Глава 2. Медея

Виктор Еремин
Медея — могущественнейшая среди людей, но бессильная против человеческой неблагодарности, всем существом своим отдавшаяся безграничной любви, но преданная и брошенная любимым, совершившая чуть ли не все самые омерзительные преступления по законам рода человеческого, но не только не осуждаемая, а более того, возвеличиваемая художниками и поэтами… Воистину страшная героиня древних мифов и шедевров мировой драматургии. Предательница Отечества, братоубийца, детоубийца, цареубийца — Медея оказалась вне суда Божьего и человеческого, но по сей день остаётся жертвой богов, втиснувших в сердце её яростную страсть любви. Именно из образа Медеи берут свои истоки такие земные героини последующих времён, как Манон Леско, Эмма Бовари, Екатерина Измайлова, Анна Каренина и многие-многие другие. Но при этом ни одна из названных не может возвыситься до дочери Ээта, ибо страсть их низменна и самоубийственна, тогда как страсть волшебницы превысила могущество личного и возросла до возмездия бесстрастного и неумолимого Рока. Не человеческой мести, пусть даже такой симпатичной для читателя, как у графа Монте-Кристо, а высшего возмездия, осуществившегося через человека, но доступного только небесным силам.

Согласно мифам, дочь колхидского царя Ээта и самой Гекаты* — богини мрака, ночных видений и чародейства, — Медея от рождения была волшебницей.
________________
* По другой версии матерью Медеи была океанида Идия, внучка Гелиоса.

Когда в Колхиду приплыли за золотым руном аргонавты, они оказались в опаснейшем положении, поскольку коварный царь Ээт намеревался погубить чужестранцев. Однако героям помогали богини Афина и Гера. По их просьбе бог Эрот пронзил сердце Медеи стрелой любви к вождю аргонавтов Ясону, который обещал царевне непременно жениться на ней. В литературе всегда акцентируют внимание на том, что клятва любви была дана юношей из расчёта и без искреннего чувства. Как бы там ни было, но волшебница помогла аргонавтам похитить руно.

После этого Медея, прихватив своего юного брата Апсирта, бежала с греками из Колхиды. Дорогой, чтобы задержать преследователей, Медея убила брата, разрубила его тело на части и разбросала их по морю. Ээт был потрясён злодеянием, прекратил погоню и повелел собрать останки сына, чтобы предать их честному погребению.
Погоню продолжил небольшой отряд колхов. Они настигли преступников на острове феаков, где царствовал Алкиной. Согласно древним законам царь должен был выдать Ээту беглую дочь, но Ясон и Медея спешно сочетались браком, после чего царь потерял все права на чужую жену.

Аргонавты торопились в Иолк, где царь Пелий в обмен на золотое руно должен был отказаться от престола. Однако коварный властитель не собирался держать своё слово, более того, за время отсутствия Ясона он убил отца и всех родственников героя. И вновь за дело взялась Медея: она убедила наивных дочерей Пелия, что если те зарежут своего дряхлого отца-старика, разрубят его труп на части и сварят в котле, то он воскреснет молодым и сильным. Глупые девицы так и поступили, но обещанное воскрешение не состоялось.

За цареубийство Ясон и Медея были изгнаны новым царем Акаетом из Иолка и поселились в Коринфе у царя Креонта, где счастливо прожили десять лет. За это время у них родились два сына — Мермер и Ферет*.
________________________
* В других древнегреческих преданиях говорится, что у Ясона и Медеи было семь сыновей и семь дочерей, но все они погибли от рук народа после злодейского убийства царя Креонта.

Ясон тяготился обществом Медеи и, в конце концов, решил развестись с ней и жениться на дочери Креонта Главке*. Медея и её сыновья должны были отправиться в изгнание. Однако волшебница не пожелала смириться со своей участью. Она прислала в дар новобрачной заколдованное одеяние, и Главка, надев его, сгорела заживо вместе с царём Креонтом и всеми, кто в тот час оказался в пиршественном зале. Ясон спасся, выпрыгнув в окно. Малолетних сыновей своих Медея убила собственными руками на глазах мужа, а потом унеслась на колеснице, запряжённой крылатыми конями**.
________________
* В некоторых вариантах мифа Главку зовут Креусой.
** По менее распространенному варианту мифа Ясон справил новую свадьбу с Главкой, а Медее царь Креонт повелел немедля покинуть Коринф. На солнечной колеснице, запряженной драконами, она бежала в Афины, а детям своим велела: «Передайте вашей мачехе мой свадебный дар: шитый плащ и златотканую головную повязку». Плащ и повязка были пропитаны огненным ядом: едва Главка прикоснулась к ним, пламя охватило и юную царевну, и старого царя, и царский дворец. Понимая свою причастность к цареубийству, дети Медеи бросились искать спасения в храме, но коринфяне в ярости побили их камнями. Что стало с Ясоном, в этом мифе никто точно не знал. Впоследствии коринфяне тяжело переживали позор детоубийства. Согласно преданию, они упросили великого Еврипида показать в трагедии, что Ясоновых детей убила сама Медея, их родная мать. Поверить в такой ужас было трудно, но Еврипид всё-таки оклеветал Медею.

Ясон, по одной версии, покончил жизнь самоубийством, по другой, погиб под обломками обветшавшего корабля «Арго». В любом случае последние годы жизни он был бездомным и побирался, бродяжничая из города в город.

Медея же улетела в Афины, где вскоре вышла замуж за царя Эгея, которому родила сына Меда. Когда в Афины пришёл Тесей, сын Эгея и трезенской царевны Эфры, Медея, опасаясь, что афинский престол унаследует Тесей, а не её сын, убедила мужа отравить пришельца. Однако Эгей узнал в Тесее родного сына и приветствовал его, а Медее и бедному Меду пришлось бежать из города, спасаясь от мести Тесея*.
________________
* Согласно одному из преданий, гибель Эгея, бросившегося в пучину моря по причине того, что сын его Тесей, возвращаясь с Крита, забыл сменить чёрный парус на белый, на самом деле стала возмездием богов за его измену клятве верности, которую царь дал Медее накануне их бракосочетания.

Царица с сыном вернулась в Колхиду, где к тому времени был свергнут с престола её отец царь Ээт. Мед убил узурпатора и вернул власть деду*.
________________
* Впоследствии Мед значительно расширил владения колхов, присоединив к их стране Мидию, и после смерти Ээта законно воссел на царский трон.

Удивителен конец мифа о Медее. По воле богов она живой была перенесена на Острова Блаженных! Там волшебница вышла замуж за великого Ахилла и остаётся его верной супругой по сей день.

Судьба Медеи тем или иным образом вдохновила на творчество трёх величайших древнегреческих трагиков — Софокла, Эсхила и Еврипида. Самой прославленной пьесой стала трагедия Еврипида (485/484 или 480—406 гг. до н.э.) «Медея».

Драматург жил в эпоху наивысшего расцвета афинской демократии (прошедшего под знаком победы греков в знаменитых греко-персидских войнах) и её окончательного загнивания. Творчество Еврипида в значительной мере связано с так называемым «веком Перикла» (444/443—429 гг. до н.э.). Первая драма его была поставлена в 455 г. до н.э., но только четырнадцать лет спустя, в 441 г. до н.э., он одержал наконец победу в состязании трагических поэтов.

Самая ранняя из достоверно известных еврипидовых трагедий «Алькеста» относится к 438 г. до н.э. Остальные шестнадцать дошедших до нас трагедий* написаны Еврипидом между 431 и 406 гг. до н.э. Трагедия «Медея» обычно датируется 431 г. до н.э.
_______________
* Специалисты полагают, что Еврипидом написано 92 произведения, во времена императора Августа были известны 75 его драм.

Любопытно, что современники не очень благоволили к великому соотечественнику. Почти за пятьдесят лет своей творческой деятельности Еврипид всего четыре раза удостоился первого места в состязаниях трагических поэтов.

В 408 г. до н.э. драматург решил покинуть родные Афины и переехал жить ко двору македонского царя Архелая, который задумал собрать у себя самых выдающихся писателей и поэтов Греции. Однако прожил Еврипид в Македонии недолго: он умер, оставив не вполне завершённой свою последнюю трилогию. В 405 г. до н.э. её поставил в Афинах сын (или племянник) трагика, и трилогия принесла Еврипиду пятую, уже посмертную победу*.
_____________________
* От этой трилогии сохранились только две трагедии — «Вакханки» и «Ифигения в Авлиде».

Потрясает решение образа Медеи в одноименной трагедии Еврипида. Драмы, основой сюжета которых становилась месть, создавались в Древней Греции и до великого трагика. Среди них имелись и трагедии о Медее. Однако более других был распространен сюжет о том, что детей волшебницы побили камнями жители Коринфа, впавшие в ярость в связи с убийством Креонта. Наверняка первые зрители еврепидовой «Медеи» ожидали от трагедии чего-нибудь подобного. Начало пьесы обещало именно такую развязку. Медея явно готовилась погубить Ясона и его невесту…

И тут Еврипид пришёл к немыслимому до него постижению глубин психологии. В страданиях своих Медея вдруг поняла, что беда её не в разлучнице Главке, случайно вставшей на её дороге, но в том, что она безоглядно любила и любит Ясона, сама же все эти годы была безразлична возлюбленному, который только использовал волшебницу в личных целях. Когда потребность в услугах Медеи прошла, её просто выкинули, как ненужную вещь. И тогда Медея восстала, восстала против изменника, а ещё больше — против вонзённой богами в её сердце безоглядной любви. Решение волшебницы стало таким же жёстким и суровым, как и вся её предыдущая жизнь — Медея задумала истребить плоть изменника на земле, чтобы больше нигде и никогда не возродился он в новом обличии. И это уже должно было стать Возмездием, а не мелкой женской местью, превращалось в суровую форму самоубийства и самоотречения во имя разрушения воли богов. Другими словами, мы сталкиваемся с одним из ярчайших проявлений богоборчества в мировой литературе. И как любое богоборчество, оно оказалось не самоотречением, а высшей степенью эгоизма и самовлюблённости человека (в данном случае женщины, поставившей своё самолюбие выше жизней собственных детей). Впрочем, так можем рассуждать мы, люди, живущие более чем через 2,5 тысячи лет после еврепидовых поколений. Сегодня у человечества иной опыт сосуществования и выживания, иные представления о мире и нравственности. Во времена Еврепида всё было проще и прямолинейнее, а человеческая жизнь ценилась во много крат меньше, чем в наши дни.

Для еврепидовой Медеи таков был Рок, приговор же его и исполнрение этого приговора оказались в руках поражённой открытием предательства женщины. Медея казнила собственную Любовь во всех её ипостасях. Разве после этого кто-то посмел бы осуждать такую детоубийцу? На подобной оценке Медеи настаивал и сам Еврипид. Вникнем в заключительный диалог трагедии:

Ясон: — Ты львица, а не жена! Ты демон, которым боги меня поразили!
Медея: — Зови, как хочешь, но я ранила твоё сердце.
Ясон: — И собственное!
Медея: — Легка мне моя боль, когда вижу я твою.
Ясон: — Твоя рука их убила!
Медея: — А прежде того — твой грех.
Ясон: — Так пусть казнят тебя боги!
Медея: — Боги не слышат клятвопреступников*.
_____________________
* Еврипид. Трагедии. В 2 томах. Т. 1. М.: Наука—Ладомир, 1999.

С этими словами Медея улетела из Коринфа.

Трагедия Еврипида оказала сильнейшее влияние на развитие мировой драматургии в последующие века. Драмы Сенеки (I в.), П. Корнеля (1635), трилогия Ф. Грильпарцера «Золотое руно» (1818—1824), Ж. Ануя (1946), каждая со своими оттенками, по следам Еврипида трактует древний миф. Только Ануй попытался осудить Медею, представив её как злобную всеразрушающую силу, гибелью своею (Медея в пьесе кончает жизнь самосожжением) принёсшую безразличному к несчастьям преступницы окружению несказанное облегчение.

В 1797 г. композитор Луиджи Керубини (1760—1842) создал оперу «Медея», но в театрах ставится она редко.

Одной из вершин мирового кинематографа стал фильм Пьера Паоло Пазолини* «Медея» (1969), где главную роль исполнила гениальная Мария Каллас**.
______________________
* Пьер Паоло Пазолини (1922—1975) — великий итальянский кинорежиссер, а также сценарист, поэт, литературовед.
** Мария Каллас (Калойеропулу) (1923—1977) — великая греческая оперная певица (лирико-драматическое сопрано). Снялась в фильме Пазолини уже после ухода с оперной сцены.

В медицине определён «комплекс Медеи», который характеризуется стремлением матери убить собственных детей, чтобы отомстить мужу. Бесспорно, это примитивная трактовка мифологического образа, живущего законами неизбежности в мире, где нет и не может быть добра или зла.