Эдельвейс гл. 44

Игорь Срибный
Глава 44

          - Ваша беда в том, - старец медленно цедил слова, - что вы зачастую не имеете собственного «я». Вы все живёте в плену вещей, общественного мнения, социума, словом. Практически у всех людей идентичные желания, планы. Но  хотите показать окружающим, что каждый из вас, - весь из себя такая яркая  индивидуальность, что не подходи! Но оттого, что ты воткнул себе в зад перо,  ты ведь  не стал павлином, верно? Вы не понимаете, что вам просто нужно вырваться из будничности, муторных каждодневных дел, понять, чего же вы в действительности хотите. Главное, не забывать, что выбранная тобой дорога, - это должна быть твоя дорога, а не какого-то Гитлера или Герлаха, понимаешь?

     - И как же это сделать? – Каспер был, как никогда задумчив. – Вот я шёл на войну, зная, что это война за будущую великую Германию. Я считал, что это мой путь, моя дорога. Понадобилось придти в эти пещеры, чтобы осознать губительность этого пути. И только здесь я понял, что дорога, по которой я шёл всё это время, не моя! Нужно много пройти по дороге жизни, чтобы придти, наконец, к осознанию…

     - Ты так и не понял, что означает для человека – войти в эти пещеры… - произнёс старец и долго молчал. – А между тем, я довольно подробно объяснил тебе суть подземелья. Ты пришёл на другую сторону Мира. Это сложно понять, но тебе придётся. И долго бродил по его дорогам, не осознавая того, что произошло. Я попробую объяснить тебе снова… Здесь нужно бороться! Сражаться за право жить! Если ты сдался, подземный Мир убьёт тебя сразу же, недалеко от входа. И если тебе повезёт, когда ты мёртв, он начнёт учить тебя. Но, как правило, в царстве мёртвых могут обучить очень немногому. Однако, коль ты сдался, у тебя уже нет силы отказаться. Ты будешь обречён то и дело отправляться на встречу со своим наставником, и будешь забредать всё дальше и дальше от входа, пока когда-нибудь не зайдёшь слишком далеко и уже не сможешь вернуться. Но бывает, как, например, с тобой, что душа принадлежит человеку с сильной волей, и тогда подземный Мир будет держать тебя в мешке, потому что её не так легко победить. В таких случаях, все решает битва - битва, в которой человек либо всё выигрывает, либо всё теряет. На этот раз Сила, с которой ты сражался, потерпела поражение и вынуждена была отпустить твою душу. Если бы она победила, то отдала бы её своим духам, и ты бы потихоньку растворился между ними и угас.

     В этот момент Каспер вдруг обнаружил, что остался один на один с подземельем. Задыхаясь, он упал на острые камни. Он обливался потом, но стучал зубами от холода. Он в отчаянии звал старика, но тот не откликался, и Каспера охватили самые мрачные предчувствия. Он услышал ужасный звук, который уже слышал раньше, - так пели ламы, и так пело подземелье… Он напрягся, выгнувшись дугой, закрывая уши ладонями. Звук стал слабее… Затем он раздался с новой силой - ближе и громче. Страх овладел Каспером, - он вырос до бесконечности, и силы оставили его. Он хотел зарыдать или упасть в обморок, но не мог даже закрыть глаза…

     Очнулся он от чьих-то прикосновений. Каспер открыл глаза и увидел старца, который растирал ему руки и ноги, сведенные судорогой.

     - Твоя реакция - явление вполне обычное, - сказал старец. – Это был не страх смерти, а скорее страх потерять свою душу. Страх обычный для людей, у которых отсутствует непреклонная целеустремленность. Можешь считать себя побежденным первым врагом человека. Врагом Знания - страхом. Ты добрался до трещины между Мирами, до трещины между миром мёртвых и миром живых. Эти пещеры - место, где оба Мира пересекаются. Чтобы на пути к Знанию туда – в другой мир не попасть, человек должен развить и испытать свою волю, это должно стать его неодолимой и всепоглощающей страстью. Коротким или длинным будет путешествие - зависит только от его силы воли. У кого сильная воля, путешествие будет долгое, пусть даже и опасное.
 
     - Как узнать, что это именно твой путь? – осипшим голосом спросил Каспер. – Я не услышал ответа на свой вопрос.

     - Бывает дорога - как женщина, - она льстит мужчинам. Она ставит ловушки на каждом шагу. Главная ее ловушка - заставить тебя поверить, что этот путь - единственный. Запомни: глупо израсходовать все жизненные силы на один-единственный путь, особенно если у него нет души.

     - И как же я узнаю, что этот путь не имеет души?

     - Прежде чем ты решишься на этот путь, спроси себя: имеет ли он душу? Если ответ будет отрицательный, значит, так оно и есть, и нужно искать другой путь. Это может сделать любой. Беда в том, что никто не задает себе этот вопрос. Обычно человек слишком поздно понимает, что выбрал путь без души, когда уже стоит на краю гибели. В этой точке лишь очень немногие имеют силы оставить свою устремленность и отойти.

     - Но я ведь могу обмануться, попасть в ловушку… Просто приму отрицательный ответ за положительный! Ну, скажем, в этот момент путь будет казаться мне приятным и радостным.

     - Путь без души никогда не бывает радостным. Уже для того, чтобы на него выйти, придётся долго и тяжело работать. Путь, у которого есть душа, всегда легкий! Ты примешь его своим сердцем. Единственное, что нужно помнить: когда выбираешь путь, надо быть свободным от страха и честолюбия; но дорога впереди ослепляет тебя страхом, а конечный результат - честолюбием.

     - Честолюбие необходимо даже для того, чтобы выйти на какой угодно путь! – сказал Каспер. - Утверждение, будто следует быть свободным от честолюбия, не имеет смысла. Чтобы идти к Знанию, уже необходимо честолюбие.

     - Стремление к познанию - это не честолюбие, - сказал старец. - Стремление к познанию - это судьба человека. Но часто люди ищут силу, а не познание. Вот это и есть честолюбие. Эта дорога завлекает мужчин и дает им ощущение силы, с нею они уверены, что смогут совершать такие вещи, которые обычному человеку не снились. Но в этом ее ловушка. Очень скоро путь без души обернётся против человека и его уничтожит. Немногое нужно, чтобы умереть, и искать смерти – значит, ничего не искать. Ты, наверно, думаешь, что для тебя всегда есть выбор: два мира, два пути… Но есть лишь один. Единственный доступный тебе мир - это мир людей, и этот мир ты не можешь покинуть по собственной воле. Ты - человек! Да, существует мир счастья, где между вещами нет различия, потому что там некому думать и спрашивать о различиях. Но это не мир людей! Человек думает и борется. Вот это - мир людей! И быть человеком, значит быть обреченным на этот мир. Ты можешь полагать, что у тебя есть выбор между Мирами, но это - только твоя самонадеянность. Для вас существует лишь один-единственный мир. Люди должны безропотно следовать миру людей! Тебе это понятно?!

     - Да! – Каспер кивнул утвердительно. – Но я так и не услышал ответа на свой вопрос…

     - Ты можешь делать всё что угодно! – воскликнул старец. – И всё, что ты будешь делать, - это будет лишь один путь из миллиона! Помни, что путь - это только путь! Если ты чувствуешь, что он не по тебе, то должен оставить его любой ценой. Чтобы обладать такой ясностью, ты должен вести дисциплинированную жизнь. Только при этом условии ты будешь знать, что любой путь - это всего лишь путь, и ничто не мешает ни тебе самому, ни кому угодно оставить его, если этого требует твое сердце. Смотри на любой путь прямо и без колебаний. Испытай его столько раз, сколько сочтёшь нужным. Затем задай себе, и только себе самому, один вопрос. Этот вопрос задают себе лишь мудрые люди. Я вновь задам этот вопрос тебе: имеет ли твой путь душу? Все пути одинаковы: они ведут в никуда. Они ведут через горы и овраги в горы и овраги. Я могу сказать тебе, что в своей жизни прошел длинные-предлинные пути, но я не нахожусь нигде.
 
     - Ну, и есть ли у этого пути душа?! – не сдержался Каспер. – Коль он привёл в никуда?!

     - Все пути ведут в никуда, - спокойно ответил старец, - но у одного пути есть душа, а у другого - нет. Один путь делает путешествие по нему радостным: сколько ни странствовать, ты и твой путь нераздельны. Другой путь заставит тебя проклинать свою жизнь. Один путь дает тебе силы, другой - уничтожает тебя. Вот и вся разница между ними. Герлах пошёл по пути, у которого не было души, - он исполнял на этом пути чужую, навязанную ему волю. Ты нашёл в себе силы свернуть с него! И ты жив, а вот бедняга Герлах – нет… Теперь понятно?

     - Я не знаю! – с отчаянием промолвил Каспер. – Когда я слушаю вас, мне всё кажется ясным и понятным. Но когда я начинаю примерять ваши слова к себе… Я теряюсь… Растворяюсь в них…

     Старец вдруг протянул ему неизвестно откуда появившийся странный сосуд, похожий на солдатский котелок.

     - Иди к ручью и набери воды! – приказал он.
    
     Каспер прошёл к ручью и наклонился, чтобы наполнить сосуд. Но берег под ним внезапно обвалился, и Каспер рухнул в воду, которая стремительно понесла его куда-то вглубь горы. Он ничего не мог поделать с бешено несущимся потоком, и всё, что ему удавалось, это с неимоверными усилиями время от времени глотнуть воздуха. Ручей с рёвом рухнул с высоты в воды какого-то чёрного озера, и Каспер наконец смог ухватиться за торчащий из воды скальный зуб. Он видел, как вокруг струятся и взвихриваются потоки обтекавшей зуб воды. На ощупь вода была холодной и странно тяжелой. Казалось, она живая…

     Каспер огляделся - не было даже признаков берега или чего-нибудь в этом роде… Прошли, казалось, долгие часы, пока Каспер решался. Он медленно разжал руки и отдался течению. Его плавание длилось очень недолго, и неожиданно он на что-то наткнулся вытянутыми руками. Ухватившись за твердь, он выбрался на острые камни.
 
     Каспер сел и оглянулся. Вода отступала! Она двигалась назад, как откатывающаяся волна, пока совсем не исчезла.

     Он долго сидел, пытаясь собраться с мыслями и как-то сообразить, что же произошло… Здесь было сумеречно, лишь слабый свет проникал сквозь толщу горы, теряясь в разломах. В этих сиреневато - серых сумерках был слабо виден пейзаж.

      До него вдруг донёсся отчетливый звук множества человеческих голосов. Казалось, люди о чём-то громко спорят. Каспер поднялся и, шатаясь будто пьяный, пошёл на звук. Он сделал не более сотни шагов и остановился. Впереди был тупик… Место, куда он попал, напоминало загон для скота, образованный из огромных валунов. За ними виднелся еще ряд валунов, упирающихся в отвесный склон. Это оттуда доносился шум, который он принял за звук голосов: непрерывный жуткий поток сверхъестественных звуков.

     Под одним из валунов Каспер увидел профиль человека, сидевшего на камнях. Он приблизился к нему на расстояние в десять шагов… И тут человек повернул голову и взглянул на него.
 
Продолжение следует -