Портрет женщины

Лев Курас
Лучи воскресного солнца тронули гитару, висящую на стене у западного окна. Уже больше месяца гитара не звучала и потому заждалась моих рук, её струны соскучились по любимой мелодии. Я испытываю те же чувства. Но сдерживал их весь день. Это как предварительные ласки – чем дольше, тем сильнее удовольствие.

Итак, приступаем. Снимаю гитару, устраиваюсь на стуле и перебираю струны. Звук заполняет комнату, достигает твоего портрета, мне кажется, что ты улыбаешься в ответ, будто слышишь меня… Начинаю напевать, негромко, для одной тебя:

So close no matter how far
Couldn’t be much more from the heart
Forever trusting who we are
And nothing else matters… (1)

Вообще-то я не музыкант. Дизайнер. Мне нравится эта профессия, этот бизнес. Кормит неплохо. А гитара… я и учиться-то играть начал с одной только целью – когда-нибудь спеть тебе  эту песню.

Идея захватила меня в пятую годовщину нашего прощания. Вернее, твоего прощания со мной. Я ещё долго пытался с тобой встретиться, что-то исправить, вернуть – напрасные труды… А потом ты исчезла, уехала из города, из страны.

Женщины исчезают… Иногда бесследно. Теперь я это знаю хорошо. Очень хорошо. Слишком хорошо. Но не ты. Ты есть у меня назло всем и всему.

Достиг этого с помощью портрета, который сам же и нарисовал. Вышло хорошо; несколько дней присматривался и счёл, что рисунок достоин оригинала. Вначале я просто любовался портретом, а потом он мне подсказал нечто особенное.

Я тогда работал на ювелирном заводе и, поскольку вообще люблю узнавать что-то новое, интересовался различными способами обработки драгоценных металлов. Как-то раз гляжу на портрет, а фантазия вдруг начинает рисовать твоё изображение, составленное из женских украшений – серёжек, цепочек, кулончиков… Тут же схватился за карандаш и набросал первый эскиз. Потом второй, третий… в общем, пока очередной вариант не показался идеальным.

Через несколько лет гитара подсказала развитие идеи. В тот вечер я играл для тебя, примерно как сейчас, и подумал, что применение настоящих изделий придаст портрету объём, сделает его совсем живым. Хотя не совсем так, тогда ещё, кажется, только учился играть… Неважно, главное, именно под гитару пришла эта мысль. Взять в качестве холста поднос из нержавейки, на нее нанести золотую аппликацию, а обод станет чем-то вроде рамы. И я ринулся покупать поднос.

Прошло двенадцать лет. Портрет почти готов. Времени ушло много – не каждая вещица способна стать частью изображения, приходилось искать. Но теперь отсутствует только одна деталь, упорно ускользавшая от меня все эти годы: аквамарины, которые идеально бы передавали цвет твоих глаз. С недавних пор я знаю, где их взять…

А первый предмет достался случайно. Я покупал струны для гитары и уже возвращался домой, нетерпеливо распаковывая их прямо на ходу. И тут заметил на проходящей мимо девушке цепочку, удивительно подходящую в качестве элемента твоей прически на эскизе. Мысль овладела мной, заставила развернуться и пуститься вдогонку. Незнакомка обнаружила погоню и прибавила шаг, я не отставал. Тогда она заскочила в какой-то подъезд и попыталась закрыть дверь. Не успела. Всё ещё пытаясь разойтись мирно, она предупредила, что будет кричать. Может, на том бы и кончилось. Но моя рука в кармане нащупала только что распечатанную струну.

Через две минуты я уходил оттуда быстрым шагом, ласково поглаживая в кармане цепочку. Струна осталась у девушки. На шее. Будто в обмен.

Остановиться уже не мог. За первым опытом пришли и другие. Сейчас ясно, что тогда не нашли  меня исключительно по недоразумению. Это потом я стал скрываться, начал обращать больше внимания на прохожих, перестал торопиться, научился выслеживать.  Сложился ритуал - перед охотой сыграть на гитаре. Для тебя. И для вдохновения.

Обычно мне везло. Но бывало и так, что возвращался ни с чем. Это были невыносимые вечера, заполненные  чувством вины перед тобой. Или принесёшь, к примеру, колечко – а на месте выясняется, что нет, не вписывается добыча в ансамбль… И украшение превращается в мусор, и выбрасывается вместе с прочим мусором.

Аквамарины долго не попадались. Браслетики-цепочки хороши, когда выкладываешь черты лица или волосы. Но глаза требуют особого подхода. Потому что это глаза…

А две недели назад – наконец! Занимался оформлением интерьера салона красоты. Приехала хозяйка салона, Вера Андреевна - посмотреть как продвигается работа. Я мельком взглянул – и сердце забилось так, что чуть не взорвалось. Камни в её серьгах были именно тем, что я так долго и безуспешно искал.

Проверим факты. Вера Андреевна не замужем, а серьги у нее появились недавно. Вероятно, подарок. Подарок, который нравится, иначе она бы не появлялась с обновкой все последующие дни. Сегодня она идёт в театр, сама позавчера сообщила. Идёт не одна, это тоже по её словам. Вывод – серьги будут на ней. Остаётся только встретиться так, чтобы она уже была готова к театру, но ещё до встречи с ухажёром. Всё сходится.

Кстати, уже пора. Кладу гитару рядом и выбираю струну. Что ж, пожалуй, «А», пятая – наиболее подходит случаю. Набираю номер.

– Алло, Вера Андреевна? Тут одна идея есть по оформлению… Проще на месте показать… Будете через полчаса?... Конечно, успею…

Любимая, подожди меня, сегодня вечером твой портрет достигнет совершенства. Такого же, как ты сама…

(1) Первые строки из баллады «Nothing Else Matters» группы «Metallica»