Нервные Сверхлюди

Диза Ми
Москва. Послереволюционные годы. Драка в коммунальной квартире. Из- за чего? Из - за ёршика. Революция совершилась! Человек переродился! Ура товарищи! Ура «новому»,  «сознательному» сверхчеловеку. Человеку нервному, человеку,   вспыхивающему от малейшей искры в среде социальной напряженности. Человеку,  для которого убить другого человека за ёршик - в порядке вещей. Человеку, приговаривающему убийц всего  всего лишь к выговору.

Здесь следует отдать должное М. Зощенко.  Автор ведет повествование от первого лица, становясь невольным соучастником происходящего. Но мало того, он делает соучастники и читателей. Поистине оригинальное решение для сатиры.  С первых строк М. Зощенко накидывает   на нас невидимую паутину просторечий, канцеляризмов, вульгаризмов, заимствованных слов русского языка. С этого момента мы уже не просто пассивные созерцатели. Мы становимся соучастниками всего происходящего. Эффект присутствия создан. Добро пожаловать. в ад,  к дьяволам, которым будет взывать  мильтон. Рассказчик  раскрывает  непостижимую выразительность русского языка, демонстрируя нам своеобразный общежитийный сленг.  Так, фраза Гаврилыча: «Мне…сейчас всю амбицию в кровь разбили» - шедевр, посредством которого М. Зощенко сумел передать  весь эмоциональный накал драки.
 
При прочтении этого рассказа невольно возникает вопрос: а кто главный герой этого небольшого повествования?  Убитый Гаврилыч?Кобылин? Марья Васильевна? Дарья Петровна?  Автор? А может быть  сам читатель ? Картина, столь органично и атмосферно написанная М. Зощенко,  есть не только частный эпизод повседневности коммунального общежития. В сущности,  ее можно поместить в любой пространственно - временной континуум, где люди сожительствуют друг с другом.  И часто, в конфликтных ситуациях, самоирония - та самая рука, на плечо которой может опереться человек.  Умение смотреть на трагедию глазами комедии, избегая излишней драматизации - есть признак духовной зрелости. Результат этого умения - созидание своей собственной реальности и души. И если человек обладает подобным умением, то он поймет, что что никакая идеология привнесенная извне, и ни одна война не «переродит» его сознание. Только сам человек в состоянии изменить себя. Эта истина и есть главная героиня рассказа М. Зощенко «Нервные люди».