Первая коллекция

Виктор Штода
   

               

Это был обычный  день, хотя   назвать его обычным   нельзя.
 В этот день мне исполнилось шесть лет.
     Шёл октябрь 1937 года.
 Стояла теплая осенняя погода, и солнце с утра заливало большую комнату нашей квартиры в новом районе города. Новый район называли социалистический городок, а сокращенно соцгородок  и тогда  он ещё не был центром города.  Почему назвали социалистический? Да потому, что государство строило социализм.  Это был район первых пятиэтажных  домов, построенных  в городе. Дома эти в то давнее время называли корпусами. Корпусов  было четыре и  располагались  они  строго один за другим, спускаясь вниз к реке Кальмиус по будущему Театральному проспекту. Первый корпус своим фасадом выходил на  первую линию, так называлась главная улица города.  .В первом этаже первого корпуса располагались магазины, в отличии от трёх последующих домов. Во всех домах проживали семьи работников  металлургического завода и. возможно, других предприятий города.   Город уже носил имя вождя, хотя ещё не так давно его называли  Юзовкой.  И в этом, конечно,  же  было больше смысла, т.к. город основал Джон Юз, шахтостроитель и промышленник, а не какой-то там большевик И. Сталин, наверняка мало, что  знающий о  городе  Юзовка.
 Так, что ставший впоследствии любимым, вождь мирового пролетариата  никакого отношения к городу не имел. Но какое это могло иметь значение. Никакого.  В те времена было модно переименовывать города, районы, сёла и колхозы в угоду вождю  «всех времен и народов», перечёркивая и забывая своё прошлое.
      Ещё не было оперного театра, как не было и  кинотеатра им. Т.Г.Шевченко и  главную улицу  в  городе  не  называли  улицей Артёма, как  сейчас.  Сейчас, наверное, об этом мало кто помнит. Выше первой линии в сторону ставков  уже никаких  домов не было,  стояла ничем не застроенная пустошь. И только со временем пустошь стала обрастать многоэтажными домами.   Соцгородок  разрастался на противоположной окраине города, вдалеке. от завода. В городе ходил трамвай и добраться до работы  с одного конца города в другой уже  труда не представляло.
       Мне в  детстве  долгое время было непонятно  почему после первой линии, вниз к реке Кальмиус, шли седьмая, восьмая, девятая и другие линии по нарастающей. Между тем, как вверх от первой линии к ставкам и будущему парку им. Горького шли вторая, третья, четвертая, пятая и шестая. Мне идо сих пор это не ясно. Наверное, была в этом какая- то логика. Наш дом -  второй корпус располагался на седьмой линии (ныне ул. Постышева). В нем, во втором подъезде, на третьем этаже, в трехкомнатной  квартире с балконами, выходящими во внутренний  и наружный  дворы, проживала наша семья – папа Саня, мама Роня, бабушка Маруся, мой младший брат Женя и я. Папа работал на металлургическом заводе, мама - в мединституте, а я и брат были на попечении бабушки Маруси.  Дни рождения в нашей семье праздновались всегда и, конечно, же мы с братом ждали этих дней и радовались подаркам.
  Что дарили мне в этот вечер родные, я не помню, но когда тётя Надя Бодня протянула мне тетрадь, я  взял её не сразу.
                - Бери, бери. Это марки. Они тебе понравятся.
Я взял и, чтобы никто не мешал их рассматривать, ушёл в другую комнату. Тетрадь была обычная, школьная, в клеточку, на 12 листов. Марки были наклеены только на правой стороне каждого листа. Сколько марок было в тетрадке,  я не помню, хотя это сейчас  просто подсчитать. На каждом листе их было по 12 – 15 штук. Получается 120 – 130 марок. и  каждая из них  вызывала во мне интерес. Здесь были марки трех государств: царской России, марки РСФСР и марки СССР. Поскольку строгого разделения государств на листе  не было, то рядом с царскими соседствовали  советские  марки. Рисунком  царских марок был герб  с  двуглавым  орлом, расположенным в овале. Марок одного рисунка было несколько,  и отличались  они  лишь  разной ценой и цветом.   Первые марки Советской России были значительно интереснее по рисунку. На одной из них была изображена рука с мечом, перерубающим цепь, а на других, символы труда и  изображения рабочего, крестьянина и красноармейца. Марки СССР были уже не символами, а сюжетами и этим они, конечно, же,  выигрывали. Какие  красивые  они были!  Центральный телеграф в Москве, памятник Пушкину, папанинцы, ВДНХ (выставка достижений народного хозяйства), Чапаев на тачанке и серия советских самолётов.  Тетрадь, которую я держал в руках,  была для меня совершенно новым  миром, миром неисчислимых познаний и открытий. И хотя  марок было не так уж  и много, это уже была коллекция.
 В то время  о марках я  совсем ничего не знал. Не знал, что эта небольшая тетрадка с марками подтолкнёт меня к одному из самых распространенных и интереснейших собирательств. Не знал, что моя привязанность к ним  продлится  всю   жизнь.
 Всё  это  было впереди.  А тогда марки  становились для меня очередным увлечением. И лишь,  благодаря маме, увлечение марками сохранилось надолго.  Мама, работая  в канцелярии мединститута, получала много писем, а на письмах были наклеены почтовые марки. Вырезая марки с конвертов, мама приносила их мне. Каждая новая марка радовала меня  и  пополняла мою коллекцию. Очень важно, чтобы коллекция постоянно  пополнялась,  иначе  к ней угасает интерес, и она умирает.
 Мама не позволила  умереть  моей коллекции и за это я ей благодарен.