Я жена. Рассказ из сборника Были

Ирина Шатуновская
        Свадьба состоялась 27 января. Мы тогда оба учились на пятом курсе института. Зимнюю сессию сдали, причем два экзамена я, по настоянию будущего мужа,  сдала досрочно.  Никогда так не делала, хотя была отличница, староста группы,  но считала, что в этом есть какой-то авантюризм, надежда на возможные  поблажки от преподавателя для досрочно сдающих, проявляющих показной учебный энтузиазм. Но срок свадьбы поджимал, и пришлось пойти на поводу у жениха. Сдала…    Три остальных экзамена прошли по графику. Это была последняя в моей жизни экзаменационная сессия. Потом свадьба, а потом еще один государственный экзамен (такое и представить себе сейчас невозможно!), ё. …. ….!!!!!(немного интеллигентного мата), «Научный коммунизм». Свадьбу отгуляли,  лежим с мужем в кровати с конспектами и готовимся к сдаче. Заниматься мне можно было спокойно, так как «критические дни» продлевали мне мою девственность и давали возможность сосредоточиться на «Научном коммунизме», и только! Дня три спустя после свадьбы сдали «коммунизм». Сессия у обоих – на  отлично. Можно было заняться вплотную семейной жизнью.
      А ситуация была такая…  Во-первых, теперь мне придется жить в чужой семье, в чужом быте, в далеком Западном районе, состоящем из новостроек-пятиэтажек. Для жителя старого центрального района Ростова, где все под рукой:  базар, главные магазины, парки, Набережная, кинотеатры, даже пляж и т. д.- это тяжко. Помните, что такое новостройки 60-х, 70-х годов? Это лабиринты, составленные из домов - пятиэтажек разной длины, «одинаковых с лица», где я не раз блукала, ища нужный дом. Тоска – вот то чувство, которое давит на психику, стоит мне только попасть в Западный район, для которого характерен этот ужасный архитектурный  стиль. Тогда, на весь район – один  продуктовый универсам и один универмаг в первом этаже какого-то жилого дома. Да, ещё кинотеатр. Вот и вся инфраструктура. Это, конечно, моё личное мнение, как  жительницы коммуналки в старых домах центра Ростова.
     Во-вторых, мне нужно приноравливаться к быту семьи, состоявшей из пяти человек,  трех поколений, двух национальностей. А это: тёща моего свёкра, сам свёкор, свекровь,  младший брат мужа (разница 7 лет),  муж.  С национальностями вообще проблема. Свекор -  100% еврей со своими еврейскими представлениями о быте,  его старушка-тёща,  аж, из «ярославской губернии», с севера , почти, России. Разница между ними, как между представителями разных галактик. Остальные члены семьи не имели резко выраженных национально-бытовых особенностей.
      В-третьих, мне нужно было распрощаться с таким моим любимым и необходимым в моей жизни богатством, как возможность побыть одной, иметь в распоряжении личное время! Кроме того, я попадала под постоянный мониторинг очень любопытной бабульки, все равно, что под скрытую камеру.
     Квартира, где предстояло мне жить, находилась на третьем этаже пятиэтажки и состояла из трех малюсеньких (6-8 кв. м) спален, одного  проходного зала (16 кв. м), кухни (5 кв. м), и остальных малюсеньких бытовых помещений (сан. узел, коридор, балкон).  Это настолько ужасно, что, спустя много-много лет, я, таки, сделала в своем личном доме по туалетной комнате на каждого проживающего.
    О, всё-всё было очень сложно! Я попала в тугой психологический узел. Все члены семьи находились в постоянном противостоянии друг  с  другом. Практически каждый день случался скандал на кухне между свёкром и свекровью. Тема:  например, отношение к приготовлению пищи. Свекровь, как уроженка ярославской глубинки, не умела готовить. Конечно, что-то она могла сварить. Но наша южная кухня против их кулинарных потуг – это, что бриллиант против стекляшки. Они там, в ярославских деревнях, кабачками кормят скотину! Зато там есть молоко. Поэтому любимой едой русской части семьи были творог, сливочное масло, кефир, сметана, хлеб и черный чай. Понятно, что готовить из этих продуктов ничего не надо, их можно сразу есть, в чистом виде. Моя свекровь могла делать тесто и жарить пирожки, чему научена была уже здесь, в Ростове. А уж блюда из овощей она очень полюбила ближе к концу жизни. Свёкор, наоборот, предпочитал жирные блюда с мясом. Сам делал кулинарный жир, перетапливая смесь животных жиров – свиного сала, говяжьего…, добавляя туда для запаха репчатый лук. И вся семья, с больными и не очень желудками, вынуждена была есть его неполезную  стряпню. Тёща-старушка  молча страдала, когда разгорался очередной скандал, например, если свекровь, о, ужас(!), сняла с поверхности борща излишний, по ее мнению, жир  и была в этом уличена!
       Мать моей свекрови была женщиной с суровым характером. У себя в деревне она была на хорошем счету. Жена председателя колхоза. Работящяя. Сама себе хозяйка. В среднем возрасте получила инвалидность: ехала в кузове машины на полевые работы, машину тряхнуло, женщина выпала на дорогу. В результате чего, лишилась части черепной кости в области лба. Так и жила дальше всю жизнь до глубокой старости с пульсирующим провалом на  пол-лба. Когда свекор  в 60-х годах перетащил в  изобильный Ростов всю родню моей свекрови, в том числе и её родителей, старушка потеряла почву под ногами. Стала она теперь зависимой, нечем ей теперь было распоряжаться, некем управлять. Тогда она стала много работать по дому, хоть и по чужому. Работой глушила свои переживания, успокаивала самолюбие, кроме того, она чувствовала себя очень нужной, не зря хлеб евшей, опять же – похвалы за работу дорогого стоят…   Когда я появилась в доме, она увидела во мне, кроме всего прочего, и конкурентку по домашней работе.
       Младшему брату мужа было тогда 14 лет. Это был красивый, еврейского типа, мальчик. Мне его было жалко. С моим появлением, он потерял свою комнату,  которую делил с братом много лет. Своих чувств он не показывал, но, видно, с его мнением не сильно считались в семье. Во всяком случае, он был совсем не избалован.
       Свекровь была женщиной общительной, приветливой, но слишком другого менталитета, я бы даже сказала, другой реактивности, чем я. По отношению к одним и тем же событиям, вещам, мы испытывали разные с ней эмоции. В ее присутствии я становилась косноязычной. Мне казалось, что она меня не может понять, и я говорила с ней, как с иностранкой, подбирая слова…. Это было ужасно. Я темпераментная, буйная в выражении эмоций, южанка, она - скромная, спокойная северянка. Очень она любила давать советы, рекомендации, делать замечания …   И, особенно, мне, выросшей, практически, самостоятельно,  и всю жизнь предоставленной самой себе. Моя   мама просто не мешала моему становлению, и сама, если нужно, просила у меня советов. Активные поучения свекрови были мне не по душе. А если учесть, что и  мой свёкор мог дать фору любой свекрови на свете по части разного рода советов и поучений, то представьте, с  каким настроением я начала свою жизнь в новой семье. Я даже подружкам жаловалась, что приходится жить под контролем двух «свекровей».
     Одним большим светлым пятном был на этом фоне мой муж.  Стал он для меня теперь  отцом,  другом,  любовником,  матерью, братом, учителем, командиром, наперсницей, спасателем, защитником и т. д.   В-общем, это была моя половина личности, сильная и рассудительная, которая защищала  мою, вторую, чувствительную, порывистую половину.  Могу всё выразить одним словом – комфорт.  В его присутствии я испытывала абсолютный душевный и физический комфорт: меня поймут, защитят, развеселят, успокоят, выслушают, ответят, в конце концов, накормят и сделают массаж… 
          Практически, через неделю нам с мужем предстояла туристическая поездка со студенческой группой в Эстонию. Уже все оформлено было. И, вдруг, происходит такая гадость. Эта гадость будет иметь роковые последствия на всю мою жизнь! Знала бы я – не поехала бы.
        Карьеру  в СССР можно было быстро и успешно построить, только(!), будучи  ЧЛЕНОМ  КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ. Приходит известие о том, что вот-вот начнется в институте выдвижение в кандидаты компартии. А нам предстоит ехать, можно сказать, в свадебное путешествие. На мужа институтское партийное руководство надавило, типа, нельзя упускать такой возможности! И всё…   У меня как будто  все внутри оборвалось. Настроение помрачнело. Что делать? Хотела я уже не ехать…
       Десять дней, как сыграли свадьбу, и надо разлучаться, аж, на две недели! По самой гадкой причине. Я всегда тайно ненавидела и опасалась всего, что было связано с комсомолом и партией. Хотя, в комсомол, в общем  массовом потоке, вступила ещё в седьмом классе. От членов комиссии, принимавшей меня в комсомол, веяло холодом и полным равнодушием к человеческой личности. Понятно, что они были в «образе» и что в обычной жизни  они ведут себя естественно. Но тут…  У меня возникло чувство ограничения личной свободы, а это самое ужасное в жизни. С тех пор я  не люблю и избегаю любые политические организации.
     Муж переживал, предложил плюнуть на всё и поехать вместе. Тут уж я призадумалась: а , вдруг, это как-то  плохо отразится на отношение к нему партийных товарищей, могут  впоследствии отказать в приеме в партию…  Но место в туристической группе нужно было кем-то занять. Я подумала, и пригласила  с собой вместо мужа мою подругу, которая училась со мной в  группе. Так и порешили.
      Одного только я не знала, что в поездку отправилась, успев-таки забеременеть. Ехали на поезде, приехали в Таллинн, в знаменитую гостиницу «Выру». Жили там, выезжали на экскурсии. В нижнем этаже гостиницы был ресторан с  кабаре-спектаклями. Были мы на представлении, где перед нами  плясал молоденький, никому не известный, Боря Моисеев  и пела неопытная Лайма Вайкуле.
     Поднялся у меня волчий аппетит. Что такое? Неделю прожили в  Таллинне, переехали в Ленинград. Тут я сильно заболела. По всем симптомам – грипп. Горло болит жутко, насморк, температура поднялась, меня ломает… И все это на фоне постоянно сниженного настроения, тоски… Подруга мужа заменить не может, хоть и старается мне помочь.  По экскурсиям надо ходить. Чем лечиться? Купила стрептоцид, стала его глотать немерянно, рассасывать для лечения горла, пить ржавый кипяток из-под крана в качестве горячего питья. Абсолютно неграмотная была,  дура-дурой. О том, что беременная, не догадывалась. На подбородке вскочил огромный чирей. В таком виде, кашляющая, чихающая, с лихорадкой и чиряком, я прибыла обратно в Ростов. Мужа, конечно, никуда не вызывали, очередь на кандидаты  в партию  до него не дошла. Зато получил он больную беременную жену. Кашляла я потом почти четыре месяца! Одно поняла, человек, который  ставит на первое место нужды каких-то организаций, партий, сообществ, рискует поставить большой жирный крест на своей личной жизни и здоровье. Это опасно…
     Вскоре, по окончании каникул, нужно было выезжать в Одессу, на преддипломную практику, готовить материалы для защиты диплома.  Я кое-как старалась быстро подлечить здоровье. Повышенный аппетит навел меня на мысль о возможной беременности. А вскоре, как возникла «задержка», мне пришлось посетить гинеколога. Я пошла в женскую консультацию по месту прописки. Первый вопрос от гинеколога равнодушно-усталым тоном был: «Ты – на аборт?». У меня ком подкатил к горлу. Как можно с этого начинать?! Мы с мужем еще до свадьбы хотели деток, подобрали списки имен,  умилялись чужими малютками…  А тут – дубиной по голове!
     « Нет»,- говорю я. Дальше пошел осмотр. Первый в моей жизни. Вскарабкалась на кресло, всё неловко, врач ворчит. Зараза, еще и больно…  После осмотра ноги-руки трясутся, голова не работает, косноязычие…Тут она мне говорит: «Ничего я сказать не могу. Не нахожу беременности».
    Иду домой , плачу…   Решила, что я никогда не смогу забеременеть. Что же тогда со мной? Прожила ещё неделю, пошла опять к гинекологу, к другому, по месту жительства. Врач оказалась более приветливой, но осмотр произвела в два раза больнее.  Я была беременна! Счастье какое!