Бабушка Гугниха - предание или бредятина?

Николай Панов
Уважаемый читатель, хочу сразу оговориться, что эта статья будет интересна и полезна тем, кто готов переосмыслить историю Уральского (Яицкого) казачьего войска, а не тупо цитировать тех ученых мужей прошлого, которые писали историю яицких казаков, исключительно, корысти ради. Прежде всего, речь идёт о Рычкове, который в своём труде "Топография Оренбургской губернии" (1762 г.) приводит сказание о некой старой татарке по прозвищу Гугниха, якобы ставшей женой яицкого атамана Василия Гугни, ещё, во времена Тамерлана (конец XIV века). О том, что это "бредятина", не имеющая ни какой документальной основы, известно давно. Однако, она продолжает жить и вносить сумятицу в подлинную историю яицкого казачества.

Прежде всего, дадим определение терминам: "предание", "сказание" и "бредятина".

Предание - жанр фольклорной не сказочной прозы, разрабатывающий историческую тематику в её народной трактовке (По Аникину).

Предание - рассказ, сложившийся в народе и переходящий путём изустной передачи от поколения к поколению. Предание об историческом лице называется историческим или сказанием (По Бродскому и др.).

Бредятина - нелепые мысли и речи; вздор, чушь, выдумки, бредни (обычно с оттенком пренебрежительности) (По Ефремовой).

Документов, дающих право говорить, что на Яике когда - то был атаман или казак по имени Василий Гугня, нет. Поэтому считать историю, рассказанную П. И. Рычковым на страницах Топографии, сказанием нельзя. Более того, молодой магистр - историк   А. И. Левшин усомнился в хронологии события, описанного ученым: "Рычков, в Оренбургской Истории, пишет: начало сего Яикского войска, по известиям от яикских стариков, произошло около 1584 года (7). В Топографии же, сочинённой после Истории, он говорит, что первое поселение казаков на Яике случилось в XIV столетии (8)". Далее он делает следующий вывод: "... невзирая на известную ученость, полезные труды и обширные сведения Рычкова о Средней Азии и Оренбургском крае, хронологически невозможно, и противно многим несомненным историческим известиям. Поскольку же сия повесть принята за единственный и правдоподобнейший источник для истории уральских казаков, и поскольку она неоднократно повторена в новейших Русских и иностранных сочинениях (9), то мы обязанностью почитаем войти в некоторые даже скучные подробности для опровержения оной". Подробнее об этом опровержении можно прочитать в его труде "Историческое и статистическое обозрение уральских казаков", написанной им в Уральске в апреле 1821 года. 

В примечаниях к своей брошюре А. И. Левшин пишет:

7. Известия об Уральском войске, помещённые в Оренбургской Истории Рычкова, собраны им, по собственным словам его, в 1744 году, а те которые поместил он в Топографии своей, получены им в 1748 году.

8. Смотри сочинения и переводы ежемесячные 1762 года, месяц август.

9. На пр. в хозяйственном описании Астраханской губернии 1809 года; в 29 книжке Сына Отечества на 1821 год и пр.

В первой главе "Истории Пугачёва" Александр Сергеевич Пушкин упомянул о предании Рычкова: "Один из их атаманов, по имени Гугня, первый преступил жестокий закон, пощадив молодую жену, и казаки, по примеру атамана, покорились игу семейственной жизни. Доныне, просвещенные и гостеприимные, жители уральских берегов пьют на своих пирах здоровье бабушки Гугнихи". В примечаниях к Истории поэт написал: "О Гугнихе смотри подробное баснословие Рычкова в его Оренбургской истории".

Петр Иванович Рычков (1712 - 1777) - член - корреспондент Академии наук. Пушкин широко использовал произведения П. И. Рычкова: "Топография оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии, сочиненное коллежским советником и императорской Академии наук корреспондентом Петром Рычковым", тт. I, II, СПб., 1762. и списки рукописи "Описание шестимесячной осады Оренбурга". Здесь он ссылается на кн.: "История оренбургская по учреждению Оренбургской губернии".

Алексей Ираклиевич Левшин (1798 - 1879) государственный деятель России, действительный тайный советник,  один из теоретиков реформы по освобождению крестьян, член Государственного Совета. Происходил из старинного дворянского рода. В бытность службы градоначальником в Одессе (1831 - 1837) был близок с А. С. Пушкиным.

Возникает резонный вопрос: мог ли Пушкин усомнится в утверждениях Левшина относительно сказания Рычкова. Конечно же, нет. Поэтому он и пояснил "смотри подробное баснословие Рычкова". Что такое "баснословие"?

Баснословие - 1) мифология; 2) выдумка, вымысел (По Ефремовой).

Как видим, гений Пушкин и тут, оказался на высоте. По сути, он одним словом дал понять потомкам, что Рычков сочинил миф, которому Пушкин не нашёл подтверждения в беседах с уральскими казаками, а сказание про Гугниху знают только те жители Уральска, которые читали его Топографию. Если выдумку Рычкова рассматривать с другой стороны, то это самая настоящая бредятина.

Петр Рычков написал в Топографии, что сказание про атамана Гугню и татарку Гугниху ему рассказал войсковой атаман Илья Григорьев сын Меркурьев. "Сие его показание достойно всякого вероятия, - утверждал Рычков, - потому паче, что не токмо он, но и отец его войсковой же атаман Григорий Меркурьев (который, имев около ста лет от роду, в прошлом 1741 году умер), были яицкие уроженцы и как тамошние главные командиры все тамошние обстоятельства столь сведущие..."  Действительно, этот яицкий казак был войсковым атаманом с 1748 по январь 1755 года, вплоть до своей смерти. Рычков, по долгу службы, мог с ним встречаться и беседовать. Однако, когда он завершил Топографию (1755), а тем более, опубликовал её (1762), атамана Ильи Меркурьева, уже, не было в живых и опровергнуть сказание про Гугню никто не мог. Возникает вопрос: какую корысть преследовал Рычков, пойдя на подлог.

Когда начинаешь изучать биографию Рычкова - этого видного деятеля Оренбургского губернского масштаба, то становится ясным, что же хотел заполучить коллежский советник от жизни. Оказывается он установил тесную связь с конференц - секретарем академиком Г. Ф. Миллером, автором знаменитого труда "История Сибири". Академик Миллер положительно оценил труды оренбургского ученого, всю его деятельность. В 1758 году он дважды ходатайствовал перед президентом об избрании Рычкова в Академию. "Пройти" в академики Рычкову было не суждено, тогда его, с помощью Михаила Ломоносова "сделали" первым член - корреспондентом Академии наук. В этом и усматривалась корысть безродного оренбургского чиновника.

Известно, что первые яицкие (бывшие волжские) атаманы - казаки принимали самое деятельное участие в покорении Сибири Ермаком. Чтобы академик Миллер мог сказать, что Сибирь покорила "шайка бродяг", Петр Рычков и придумал, якобы, казаки на Яик пришли в конце XIV века и жили там разбоями. Такие мол были злодеи, что убивали даже детей, "якобы то чинилось с младенцами одного женского рода, а мужеск пол оставляем был". Тем более, что в большинстве своём яицкие казаки были неграмотны и им было невдомёк, что про них написал чиновник из Оренбурга Петр Рычков.

"По сказаниям их, - писал Рычков, - помянутый войсковой атаман Григорий Меркурьев, кой, как выше значится, более ста лет жил, помнил бабаку свою, а отца его, Меркурья, тещу, которая умерла в младенчестве его, Меркурьева, жив также более ста лет. Сия его бабка сказывала ему и другим, что она, будучи уже лет двадцати от рождения, знала весьма престарелую женщину татарской природы, по прозванию Гугниху, которая о начале войска Яицкого и о первых их обстоятельствах объявляла следующее".

А далее в Топографии следовал миф от Рычкова, а если точнее, то самая настоящая бредятина про донского казака Василия Гугню, который, якобы, появился на берегах Яика во времена Тамерлана, т. е. на рубеже XIV и XV столетий.

В 1850 - х годах уральский офицер и писатель Иоасаф Игнатьевич Железнов обнаружил в архиве военной коллегии книгу, озаглавленную так: "Книга переписная  переписи господина полковника и лейб - гвардии капитана Захарова с товарищи Яицким казакам 1723 и 1724 годов". После смерти И. И. Железнова, в газете "Уральские войсковые ведомости" появилась рублика "Материалы к истории Уральского казачьего войска, ещё не напечатанные", которая открылась словами: "Помещая здесь материалы к истории уральского войска, считаем святым долгом сказать, что большая часть их добыта трудами незабвенной памяти писателя нашего Иосафа Игнатьевича Железнова". В газете той, была опубликована справка из архива военной коллегии о службе войскового атамана Григория Меркурьева по его прошению против доноса на него сторонников старшины Логинова, которая поведала следующее:

"Войсковой атаман, Григорий Меркурьев сын Меркурьев, у него сын Илья девяти лет, по сказке его от роду ему, Григорью, пятьдесят семь лет. Дед его родиною Сеевского уезду дворцовой Кашаринской волости крестьянин и оный дед его в прошлых годах был переведен на Самару, а отец его родился на Самаре и служил в конных стрельцах, а с Самары пришел на Яик во сто семьдесят первом году (1663 г.), а он Григорий родился на Яике и служит в казаках сорок лет" (кн. 22, лист 1 и 2).

Таким образом, всё написанное, господином коллежским советником Петром Ивановичем Рычковым в Топографии Оренбургской губернии, о появлении донских казаков под предводительством атамана Василия Гугни на Яике, не более чем его, вероятно, корысти ради, грамотно продуманная выдумка, в которую до сих пор верят некоторые уральские историки и писатели.   

Однако, многие российские историки, в том числе, Николай Михайлович Карамзин относят появление казаков на Яике около 1584 года, т. е. в последние месяцы царствования Ивана Грозного: "Около 1584 года, - писал Карамзин, - шесть или семь сот Волжских Козаков выбрали себе жилище на берегах Яика, в местах привольных для рыбной ловли; окружили его земляными укреплениями, и сделались ужасом Ногаев, в особенности Князя Уруса, Измаилова сына, который непрестанно жаловался Царю на их разбои и коему Царь всегда ответствовал, что они беглецы, бродяги, и живут там самовольно; но Урус не верил и писал к нему: "Город столь значительный может ли существовать без твоего ведома? Некоторые из сих грабителей, взятые нами в плен, именуют себя людьми Царскими". Вот, отсюда взялась версия о причастности царя Ивана Грозного к созданию Яицкого войска. Но это уже тема другой статьи.

Источники:

Аникин В. П. Предание//БСЭ.

Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. М., 2000.

Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. 10. Гл. 1. М., 1989.

Левшин А. И. Историческое и статистическое обозрение уральских казаков. СПб., 1823.

Литературная энциклопедия. Под ред. Н. Бродского и др. М., 1925.

Материалы к истории Уральского казачьего войска, ещё не напечатанные//Уральские войсковые ведомости, 1869. № 20, с. 4 - 7.

От Гугни до Толстова. Сост. А. Г. Трегубов. Уральск, 2006.

Пушкин А. С. История Пугачева. М., 1983.

Рычков П. И. Топография Оренбургской губернии. Уральск, 2009.

Сизенко А. Г. Казачество России. Ростов н/Д, 2009.

Шамбаров В. Е. Казачество: путь воинов Христовых. М., 2009.