Измаилтянин Батый в литературном аллюзионе

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Измаилтянин Батый в литературном аллюзионе


Сюжет «нашествия» на Русь татаро-монголов во главе с сыном Джучи и внуком Чингисхана Батыем до сих пор остается малоизученной страницей истории Руси-России, несмотря на существование обширной историографии, и нуждается в новом осмыслении – с опорой на критическое прочтение «летописных» и иных сообщений о нем. В сегодняшней статье я предлагаю вниманию читателей анализ скрытого текста первых двух предложений рассказа Галицко-Волынской «летописи», которая входит в состав Ипатьевской «летописи», о приходе Батыя, и предшествующего им упоминания даты, с привлечением сведений из Новгородской первой и Лаврентьевской «летописей» и «Повести о разорении Рязани Батыем», то есть из основных, вместе с Ипатьевской «летописью», источников по теме.

Текст.

«Въ л(е)т* 6745.  Придоша безбожнии Измалтян(е), преже бивъшеся со князи Роускими на Калкохъ. Быс первое приходъ ихъ на землю Рязаньскоую и взяша град Рязань копьемь, изведше на льсти князя Юрья и ведоша Прыньскоу, б(е) бо в то врем княгини Прыньскы, изведоша княгиню его на льсти, оубиша Юрья князя и княгини его и всю землю избиша, и не пощад(е)ша (о)трочатъ до соущихъ млека».
* Буква «е» в скобках в цитируемых предложениях замещает букву «ять» оригинала, не имеющую числового значения, буква «о» в скобках замещает букву «омега» оригинала с числовым значением 8 (или 800).

Перевод фрагмента, осуществленный О. П. Лихачевой (ИРЛИ) и оспариваемый автором предложенной Вашему вниманию статьи.

«В год 6745 (1237). Пришли безбожные измаильтяне, которые раньше бились с русскими князьями на Калке. Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных» [1].

Текст оригинала с конечными числовыми значениями слов.

«Въ (2) л(е)т (6) 6745.  Придоша (2) безбожнии (4) Измалтян(е) (4), преже (1) бивъшеся (8) со (9) князи (4) Роускими (9) на (6) Калкохъ (3). Быс (2) первое (1) приходъ (7) ихъ (5) на (6) землю (1) Рязаньскоую (2) и (8) взяша (1) град (9) Рязань (5) копьемь (8), изведше (4) на (6) льсти (7) князя (5) Юрья (1) и (8) ведоша (1) Прыньскоу (2), б(е) бо (7) в (2) то (1) врем (3) княгини (4) Прыньскы (9), изведоша (7) княгиню (5) его (6) на (6) льсти (7), оубиша (2) Юрья (1) князя (5) и (8) княгини (4) его (6) и (8) всю (4) землю (1) избиша (6), и (8) не (1) пощад(е)ша (3) (о)трочатъ (5) до (2) соущихъ (9) млека (6)» [2].

Крупнейшие астрономические явления 1237 г. (6745/6746).

28 января – частное солнечное затмение, наблюдалось над Антарктидой, сарос 128;
24 июня – частное солнечное затмение, наблюдалось над Антарктидой и Австралией, сарос 95;
23 июля – частное солнечное затмение, наблюдалось к северу и востоку от Белого моря, южной оконечности Уральских гор, на Западной Сибири, по Заполярью до Берингова пролива, сарос 133;
19 декабря – кольцевое солнечное затмение, наблюдавшееся над Монголией, Китаем, Восточной Сибирью, Японией и Сахалином, сарос 100;
12 января – полное лунное затмение, наблюдавшееся, в частности, в Восточной Европе; в верховьях Волги оно достигло своего максимума в 2 час 15 минут, сарос 102;
9 июля – полное лунное затмение, наблюдавшееся, в частности, над Австралией и смежными регионами, в Восточной Европе осталось незамеченным, сарос 107 (этому саросу принадлежит и затемнение 1111 г., которым Ипатьевская летопись датирует вымышленную битву с половцами на Сальнице) [3].
 
Лунное затмение 12 января 1237 г. не зафиксировано в открытом тексте ни одной «летописи» (для того, чтобы летописцы, буде они действительно существовали, могли его пропустить, нужно, чтобы ночью с 12 на 13 января 1237 г. над всей Восточной Европой стояла сильнейшая облачность; исключать этого обстоятельства нельзя, но игнорирование самых заметных происшествий на небесах «летописцами» является всепогодным: открытые тексты «летописей» игнорируют большую часть солнечных и лунных затмений XI – XV вв.) [4]. В скрытых же текстах «летописцы» замечают, помимо восточноевропейских, «родных», многие другие затмения, которые никак не могли наблюдать, и случившиеся над Антарктидой, Австралией, Тихим океаном, Латинской и Северной Америками, над восточными областями Евразии. С этим феноменом мы сталкиваемся также в рассматриваемом случае - при чтении первых строк сообщения Ипатьевской летописи о Батыевом «нашествии».

Затмения в вербальной энигматике фрагмента.

Наиболее заметный своей необычностью вербальный элемент двух предложений – ойконим Прыньск, за которым будто бы скрывается город Пронск (в Никоновской «летописи» под 1131 г. упоминаются князья «Пронстии», но не «Прынстии»). Думаю, что лексема «Прыньск» не является ойконимом, а выполняет функцию энигматического обозначения слова «прын» из разряда диалектных в рязанском регионе и аббревиатуры «PRN». «Прын» рязанского диалекта - возглас, при помощи которого подзывали телят [5], конечная аппрезентационная область этой лексемы – «рога» солнца и луны в начале и конце затмений, то есть затмения обоих светил (об аппрезентационной области «PRN» будет сказано ниже).

Два фразеосочетания «взяша град Рязань копьем» и «изведше на льсти князя Юрья» находятся в смысловом противоречии друг с другом, если «на льсти» - «невоенной хитростью», «обманом»: Батый должен был взять город либо «копьем», то есть осадой или штурмом (вариант: осадой с последующим штурмом) или «на льсти». Изводить «лестью» князя Юрия Ингваревича из города после взятия города (вариант Лихачевой) и вовсе было бы бессмысленно. Однако если «на льсти» читать как глагол «налести» («налезть»), то «изведше на льсти» будет означать «ведя налезть», действие, которое становится понятным вместе с фразеосочетанием «изведоша кн;гиню его на льсти» (из «Прыньска» княгиню выманили точно так же, как раньше князя из Рязани, если верить переводу Лихачевой и ряду иных аналогичных, то есть князь и княгиня у наших переводчиков и комментаторов равно доверчивы к ужасно добродушному Батыю). Если же не верить Лихачевой, то и княгиню «вели налезть», но в «Прыньске», то есть в ситуации затмения. Соответственно, князь Юрий в подлинном тексте фрагмента – Солнце, княгиня – Луна. Налезание их друг на друга подразумевает обозначение в дважды упоминаемом «Прыньске» как солнечного, так и лунного затмений. Понятно, что в результате взаимного налезания «вся земля избиша» (о «соущих млека» см. ниже).

Затмения в вербально-числовой энигматике фрагмента.

Как «Солнце», так и «луна» наделены конечными числовыми значениями, равными 4, четырем же равно конечное числовое значение дат 6745 и 1237 (одна и та же дата разных календарных систем), первые слова фрагмента «в л(е)т» с числовыми значениями 2 4 4 также маркируют два светила. Четырем равно и конечное числовое значение дат двух затмений 1237 г.: 19.12.1237 и 12.01.1237. Первое из этих событий имело место над Монголией, второе – над Русью и Монголией. Сумма двух конечных числовых значений дат равна 8, то же конечное числовое значение имеет лексема «копьем»; восьмерка двумя своими кольцами изображает Солнце и Луну.
Задействованная во всех этих связях четверка подчеркнута рядом четырех слов со значением 1, образующих логически целостную совокупность: «Преже… первое… землю… взяша». Четыре единицы этого ряда напоминают также о затмении 1111 г. и саросе 107 [6]. С 1111 годом 1237-й год связан также через солнечное затмение 19 декабря 1237 г., поскольку солнечное затмение, состоявшееся 4 октября 1111 г., принадлежит 100 саросу [7]. Лунное затмение 9 июля 1237 г. также имело своего предшественника в 1111 г. (25 апреля). Важно здесь, что имя «Батый» наделено конечным числовым значением 4, а две буквы этого имени, наделенные числовыми значениями, образуют ряд 13 (буквы «б», «ы» и «й» не имеют числового значения).

Рассматриваемый фрагмент дважды предлагает ряды из трех слов, начинающихся с букв с числовым значением 8: «Придоша безбожнии Измалтян(е), преже» («б» не имеет числового значения) и «первое приходъ ихъ». В первом случае репрезентован ряд ПИП, во втором ППИ. В каждом случае сумма трех восьмерок равна 24, или 6. Этим числом составитель текста подчеркивает, что в 1237 г. состоялось именно 6 затмений. И косвенно указывает время составления Галицко-Волынской «летописи»: в России с саросами познакомились лишь в XVIII в., текст мог быть составлен или завершен в первой половине следующего столетия, Киевская «летопись», входящая в состав Ипатьевской «летописи» и рассказывающая о событиях XII в., была завершена в 40-х годах XIX в. [8].

За фразеосочетанием «и не пощад(е)ша (о)трочатъ до соущихъ млека» так же скрываются поздние астрономические представления. «Соущих млека» - не ошибка переписчика, здесь так и следует читать: «сущих млека» или «сущего молока», - поскольку автор этими словами, вместе с «омегой»  в начале слова «(о)трочат», напоминает о звездной туманности Омега Центавра, которая является сердцевиной Млечного Пути. Впервые Омега Центавра была определена как звездное скопление английским астрономом Джоном Гершелем в 1830-х гг. Эдмонд Галлей ранее, в 1677 г., включил ее в свой каталог как туманность [9].

Любопытная деталь: после слова «оубиша» с числовым значением 2 идут слова «Юрья (1) князя (5) и (8) княгини (4)» с числовым рядом 1584, который является датой убийства царя Ивана Грозного, у которого был брат Юрий.

Одиночество года.

Исследователя не может не смущать та особенность сообщения «летописца», что, не забыв упомянуть не существовавшее столкновение русско-половецких и монголо-татарских войск на Калке [10], он забыл или не уточнил, в каком месяце 6745 года Батый осадил и взял Рязань, то есть не придал никакого значения тому, когда именно началась эпоха татаро-монгольского владычества на Руси, хотя сам же и указал, что взятие Рязани «быс первое приходъ ихъ». Дальнейшее описание битв в пределах 6745 года также будет выдержано во внехронологической парадигме; переход изложения к 6746 году отмечен, но внутри года события не датируются, события 6747 года не описываются. На первый взгляд, подход ипатьевского «летописца» к хронологии походов Батыя находится в контрасте с подходом к этой стороне истории появления «измаильтян» на Руси других хронистов (и литераторов), последовательно датировавших события, инициированные «измаильтянами», но на деле другие хронисты поступали еще хуже, предлагая вместо никакой абсурдную хронологизацию событий.

В Новгородской первой «летописи». Осада Рязани началась 16 декабря 6746 г., то есть 1237, завершилась 21 декабря. Здесь абсурда нет. Далее та же, новгородская, «летопись» указывает, что татары взяли Торжок 5 марта 1238 г., в среду. Но 5 марта 1238 г. – пятница. В 1237 г. был четверг. Зато 5 марта 1236 г. была среда, о которой «летописец» и напоминает (он отсылает читателя к третьему, от 1238, году, среда – третий день обычной недели; приметна и последовательность смен дней недели по годам: от пятницы к среде). Здесь же, в новгородской «летописи», указывается, что Торжок татары осадили «на сбор Чистой Недели», то есть в четверг Страстной Недели, и осаждали «по две недели» (до 5 марта), но в 1238 г. Пасха пришлась на 18 апреля; соответственно, четверг Страстной Недели пришелся на 15 апреля, а самый ранний день Пасхи в XIII в. мог быть 22 марта [11].

В Лаврентьевской «летописи». Начало осады г. Владимира татарами датируется 7 февраля 1237 (6745) г., в «неделю», то есть в воскресенье, «мясопуста», но это означает, что Пасха в 1237 г. должна быть 4 апреля. Пасха же пришлась в тот год на 3 мая; важно, однако, и то, что в XIII в. с 1220 по 1260 годы Пасха ни разу не пришлась на 4 апреля, то есть «летописец» искал и нашел наиболее неподходящую дату для датировки осады Владимира [12]. Соловьев, Сергей Михайлович, по своему обыкновению, добросовестно перенес 7 февраля из «летописи» в свою «историю», но с годом схитрил, указал 1238-й, хотя и этот год не примирил 7 февраля с Пасхой [13].

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Здесь татары взяли Рязань 21 декабря 6745 г., то есть 1236, - расхождение на целый год с сообщением Новгородской первой "летописи", которая оценивается кругом летописеведов как древнейший сохранившийся «летописный» список. В первой же строке повести ее автор указывает, что приход Батыя случился на двенадцатый год после перенесения «чюдотворного образа ис Корсуня» (чудотворный образ – Николая-чудотворца) [14]. Лихачев, С. Д., по этому поводу пишет, что икона была перенесена в 1224 г., «иначе говоря – за двенадцать лет до нашествия Батыя на Рязань» [15], - иначе говоря, Лихачев как бы не замечает, что в «Повести о перенесении образа Николы из Корсуни на Рязань», на которую он ссылается, в 6732 г. (вероятный 1224-й год) было лишь видение Астафию в Херсонесе о перенесении образа в Рязанскую землю, а под 6730 г. отмечается, что перенесение состоялось на третий год после битвы на Калке, датируемой 16 июня, видимо, того же 6730 г. (то есть 16 июня 1222 г.) [16]. Если согласиться с последней датой, тогда становится понятным указание автора на перенесение иконы в Рязанскую землю в 7633 г., то есть в 1225 г. И это означает, что в «Повесть о разорении Рязани Батыем» благодаря отсылке к другой повести автором введена вторая дата осады и взятия Рязани Батыем - 21 декабря 1237 г. Но также, как в датировках Новгородской и Лаврентьевской летописей, здесь не нужно искать «правильной» даты Батыева «нашествия». Ее попросту нет – в силу отсутствия самого события [17].

Об этом же говорит аббревиатура PRN, которая скрывает за собой латинскую фразу «Pro re nata», обычно употребляемую медиками: «Принимать (лекарство) по ситуации». В контексте Ипатьевского нарративного шедевра она означает: «Хочешь верь, не хочешь - не верь».

Продолжение следует.

Сноски и примечания.
1. lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4961
2. О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского и современного русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год. Написание одного и того же слова в старинных текстах или текстах «под старину» может варьироваться в зависимости от того, какое числовое значение следует получить, за счет применения той или иной графемы (графем) одной и той фонемы («и» или «i», «о» или «омега», «е» или «ять», «ф» или «ферт», «кс» или «кси», «пс» или «пси») или нарочитых ошибок.
3. См. об этом: Сагит Фаизов Мономах и его шапка // http://sagitfaizov.livejournal.com/94766.html; затмения 1111 г. припоминает в XX в. и Виктор Ерофеев. См.: Сагит Фаизов В. Ерофеев Москва – Петушки: скрытый текст. Сара //http://sagitfaizov.livejournal.com/105502.html
4. Cм. об этом, в частности, в гл. II следующего издания: Н.А. Морозов Новый взгляд на историю русского государства // http://doverchiv.narod.ru/morozov/8-0glavl.htm; см. о методологическом изъяне исследований Н.А. Морозова, посвященных астрономической составляющей «летописания»: Сагит Фаизов Приглашение к Саросу. Часть 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/93182.html;  см. также в proza.ru
5. Cм. об этом: http://rjaz.net/news/pryn_pryn/2011-04-02-1937
6. О роли саросов в возникновении хронологии и хронологических циклов «летописания» см.  : Сагит Фаизов Приглашение к Саросу. Часть 1 //                http://sagitfaizov.livejournal.com/92761.html; Часть 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/93182.html; см. также в proza.ru
7. В том же саросе находится затмение 15 марта 1382 г. (к этому году «летописи» относят поход Тохтамыша на Русь).
8. См. об этом: Игорь Львиное Сердце. Часть 2. Вальтер Скотт // http://sagitfaizov.livejournal.com/93930.html; см. также в proza.ru
9. ru.wikipedia.org/wiki/Омега_Центавра
10. Cм. об этом, в частности: Сагит Фаизов Крестоносцы на  Калке // http://sagitfaizov.livejournal.com/94379.html; см. также в proza.ru
11. Новгородская первая «летопись» в сети: http://krotov.info/acts/12/pvl/novg07.htm
12. См. в сети: http://litopys.org.ua/lavrlet/lavr27.htm#r1238
13. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. Кн. II. Москва, 1960. С. 142 (а ведь, мог и поразбираться с летописными нестыковками, смотришь, избежал бы авторства сказок).
14. Повесть о разорении Рязани Батыем // «Изборник». Сборник произведений литературы Древней Руси. Москва, 1969. С. 344-361.
15. Там же. С. 743.
16. Cм.: (еще один автор соединяет тему Батыева нашествия с битвой на Калке, но вполне вероятно, что за обоими текстами стоит один и тот же автор или одна и та же группа авторов).
17. Что не исключает факта установления господства татаро-монгольского государства над Русью во второй половине 1230-х годов и в начале 1240-х.

Сведения о затмениях получены благодаря программе:
http://xjubier.free.fr/en/site_pages/eclipses.html


Опубликована 14 ноября 2014 г.