Введение в литературоведение

Генадий Бехтгольд
      Это введение нам преподавали на первом курсе журфака. Преподавала цветущая сангвихолерического типа симпатичная женщина, влюблённая в апокрифическую литературу. "-Вслушайтесь, мать ЗАСПАЛА своего ребёнка. Какое слово придумано - ЗАСПАЛА!" Зто из истории об истории суда царя Соломона.
А мне было нелитературно жаль задавленного во сне матерью ребёнка.
      На прощание преподавательница устроила устный экзамен. Мне попалась
ординарная тема. Театр древней Греции, жанры, произведения, авторы. Спокойно собрался выстроить порядок ответа, а нету! Ничего! А было же. И- пусто.
Потом пришло, но не то. Песня Михаила Анчарова "38"
          Не то весна, не то слепая осень,
          не то сквозняк, не то не повезло...
          Пора Эсхила путать с Эмпедоклом,
          пора Джульету путать с Мазина,
          мне тыщу лет романтика подохла...
          Когда земля, как сад благословенный,
          начнёт рожать людей, а не скотов...

      -Вы готовы к ответу? 
      Я решительно встал и бросился в пустоту, выдёргивая по ходу из воздуха аргументы и факты. "Театр родился вовсе не в древней Греции". Встретил любопытствующий взгляд преподавательницы, но меня уже несло. В пещеры
палеолита, к наглядным нарисованным пособиям на тему охоты, к коллективным танцам, закрепляющим коллективный дух и порядок взаимодействия, К превращению
обучающих танцев в ритуальные и ...
      -Хватит, садитесь.
      ? Продолжаю стоять.
      -Садитесь, ставлю вам пять.
      Я как стоял, так и сел.


            ВВЕДЕНИЕ В ПРИХОЖУЮ

      Мой однокурсник, небольшого роста неупитанный и оттого быстро хмелеющий
Боря Рицков был замечательным человеком. Заметил и особенности Великих:
          У Великих губа не дура,
          свято чтили они обычай:
          что ни женщина, то Лаура,
          иль, по крайности, Беатриче...

      Уже забыл, как звали его миниатюрную благоверную.
Как-то Боря затащил меня в здание союза писателей. Прихожей служил большой квадратный зал на первом этаже.
      Боря оставил меня в зале и пошёл разбираться с зав.отдела поэзии
по поводу покушения на соблазнение своей супруги. Людей в зале было, и мне не было скучно. Напротив через зал в группке людей выделялся шустрый бывший военный лётчик литературный критик Ушаков. Его любили за то, что он умел извлекать из словесного навоза радужные перламутровые шарики. А перлы это, или нет, решали более высокие партийные инстанции.
      Заметив мой взгляд, Ушаков пересёк, прихрамывая на раненую ногу, зал и крепко пожал руку, заодно поинтересовался, встречались ли мы раньше. Занял ему трёшку, и он вернулся к своей компании.
      А по широкой лестнице со второго этажа медленно, с остановками спускался большой высокий сиятельный мужчина с сияющей лысиной по фамилии Бендер, окружённый, как клушка цыплятами,начинающими литераторами.
      Рассказывали, что ставший в одночасье с началом войны подозрительным и бесправным поволжский немец Бендер, уже что-то публиковавший, был сведён судьбой с полковником КГБ Георгием Брянцевым. Брянцев приютил бесхозного немца на своей подмосковной даче. И получился полезный для всех сторон симбиоз.
      Брянцев снабжал Бендера интересной закрытой, но не секретной информацией, и тот писал по этим материалам книжки, выходившие в свет под фамилией полковника. "Кукла госпожи Барк", "Конец осиного гнезда" и другие.
      Уже больной Брянцев завещал свою дачу Бендеру. Вдова Брянцева эту дачу отсудила себе.Легко. Но немец не сломался, и возродился из пепла уже в Ташкенте, где терпеливо ставил на крыло рождённых не ползать.

      Боря на следующий после визита в союз писателей день выдал:

      Вчера поведал мне словарь,
      что старый термин "божья тварь"
      был к человеку применим.
      Сегодня всеми он гоним
      как оскорбительный и ложный.
      Всё верно. в наш двадцатый век
      остался тварью человек,
      но исключительно безбожной.