Пётр Великий

Дарья Боровски
     С Бэло я познакомилась на собеседовании во время приёма на работу. Это было в венгерском городке Шиофок на озере Балатон. Комиссия расспросила меня о моих дипломах, местах работы, удостоверилась в том, что низкая зарплата меня не отпугивает с предложенного места, заверила меня в том, что комната в общежитии мне будет обеспечена и взяла с меня необходимые подписи.

     С особым вниманием мои дипломы изучал Бэло. Именно он объяснял мне, что предприятию очень нужен учитель английского языка для сотрудников, но ставки учителя нет, поэтому меня оформят переводчиком. Ставка переводчика числится за отделом кадров, точнее, в секторе Гражданской обороны, начальником которого он и является. Я помнила всю информацию, которую получила тогда, но совершенно не обратила внимания на самого Бэло.

    Разглядела я его позже, когда он мне показывал моё рабочее место. Ни фигурой, ни ростом он не выделялся. На вид ему было лет пятьдесят. Крепыш чуть ниже среднего роста. Тёмные, волнистые волосы окаймляли его блестящую, как будто чем-то специально намазанную, лысину. Свой большой крючковатый нос он старался всегда держать кверху, из-за чего его и так выпяченный подбородок выдвигался ещё больше вперёд. На работе он чаще всего носил вязаные свитера и кофты, и поэтому выглядел по-домашнему. Воображение непроизвольно добавляло ему на ноги тапочки, и казалось, что он только на минутку выбрался из домашнего уютного кресла перед телевизором и собирается незамедлительно вернуться в него обратно. Как Бэло ни старался, его было трудно воспринимать как начальника.

     Сектор гражданской обороны представляли Йоли - одинокая женщина лет сорока - он, начальник (об этом он мне напоминал в первый день регулярно через каждое второе предложение своей пространной речи) и теперь ещё я. Занимали мы все вместе комнату метров двадцати, где напротив двери у окна стоял его огромный письменный стол с огромным кожаным креслом на колёсиках и с внушительного размера металлическим сейфом старого образца слева в углу, а с двух сторон стояли два наших с Йоли обычных рабочих  стола. У двери справа был шкафчик с папками.

     В первый же день Бэло мне объявил, что он тоже располагает дипломом о высшем образовании, который он честно заработал в Высшей партийной школе, а это очень уважаемое и ценимое в Венгрии учебное заведение. Ещё у него есть какие-то сертификаты - не помню их точное наименование - о прохождении подготовки по Гражданской обороне, где он тоже отличался особой сообразительностью. Учитывая всё это, генеральный директор предприятия назначил его на руководящую должность, правда, пока его сектор является частью отдела кадров, но Бэло постепенно доказывает начальству важную роль Гражданской обороны в жизни предприятия и медленно, но верно, его расширяет, чтобы сделать самостоятельным отделом, доказательством чему является и моё появление.

      Первые полгода у меня было столько дел по подготовке уроков, по разбору имеющегося учебного материала на предприятии, по переводам, что не было возможности вслушиваться в каждодневные монотонные речи Бэло. Иногда я замечала удручённое лицо Йоли или её радость, когда Бэло спал, утонув в своём мягком кресле. Позднее я активно участвовала в поддержании его здорового утреннего или послеобеденного сна. Это было приятное время, когда мы с Йоли тихо занимались каждая своими обязанностями или могли спокойно поболтать и посплетничать.

     Мучения мои начались, когда у меня уже не было возможности "отключиться" от постоянных занудных Бэлиных разглагольствований о жизни.

     Очень часто он с любовью рассматривал карту бывшей территории Венгрии, которую хранил в своём сейфе. На ней Венгрия распространяется от северных границ Греции до Скандинавии и от Урала до Парижа. Он с любовью разглаживал эту карту у себя на столе, потом разворачивал на сто восемьдесят градусов, чтобы тыкая в неё своим коротким, волосатым указательным пальцем, наглядно объяснить мне свой план возвращения этих земель обратно Венгрии.

     Его коньком была философия и, естественно, политика, но иногда он вдруг мог начать обсуждать какую-нибудь литературную публикацию или даже фильм.

     Однажды после обеда Бэло поинтересовался:

- Скажи-ка, я надеюсь, ты смотришь каждый вечер телесериал о вашем царе?

- О каком?

- О вашем, самом крутом и известном?

-  У нас много таких было... Об Иване Грозном?

-  Во даёт! Ты что истории своего народа не знаешь?

-  Бэло, я знаю историю. Только цари наши все известные были и многие из них были крутыми. Фильм-то о котором из них?

- Ну, раз спрашиваешь, значит, не смотришь... Он посвящён Петру Великому. Знаешь, ты зря не смотришь, уж очень хороший фильм и очень хорошо снят.

- Он русский?

- Пётр ваш конечно русский!

- Да я про фильм. Русские сняли?

- Нет. Там много стран снимали: немцы, англичане, голландцы, норвежцы... Кажется, поляки и румыны. Я всех и не помню. Но русские не участвовали точно.

- Ох, представляю, чего они там наснимали...

- Это ты зря так... Россия здорово представлена и очень интересно показана. Мне очень нравится. Знаешь, а я ведь очень похож на этого вашего царя.

- Ты!? Уж не ростом ли? Не знаю, понятно ли это из фильма, но Петр Первый был огромного роста...

- Да разве в росте дело!

- Тогда объясни.

- Пётр был велик своими идеями и воплощениями этих идей в жизнь. Он был любознателен и очень работоспособен. Он был талантливым руководителем, знающим, как прийти к намеченной цели и как добиться от других выполнения своих команд. Он понимал настоящее и предвидел будущее, разбирался в политике и умел на неё влиять. Вот эти все качества я безмерно уважаю и ценю. Я уверен, что я тоже обладаю всем этим.

        Бэло сделал многозначительную паузу, изучая нашу с Йоли реакцию. Он остался доволен тем, что увидел мой открытый рот и слёзы в глазах у Йоли. Широким жестом Бэло Великий подтянул свои штаны и театрально удалился из нашего кабинета.

- Поправь свою отвисшую челюсть! - только и смогла выдавить из себя Йоли перед тем, как начала безудержно хохотать.

- Йоли, значит, он не шутил? Он действительно считает, что обладает всеми этими качествами?

- Конечно. Ты же видишь, как он сам собой доволен. Да успокойся ты! Только такой, как он, может ещё тянуть на себе эту дурацкую Гражданскую оборону. Наше огромное предприятие обязано проводить подготовку по гражданской обороне, а из желающих это делать нашёлся только наш Бэло.

- А как же ты? Как ты живёшь со всем этим?

- А что я! Я же не руковожу. Моё дело - бумаги. Ну, вот так поплачу иногда, чтобы не заржать при нём, как сегодня...
Да не всё ли равно, что он о себе думает! Когда он доволен, нам тоже хорошо. Сейчас бы здорово было хлебнуть коньяка, который у него в сейфе... но сейф недоступен... Пойдём кофе попьём!