Принцип Эго

Лара Козиорова
Принцип Эго.
                Человек в конце концов находит в вещах лишь то, что он сам вложил в них.               
Ф. Ницше.
                Многим нулям кажется, что они — орбита, по которой вращается мир.               
Ежи Лец.
                Принцип эго проявляется  в жизнь через соответствующее поведение человека.  Это наше «я» в реальности. Наша жизнь есть отражение наших убеждений, а вот откуда берутся убеждения и какие именно эти убеждения – это уже вопрос о причинах, но так или иначе – поступки человека согласованы с его убеждениями, и даже, если он думает: «меня убедили так поступить»,  всё равно, это означает, что на какой-то момент времени чужие убеждения стали его личными убеждениями, то есть, сознание индивидуума приняло эти убеждения, а от того он поступил именно так, а не иначе.
Есть прекрасная народная мудрость: «плюнув в чужую душу, следите за ветром», - это значит, что последствий от этих причин еще никто не отменял…
                Эго личности есть проявление индивидуальности. Человек наделен свободой принятия решения (свободой воли), это значит, что все имеют право выбора на перекрестах своей судьбы, и каждый человек перед такими судьбоносными выборами в своей жизни предстаёт не единожды... А уже ЧЕМ он руководствуется, когда делает этот выбор - вопрос вторичный, но в тоже время и основной... Почему же многие являются разрушителями собственных жизней? Карл Густав Юнг говорил, что человек подобен айсбергу, где самая главная и правдивая его часть - теневая/подводная, а то, ЧТО есть на поверхности - это лишь его имидж. В теневой части Эго скрыты все те комбинации качеств личности, которые являются основой характера и поступков, здесь всё то, что являет собой человек.  Что делает человека озлобленным, что заставляет его мстить, обижать других, все его слабости, комплексы, все идеалы и осознавание тех образов-маскок, которые надел на себя индивидуум, и которым он не соответствует (или же, напротив, старается соответствовать), всё это, как хранилище, являет собой его теневая часть. Теневая часть личности, о которой сейчас идет речь, – это не область подсознания, это всё то, что так усиленно от других людей прячет человек, хотя, безусловно, многое из всего этого впоследствии станет областью подсознания.
              «Людей, изучающих человека, еще меньше, чем изучающих геометрию».
Б. Паскаль.
              Люди куют своё счастье сами, но в жизни весь парадокс заключается в том, что они же это свое счастье и убивают... Почему же так велика разрушительная сила, которая есть в человеке? Просто люди часто очень слабы своим духом, да и уровнем осознанности тоже, а потому лихо идут на поводу своей слабости, но очень любят списывать эту слабость на всё, что угодно, лишь бы только не взять ответственность за свой поступок. И отговорки вступают в силу любые: «бес попутал», «он меня заставил», «мама так хотела», «не было другого выхода: или он меня, или я его», «откуда я знал, что этим закончится», итд... И даже рассуждая о любви ближнему, очень многие далеки от это чувства в своей реальности. Иногда люди любят больше своих домашних питомцев, нежели своего ближнего... А иногда из своих ближних делают идолов (особенно из своих разбалованных детей, которых  с малых лет взращивают супер-эгоистами), ставят на пьедестал и, образно говоря, растерзают за них всех тех, кто думает иначе... И в том, и в другом случае - это не любовь, это себялюбие, это чувство собственничества (Я и Мое), укрепленное эгоистической основой.
             И даже любовь и служение к Богу, если такой путь выбирает для себя человек - часто всего лишь его попытка убежать/закрыться от этого мира, быть в состоянии обособленности, что происходит от собственной слабости, и это является актом его самоутешения. Но есть те редкие люди, кто действительно любит Бога,  и  находит этого Бога в себе. Такие люди совестливы, благородны и благодарны, уважают себя и почитают других, любят творчество, выражают себя через вдохновение, или через созидание, и не позволяют себе ненависти, агрессии и прочих разных деструкций...
              Этот мир сложен системой взаимоотношений, но именно эта система и представляет собой всю сложность пребывания в этом мире. Искушения здесь  предоставляются  каждому,  и это необходимо, а иначе, тогда  как же человек узнает себя, как определит свое «какой я»,  и каким увидит его "Лицо Бесконечности", если не будет этих искушений, ловушек, капканов... Вопрос простой: не попадайся.  Однако  справиться порой очень трудно... Многие падки на «халяву», на «сладкие предложения», на разного рода соблазны...  Парадокс в том, что никто не любит неискренности, коварства, интриг, негативизма итд по отношению к себе, но однако, позволяют своему «я» проявить  все вышеперечисленное по отношению к другим людям, а оттого этот мир перенасыщен всеми этими отходами человеческого существования, которые создают сами люди: эгоизм других людей плетёт коварство, интриги  и все виды манипуляций и хитросплетений для своих же собратьев, умноженные на выбросы разрушительных эмоций ненависти, злобы, зависти, итд.
Человек  наделен индивидуальным  ЭГО, это весь спектр проявлений личностной индивидуальности, которым в своем жизненном цикле распоряжается его носитель.
                В эзотерике, в эзотерической психологии, эго рассматривается в аспекте, как проявление отчужденности/отдаленности одной личности от другой и всего остального мира. Когда есть "я" и "чужие". На уровне личности, всё, что не является «моим» (или в крайнем случае, проекцией моего «я», как владение моего «я», например: мое животное, мой ребенок, моя вещь), то определяется как  «чужое», а всё то, что чужое –  есть или враждебное, или в крайнем случае нейтральное (если только это «чужое» не воспринимается как «я тоже такое хочу» и не является  породителем и стимулом человеческой зависти). В последнем случае (когда речь идет о нейтральности к «чужому») мое «я» выражает равнодушие ко всему тому, что воспринимается, как чужое.
                Многие мыслители на протяжении веков задавались и задаются одним и тем же вопросом: Если Мироздание  есть творение некой Великой Мыслящей Субстанции (Бога), то откуда берется зло в этом мире, и  создавал ли Бог зло, если Бог есть Любовь? По всей видимости, в этом мире относительно градаций «добро-зло» и прочих проявлений взаимоотношений людей, срабатывает лишь всё тот же принцип Эго, когда сознание личности разделяет мир на:  «я», «принадлежащее мне», или «мое», и в проекции: «будет принадлежать мне/хочу, чтобы принадлежало мне»,итд,  а вовсе не  «коварный» замысел Бога. Так называемое «зло» исходит от принципа Эго с вектором в сторону эгоцентризма, в основе которого лежит ощущение себя и своей воли, соответственно, тем центром, вокруг которого вращается всё остальное, это также непонимание человеком того, что возможно существование и других точек зрения.  Эгоист, конечно  же, осознает мнение и жизненные ценности окружающих, но намеренно пренебрегает ими, ради претворения своих.
                Человек, по мнению Эриксона, проходит психологические стадии развития Эго, или «я», в ходе которых он устанавливает основные ценностные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. То есть, с развитием и взрослением личности происходит и изменение понятий о «я» в социуме, и вместе с тем все сильнее взращивание и проявление эго-индивидуальности. Эго, уходящее проекцией в самость, в эгоизм, в потребительство - это одни человеческие проявления и одна система взаимоотношений, эго, уходящее своей проекцией к созиданию, познанию, к божественному - другое направление и соответственно и другой план отношений, но в жизни, как правило, четких граней между уровнями сознания нет, а есть разные переходные этапы восприятия и личностного становления,  однако вследствие этого фактора (то есть, принципа эго), мир людей таков, что согласия они здесь находят с большим трудом... Особенно, когда взаимодействуют личности с нарциссицеским типом характера. Это вовсе не вина Бога, это вина человечества, которое выбрало путь в сторону эго-изма и от Бога (а не к Богу, осознавая в себе Божественное, и совершая поступки, исходя от этого Божественного).
В жизни бывает всё: подчас трудная ситуация может лишить нас сил и самообладания, но что бы ни случилось, никогда не стоит терять лица Человека (с большой буквы). Именно лицо Человека с присущим ему внутренним благородством позволить  достойно выйти из любой трудной ситуации. Это проявляется сила его Духа.
Но если личность опускается до уровня оскаленного зверя/животного, то и пути решения его проблем будут произведены относительно этого уровня животного, и неважно каков будет результат, но постепенно человек по-настоящему сам делается зверем, животным, все более утрачивающим свою человеческую часть, которая когда-то имела его душа. Человек ошибается лишь один только раз (на перекрестке дорог судьбы), ровно как и выбор делает лишь один раз. И если этот выбор происходит не от собственной силы, а от собственной слабости, то последствия его могут быть катастрофичны, ведь ставка за свои ошибки - жизнь. 
                Перефразируя Ф.Ницше: Человек в конце-концов в жизни находит лишь то, что он сам вложил в нее.
                Высшим проявлением принципа Эго человека является его постоянное самосовершенствование, самосознание, состоящее в том, что человек, повышая свой уровень сознания и вместе с тем, взаимодействуя в обществе, выделяет и осознаёт себя в окружающем мире, как существо одухотворенное, способное влиять на свою реальность, на окружающий его мир и воздействовать на него созидательно (а не варварски-разрушительно).
                Карл Густав Юнг в работе об архетипах большое значение придавал архетипу «самость», которую называл сердцевиной личности.
«По Юнгу, целостность и единство "Я", символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что духовность является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого "Я" требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта», - пишет О.Телемский.
             По мере становления личности через развитие своего осознания, индивидуум все более приближается к своей целостности. Карл Густав Юнг называл этот процесс индивидуализацией. Индивидцализация - есть путь/процесс всё более и более полного осознания самого себя:
«Пройти путь индивидуации – значит стать не-разделённым индивидуумом, и поскольку индивидуальность охватывает нашу сокровенную, самую глубокую, ни с чем не сопоставимую уникальность, индивидуация также подразумевает становление собственной самости, приход к самому себе. Мы можем, таким образом, перевести слово “индивидуация” как “становление личности” или “само-реализация”». (Jung, 1928).
             Однако, чтобы быть мудрым – вовсе не обязательно быть старым, чтобы быть духовным – не нужно быть религиозным, а чтобы быть в гармонии с миром и с собой – не обязательно быть аскетом. Важно само движение, сознательное устремление к этим состояниям, важна ответственность за свои поступки, важно отношение  к этому миру, ведь именно через всё вышеперечисленное и реализуется принцип Эго.