия Михайловича, искать шнур не стали, а завели разговор.

- Откуда вы приехали?
- Мы из станицы N, что в 250 километрах отсюда.
- Далеко заехали.
- А куда денешься, областной центр как ни как.
- За чем вам ГСС?
- Для радиокружка. Будем учится настраивать контура, фильтры.
- Да, это очень ценный прибор. Нам он очень нужен! - сказал один из мастеров.
- Мы без него никуда! - подтвердил второй.
- Нет, мы вам его не отдадим!
Дальше они начали составлять «Обращение» к руководству ателье с просьбой коллектива об оставлении ГСС (генератор стандартных сигналов) в ателье, так как это очень важный и нужный прибор при ремонте аппаратуры.

Написав обращение, один из них пошёл обходить работников ателье для сбора подписей, второй начал, аккуратненько так, намекать Дмитрию Михайловичу, что, если им этот прибор очень нужен, то он может им посодействовать.

Дмитрий Михайлович молча слушал и терпеливо ждал, когда они включат прибор. Сколько времени продолжалось бы промывание мозгов, если бы не пришел директор, неизвестно. Он, увидев, что прибор еще не подключен, сказал: «Ребята кончайте ломать комедию! Прибор уже продан, деньги за него уже заплачены.»

На лицах мастеров мгновенно нарисовалось глубочайшее разочарование.
- Во те на! Сколько потрачено сил и энергии, сколько проявлено смекалки и сообразительности, и все зря. - Они быстро припаяли откуда-то появившийся сетевой шнур и включили прибор. Внешне прибор работал нормально. Дмитрий Михайлович взял его и пошел к машине.

Вечером Дмитрий Михайлович был дома.