Согласился

Вячеслав Вьюнов
                С О Г Л А С И Л С Я

    В  своё  время  редакция  газеты  «Забайкальский  Рабочий»  снабжала  своих  корреспондентов  блокнотами.  Блокноты  простенькие,  из  серой  газетной  бумаги.  Съездил  в  командировку,  сдал  материал,  исписанный  блокнот  выбросил,  берешь  новый.
   Но  я  исписанную  бумагу  не  мог  выбрасывать,  рука  не  поднималась.  И  набралось  этих  блокнотов  целый  ящик,  который  я  всякий  раз  под  ворчание  родных  перевозил  за  собой  на  новое  место жительства.  Как-то наугад  открыл  один  блокнот  и  прочитал  запись.  И  вспомнил  эту  командировку  в  горняцкий  город  Балей  на  улицу  Профсоюзную.  Материал  этот  так  и  не появился  в  газете,  да  он  и  не  мог  появиться  в  советское  время.
   Дело  было  весной,  накануне  праздника  Победы.  Нужен  был  материал  о  фронтовиках,  ветеранах.  Дали  мне  балейский  адрес   Григория С.  Встретились  мы  у  него  на  квартире.  И  рассказал  он  мне  одну  историю,  которую  я  переложил  в  небольшой  очерк.   При  виде  этого  очерка   ответственный  секретарь  газеты  Вячеслав  Потапович  Смирнов  сделал  большие  страшные  глаза  и  попросил  больше  никому  его  не  показывать ,  а  лучше  уничтожить  вовсе.
    Иван А.  и  Григорий  С.  Дружили  с детства.  Жили  на  одной  улице.   Перед  войной  ходили  в  аэроклуб,  летали  на  планерах.  Когда  началась  война,  их  отправили  в  авиационное  училище,  которое  они  закончили  ускоренным  выпуском.  И  сразу  на  фронт.  Распределили  их  в  один  полк  и  даже  в  одну  эскадрилью.  Война  ещё  сильнее  сдружила  их,  жили  как  родные  братья…
    Белоруссия.  Как-то  возвращались  они  с  задания.  За  линией  фронта  снаряд  немецкой  зенитки  подбил  самолёт  Ивана  А.  Однако  лётчик  успел  катапультироваться. Парашют  его приземлился  на  краю  леса.    Ровное  поле  от  леса  отделяла  полоса  кустарника.   На  это  поле    и  посадил  Григорий  свой  самолёт,  чтобы  подобрать  друга.  Когда  подбежал  к  Ивану,  то  ахнул:  одной  ноги  у  друга  не  было.  Не  было   шлемофона  и  портупеи  -  срезали  осколки.    Перевязал  Григорий  Ивана,  взвалил  на  себя,  а  тут  -  немцы!  И  уже  не  успеть  к  самолёту,  отрезали  их  фрицы.    Немцы  их  видят  и  уже  не  бегут,  а  идут  шагом.  Через  минуту-две  они  будут  здесь.  Иван  просит  друга  добить  его,  мол,  всё  равно  немцы  убьют,  да  ещё  издеваться  будут.  А  Григорий  успеет  скрыться  в  лесу,  там  уж  как  повезёт.  В  лес  немцы  не  сильно-то  совались.  А  Иван   умоляет,  плачет.   Потом  просит  у  Григория  пистолет.  И  расстегнул  Григорий  кобуру.  Не  достал,  а  только  расстегнул.   Иван  закрыл  глаза  и  сжал  зубы.  У  Григория  потемнело  в  глазах.  И  тут  за   спиной  у  него  затукало  очередями.   Немцы  залегли,  а  потом  стали  отползать  назад.  Партизаны!
   Их  спасли.  Ивана  отправили  в  партизанский  госпиталь.  А  Григория  переправили  через  линию  фронта,  и  он  воевал  до  Победы.  А  после    служил  ещё  два  года.
    Встретились  они  лишь  в  родном  городе.  Григорий  бросился  к  другу,  но  Иван  повернулся  на  костылях,  лишь  бросил  через  плечо:  -  Я  тебе  этого  никогда  не  прощу!  Ты  согласился.    Не  ходи  ко  мне!
   Вот  уже   больше  тридцати  лет  они  не  разговаривают.  И  переходят  на  другую  сторону  улицы.
   -  Вот  ты  корреспондент,  учёный  человек,  скажи  мне  -  за  что?  Ведь  он  сам  просил,  я  же  не  соглашался!  Он  просил,  плакал.   Он  умолял,  он  меня  упросил.  И  я  согласился.   Лишь  дать  пистолет  - какая  моя  в  том  вина?
     Я  не  знал,  что  ответить.
    А  что  можно  было  ответить?