Абитуриентка, часть вторая
Итак, первый штурм института у нас не состоялся. Да, иначе и быть не могло, как мы потом узнали. В оставшиеся дни мы решили посмотреть Москву и познакомиться с её достопримечательностями. Когда ещё представится у Юли такая возможность. Утром следующего дня, сожалея, что с нами нет Лоры, мы, позавтракав в кафе напротив Центрального Телеграфа, пошли в Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Это был второй приезд Юльки в столицу. Первое её знакомство с Москвой состоялось шесть лет назад. Тогда, отправившись в командировку, с Ермишиным Анатолием Григорьевичем, я взял с собой Лору и Юлю. В тот раз мы втроем останавливались у Лукьяновых, наших хороших знакомых, и на все мероприятия культурного плана брали с собой Катю Лукьянову, хозяйку квартиры. С ней мы побывали в Третьяковке, а затем и в театре оперетты на спектакле « Весёлая вдова». От оперетты все мои спутники были в восторге, а вот Третьяковка всех утомила. Мне хотелось показать им побольше и, по-видимому, я перестарался. Даже у юной художницы впечатление от музея было обратное тому, на что я рассчитывал. Да это и понятно. Ведь и черной икрой можно перекормить гурмана за один день. Помня об этом, и, подходя к музею, я решил в этот раз ограничиться великим итальянцем Микеланджело Буонарроти и импрессионистами. Войдя в итальянский дворик, мы остановились перед шестиметровым «Давидом» Микеланджело.
- Какой же он громадный,- задрав голову, сказала Юля.
- Да,- усмехнулся я, это не наш полуметровый Аполлон Бельведерский.
Подошли к «Пиете».
- Это одна из лучших скульптур Микеланджело «Пиета» или «Оплакивание Христа». Смотри, как нежно мать прижимает к себе сына. Посмотри, как прекрасно её лицо, ни горя , ни отчаяния на нем нет. Одна только скорбь.
Проходя в зал импрессионистов, мы почти столкнулись с высоким мужчиной и девушкой, пропустившими нас вперед.
- Знаешь, кто это? – спросил я
- Кто-то очень знакомый
- Это космонавт Феоктистов, а героев, между прочим, надо знать в лицо.
Импрессионистов Юлька знала. Да и как ей было не знать, если дома лежал альбом открыток с надписью: « Импрессионисту» В. Штода от реалиста А. Бродского», моего донецкого друга. Идем по залу, и меня охватывает знакомое чувство восторга от встречи со старыми друзьями.
- Смотри, что хочешь, - говорю я, - а потом я покажу тебе свои любимые.
Глядя на картины, я радуюсь, что моя дочь увидит «живьём» богатство, которое здесь собрано: К.Моне, О.Ренуар, Дега, Пикассо, Ван Гог и многие другие. Вот картина « Руанский собор в полдень» Клода Моне. Такое впечатление, что будто солнце раскалило воздух, и залитый золотом собор плывет, растаивая на фоне голубого неба. Остановившись перед «Белыми кувшинками» Клода Моне, я подзываю Юльку.
- Постой и посмотри. Я, глядя на это чудо, испытываю почти физическое ощущение чистоты и прозрачности воздуха. Утреннего воздуха, напоенного ароматом цветов и трав. Всмотрись и прочувствуй. Правда, здорово!
Спускаясь по лестнице, на выходе Юлька попросила:
- Папа, пошли в кино.
- А, куда?
- В «Россию», на « Арапа Петра Великого», в главной роли играет Владимир Высоцкий. Это в память о нем фильм идет уже целый месяц.
- Поехали.
Сравнительно легко мы взяли билеты в кассе, что бывает не часто в этом кинотеатре. Фильм нам понравился. Высоцкий в главной роли, впрочем, как и всегда, превосходен. На следующий день, продолжая знакомство с Москвой, мы прошли по Тверской, дошли до Моссовета, повернули направо , постояли у памятника Юрию Долгорукому и спустились в Столешников переулок. Здесь на одном из домов висела мемориальная доска с барельефом Владимира Гиляровского.
- Это тот, кто написал "Москва и москвичи"
- Да.А,знаешь,что ему в альбом написал Куприн: «Дорогой дядя Гиляй,крестный мой отец в литературе и атлетике,скорее я воображу себе Москву без царя-колокола и без царь-пушки,чем без тебя. Ты пуп Москвы!» С него Репин рисовал одного из персонажей картины "Запорожцы".
- А, и впрямь похож на репинского запорожца.
Вот и кафе. Вкусно пообедав и, вернувшись вновь на Тверскую, мы, пройдя через арку дома, вскоре очутились на улице Герцена, у кинотеатра "Повторного фильма". Вначале в небольшом зале просмотрели фильм Данелия "Я шагаю по Москве", а затем перешли в другой зал, где шел фильм "Убийство в замке Шпреер".Досмотреть нам его не удалось,т.к.в 17.00 у нас была назначена встреча с Борисом Васильевичем,в гостинице.Мы стояли в фойе гостиницы,высматривая в окна машину Бориса.
- Папа, смотри, кто с ним пришел. Это же Станислав Садальский.
Из машины вылезли Борис и его спутник. До этого я ничего не слышал о Садальском. Моя дочь была более осведомленной.
-Это же киноартист,-чуть не подпрыгивая, прошептала Юля.
Мы вышли из фойе на улицу, и Борис познакомил нас с Садальским.
-Ну, что к Высоцкому?-спросил Борис Васильевич.
-Да,это в первую очередь.
Вот и Ваганьковское кладбище. Мы проходим через ворота, останавливаемся у могилы Высоцкого и читаем надпись:
"Ты жил, играл и пел с усмешкой,
Любовь Российская и рана,
Ты в черной рамке не уместишься,
Тесны тебе людские рамки".
Москва25.07.80г
Недавно прошел дождик, но могила усыпана свежими цветами и стихами в целлофане. Мы стоим,склонив головы, а народ всё идёт и идёт. Много народу.
- Пошли.
Идем дальше, и уже издали просматривается скульптура из белого мрамора в полный рост на могиле С. Есенина. И здесь много народа. Какой-то
доморощенный поэт читает свои стихи, посвященные Есенину. Постояв и послушав, идем дальше. Вот и могила В.И.Сурикова.
- Юлинька,ты не переживай,-говорит Борис Васильевич,- туда поступить ты не могла.
- Туда поступить просто невозможно,-добавляет Садальский и рассказывает: « Дочь Марианы Вертинской должна была поступать.Мариана,зная всю сложность с поступлением на отделение модель-
еров,заранее пригласила в ресторан «Прагу» ректора
института. Он пришел. Подошел к своему прибору, под-
нял салфетку и, не увидав конверта с деньгами, от-
вернулся и ушел».
Мы вышли из ворот кладбища.
- А, сейчас мы поедем смотреть новый Олимпий-
ский комплекс. Прошу всех в машину.
Приезжаем. Олимпийский комплекс – ринги, корты,велотреки,стадионы,площадки,новые корпуса гостиницы «Космос»-все это производит впечатление.
- И всё это построено сравнительно недавно,
к Олимпиаде,-говорит Боря.
Проезжаем «Мосфильм", дачи членов правительства, вот и Университет. Проходим на смотровую площадку и осматриваемся.
- Ну, как? Смотрится Москва с Воробьиных гор?
- Правда, красиво?
- Очень.
- Ну, а теперь, ко мне домой.
Едем. Останавливаемся у небольшого гастронома и Борис Васильевич делает необходимые закупки. Приезжаем. Поднимаемся на лифте, входим в квартиру.
- Ребята, слушайте меня внимательно. .Распределяю обязанности,- говорит Боря,- Виктору Александровичу, как живущему на Каме, – жарить камбалу. Это он умеет лучше всех. Юле, как молодой хозяюшке и начинающему художнику,- чистить картошку и резать колбасу. Стасу, как уже состоявшемуся артисту - тушить капусту. Сервировка стола за мной. А чтобы работа спорилась, включим Джо Дассена». За столом разговор зашел о Высоцком и фильме « Время встречи изменить нельзя ».
- Стас,- обратился я к Садальскому,- расскажи о съемках, и общении с Высоцким.
- Да, рассказывать, пожалуй, и нечего. Кроме Говорухина, с которым они обсуждали ту или иную сцену, он ни с кем не общался. Да ему и некогда было. Человек он занятой, знающий цену времени, мы все это прекрасно понимали. Создавалось впечатление, что он всё время куда-то спешит. Спешит репетировать, играть, писать стихи, жить, словно
чувствуя, что времени ему мало отмеряно. Как в « Конях привередливых»:
« Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее,
Вы тугую не слушайте плеть.
Да, что-то кони мне попались привередливые п Не дожить, не успеть, ни допеть!
Я коней напою, я куплет допою,
Хоть немного ещё постою, на краю…»
Опять звучал голос Высоцкого, мы с удовольствием слушали знакомые
песни, но было уже поздно, и мы стали прощаться с Садальским.
- На прощание,- сказал Стас,- чтобы получить ещё порцию хороших эмоций, приглашаю вас завтра
на старый Арбат, где будет сниматься эпизод фильма Э. Рязанова
« О бедном гусаре». Я в нем играю главную роль. Ждите моего звонка утром в 10.00.
.
Мы поблагодарили, и Борис Васильевич отвёз нас в гостиницу.
Стас позвонил, как и обещал в 10.00, но съемку отменили – шел дождь.
© Copyright:
Виктор Штода, 2014
Свидетельство о публикации №214111501195