21. Мишкан

Кот Базилио 2
Уважаемые мои читатели!
Формат Прозы не позволяет иллюстрировать текст.
Существуют вещи, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз о них прочитать.
С глубокой скорбью и сожалением. Кот.



Существует такое мнение, что Мишкан приказал построить Господь за грех Золотого тельца. И если бы не грех этот, не понадобились бы никакие сооружения из золота и серебра, чтобы привлечь Шехину на землю.

Но нет худа без добра. Почти пять сотен лет (1) просуществует Мишкан. И пять сотен лет он будет объединяющим началом и духовным источником для народа Израиля. Пять сотен лет будет защищать Израиль и напоминать еврейскому народу, что между ним и Богом, Творцом этого мира, существуют особые отношения. А затем функции Шатра Откровения перейдут к Храму, который выстроит на горе Мориа в Иерусалиме царь Шломо.

Повеление построить Обитель Богу на земле и подробное ее описание содержат главы предшествующие описанию истории с Золотым тельцом. Хотя построен будет Мишкан уже после этих событий. Почему так? Потому, объясняют мудрецы, чтобы научить нас, что Господь всегда готовит возможность искупить грех еще до того, как человек согрешит.

«И сделают Мне Святилище», – повелел Господь Моше и показал ему все подробности, как оно должно будет выглядеть.

В плане Скиния или Мишкан имел прямоугольную форму со сторонами 30 локтей и 10 локтей по внутренним стенам. Внешние размеры были, естественно, чуть больше, потому что толщина брусьев была в один локоть. Если речь идет о египетском царском локте (52,5 см), то в метрах получается 15,75 х 5,25 метра.

При постановке Мишкана его строго ориентировали по сторонам света, длинной осью с востока на запад. Поэтому у него были две глухие (без окон) длинные стороны – южная и северная, и глухая короткая – западная. Вход в шатер был с востока.

Стены шатра были деревянные, составленные из брусьев длинной 10 локтей и в поперечнике 1,5 х 1,0 локоть. Южную и северную стену собирали из двадцати брусьев, установленных вертикально в специальные металлические из серебра двойные (т.е. по два на один брус) подножия высотой в 1 локоть под каждый брус, таким образом, чтобы брусья сторонами в 1,5 локтя составляли единую поверхность, а сторонами в 1 локоть были обращены друг к другу. Брусья скреплялись между собой засовами, на трех уровнях по высоте. Срединный засов проходил через отверстия в толще брусьев, а верхний и нижний засовы шли по наружной стороне шатра через специально приделанные для этого случая золотые кольца.

Нетрудно подсчитать, что для западной стены понадобилось 8 брусьев, которые выстроятся точно вровень с южной и северной стеной, а внутренний размер окажется ровно 10 локтей (1,5 локтя х 8 брусьев = 12 локтей, два локтя уйдет  на толщину южной и северной стен, и останется 10 локтей – внутренний размер).

Итого получилось брусьев 48, серебряных подножий 96. И брусья, и связывающие их шесты были покрыты золотом. Поэтому шатер изнутри, да и снаружи, был довольно таки сверкающей штучкой.

Внутреннее пространство Скинии было разделено на две неравные части особым занавесом – парохет: большую, сразу от входа, размером 10 х 20 локтей – Дворец (Святое, Святилище – Кодеш) Мишкана, и меньшую, дальнюю, размером 10 х 10 – Святая Святых (Кодеш га-Кодашим), где размещался Ковчег Завета. Фактически Святая Святых была кубом со стороной 10 локтей.

Парохет крепилась на крючья четырех деревянных брусьев 1 х 0,75 локтей в поперечнике, стоящих также на серебряных подножиях внутри Скинии на границе Святилища и Святая Святых.

Вход в шатер закрывал полог – масах, крепившийся на крючья пяти брусьев подобных тем, что служили для подвешивания парохет. Они стояли вплотную к шатру с восточной стороны на медных подножиях. 

Покрытие шатра было в несколько слоев. Первый состоял из десяти полотнищ длинной 28 локтей, шириной 4 локтя, скрепленных вместе так, чтобы образовать шатер, покрывающий не только крышу Мишкана, но и его стены до самых серебряных подножий. Каждое полотно было соткано нитями, в состав которых входило четыре материала: виссон – лен, синета -  синяя шерсть, пурпур – шерсть пурпурного (возможно фиолетового) цвета и червленица – шерсть багряного цвета. На полотнищах были вытканы крувим (орлы, львы). Причем изображения были разные с двух сторон. Это достигалось многослойностью полотна. Вот собственно это первое покрытие и называется скинией.

Второй слой поверх первого изготавливался из козьего волоса (козьей шерсти). Третий слой – из бараньих шкур, окрашенных в красный цвет. Четвертый – из кожи неизвестного животного тахаш. Некоторые считают, что третий и четвертый слои из шкур составляли единое покрытие: в центре тахашевые шкуры, а по краям бараньи.

Парохет и масах также были вытканы из нитей виссона, пурпура, синеты и червленицы и также имели изображения с двух сторон крувим.

Сложное строение шатра у мудрецов имеет свою символику. Так, по Абарбанелю, первый (внутренний) самый красочный, сложный и утонченный  слой шатра символизирует мудрецов, слой из грубой козьей шерсти ремесленников и земледельцев, верхний красный кожаный слой – воинов, а деревянная, покрытая золотом основа – власть имущих, господ и правителей. Как видим, устройство Мишкана символизирует все человеческое общество и каждую его группу в отдельности.

Скинию окружал двор длиной 100 локтей и шириной 50 локтей, таким образом, что перед шатром была площадка 50 х 50 локтей. Двор был огорожен похожими на рыбацкую сеть занавесами, укрепленными на столбах, опирающихся на медные подножия. Всего столбов было 59 (или 60) и столько же подножий. По двадцать столбов с южной и северной стороны, десять на западе. А восточная сторона, там, где был вход, несколько отличалась по строению. По три столба было с южного и северного края, и четыре столба (или пять) в центре, на которых висел входной полог длинною в 20 локтей. Расстояние между всеми столбами было в пять локтей и высота ограды также была пять локтей (2 метра и 62,5 сантиметра).

В самом центре квадратной площадки перед Мишканом располагался жертвенник всесожжения (мизбеах га-ола) из кедра покрытого медью. Его размеры были 5 х 5 локтей и 3 локтя в высоту. К жертвеннику с южной стороны устраивался пандус, потому что Господь запретил подниматься к жертвеннику  по ступенькам.

Между жертвенником и Скинией размещался медный умывальник (киор), чтобы первосвященник Аарон и его сыновья умывали руки и обмывали ноги, прежде чем войти в Шатер.

Еще один – «малый» жертвенник (алтарь) для приношения курений, выполненный из дерева ситтим, обложенного золотом, располагался в Мишкане против завесы парохет. Был он высотой два локтя и локоть на локоть в поперечнике.  На алтаре первосвященник обязан был утром и вечером жечь воскурения определенного, обозначенного Богом состава.

И сказал Бог Моше: «Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана – всего половину, и сделай из них искусством составляющего мази курительный состав, стертый, чистый, святой,  и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас.  Курения, сделанного по этому составу, не делайте себе: святыней да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего» (Исх. 30:34-38).

У южной стены в Мишкане стоял светильник – Менора. Он был изготовлен из цельного куска золота весом в один кикар (2) методом ковки.

Менора довольно сложно устроена. Высота светильника была восемнадцать тфахим (3). По мнению рабби Хазона Иша (4) тефах был равен 9,6 см, по мнению рабби Хаима Ноэ (5) – 8 см. Так как есть указание, что первосвященник, чтобы зажечь Менору, становился на специальную подставку, то, скорее всего, высота ее была 1,73 метра (1,728, если тефах 9,6).

Основание, по мнению Раши, представляло собой нечто вроде ларца, из которого выходило три ноги. У Меноры было семь ветвей: центральный ствол и шесть ветвей, отходящих от ствола попарно, первое ответвление примерно 9 тефахим от земли. Каждая ветвь заканчивалась масляным светильником – все на одном уровне от земли. Фитиль центрального светильника направлялся строго вверх, а фитили светильников ветвей были смещены (как бы наклонены) в сторону центральной ветви. Каждая ветвь имела определенные украшения.

Когда Моше засомневался, смогут ли мастера выковать такой сложный предмет, Бог утешил его:  «Брось талант (кикар) золота в огонь и светильник будет сделан, возникнет сам по себе» (Раши) (Сравните с Золотым Тельцом).

Менора  несет в себе сложную символику. Различные символические аспекты этого храмового предмета нам не удастся в полной мере осветить. Лишь несколько примеров.

Семь ветвей с семью светильниками. Шесть – число-символ материального мира, тогда светильник на центральном стволе можно рассматривать как символ сверхъестественной Сущности, находящейся вне мира, но тесно с ним связанной. Мир (физическое естество) исходит из этой Сущности (ответвления от ствола) и возвращается к ней в духе (обращенные фитили к центру).

Очевидно, что семь светильников можно отождествить с семью днями Творения. Центральный светильник – седьмой день – шаббат, – у которого нет пары. На одной ветви попарно остальные дни: 1 и 4, 2 и 5, 3 и 6. На Меноре, если смотреть сверху, это будет выглядеть так: 1, 2, 3, 7, 6, 5, 4. (см. Берешит. Четвертый, пятый и шестой день.)

Трактат Авот, Мишна 4:17. Раби Шимон говорит: «Есть всего три короны: корона Торы, корона священства и корона царства. Но корона доброго имени выше их всех».

А при чем же здесь Менора? В Храме каждой короне соответствует свой священный предмет, символизирующий ее. Ковчег, который был украшен венцом (см. Ковчег Завета), символизирует корону Торы. Это понятно. В Ковчеге лежали Скрижали с 10 Заповедями, а рядом рукописный свиток Торы. Корону царства символизирует Стол с Хлебами Приношения, о котором несколько слов чуть далее. Взаимосвязь также понятна: стол полон хлеба – атрибут царства. Хлеб – главная ценность страны. Стол для хлебов также имел золотую корону, как и Ковчег. Корона священства – это, конечно же, жертвенник, имевший также корону из золота. А вот корону доброго имени, что выше всех других корон, символизирует как раз Менора, которая и на самом деле была самым высоким предметом в Святилище.

Но где же на Меноре золотая корона? Ее нет. Но почему так? Потому что человек сам может стать знатоком Торы, священником или царем, т.е. приобрести некие качества. А вот о том, что он обладает добрым именем, он может даже не знать и не догадываться. Доброе имя в нем не заключено. Корона доброго имени находится в руках других людей, которой они могут увенчать данного человека или не увенчать. Сам он этого сделать не может. Вот поэтому на Меноре нет короны.

Каким образом Менора располагалась в Шатре, существуют споры. Одни говорят, что она стояла у южной стены таким образом, что светильники ее были вытянуты вдоль линии восток – запад. Другие оспаривали это утверждение и полагали, что Менора была повернута таким образом, что светильники ее простирались по линии север – юг. Споры возникла из-за того, что в Торе с одной стороны предписывалось ежедневно зажигать Менору, а с другой – свет Меноры должен был быть непрерывным.

Противоречие разрешается таким образом. Один из светильников меноры – западный – горел непрерывно. А другие зажигались огнем от этого светильника. Вот по поводу этого, непрерывно горящего западного светильника и случился спор.

Те, кто утверждал, что Менора была повернута по линии север-юг, западным светильником считали центральный светильник Меноры. Именно он, по их мнению, никогда не гас.

Те же, что представляли Менору на линии восток-запад, утверждали, что негаснущий светильник был вторым с восточного конца, потому что он был первым западным светильником на Меноре.

У северной стены Мишкана стоял стол (шульхан) с хлебами предложения. Это была довольно необычная конструкция. Сам стол был сделан из дерева шиттим, покрытого золотом. Его размеры были: два локтя длина, локоть ширина и полтора локтя высота. Над столом устанавливалась на специальных опорах (жердях) конструкция, с укрепленными на ней золотыми блюдами по шесть в два ряда. На эти блюда каждую субботы выкладывали испеченные в пятницу хлебы числом двенадцать, где они и пребывали до следующей субботы. Новая испеченная партия раскладывалась на столе, а старые хлебы, которые ничуть не портились за неделю, а оставались даже теплыми, доставалась в пищу храмовым служителям – когенам.

Вместе с хлебом на каждом слое возлагались ложечки с левоной – специальной ароматной смолой (типа ладана). Хлеб становился разрешённым в пищу только после воскурения левоны. По преданию, даже маленький кусочек такого хлеба объемом с маслину насыщал, как хороший, полноценный обед.

Работы по сооружению Мишкана начались сразу после праздника Йом Кипур, а уже через два с половиной месяца к празднику Хануки, к 25 кислева были полностью завершены. Но пролежал Мишкан в разобранном виде почти три месяца до 1 нисана 2449 года.

Переносной Храм прослужил еврейскому народу 479 лет. 39 лет странствовал по пустыне, 14 лет простоял в Гилгале, 369 лет в Шило, 13 лет в Нове, а затем в Гивоне 44 года, до тех пор пока были завершены работы по строительству Храма. По преданию Мишкан стоит в собранном виде до сего дня где-то в недрах Храмовой горы. Его установил там царь Шломо, после того как был построен Храм. Храм разрушен. Но Мишкан нет. Он стоит, потому что евреи и поныне находятся в состоянии галута (изгнания). И будет стоять пока не будет явлен миру (спустится с небес или будет вновь отстроен) третий Храм.

Иллюстрация: Мишкан, современная реконструкция.

Примечания:


(1)Если точно, то 479 лет.

(2)Кикар или талант – мера веса по разным источникам от 33,51 до 36,6 кг. Но здесь речь идет о "священном кикаре", который по Раши был равен 3000 шекелей (см. Ковчег).
 
(3)Тефах (ладонь) – по разным оценкам от 8 до 10 см.

(4)Хазон Иш – рабби Авраам Ишаягу Карелиц (1879 – 1953) из Вильно. Основное сочинение «Хазон Иш».

(5)Хаим Ноэ (Наэ) – рабби Авраам Хаим Менделов (1890 – 1954) из Бухары, крупнейший авторитет в вопросах мер. Самое известное сочинение «Кцот га-Шулхан».