Шу

Людмила Комарова
    — Да где же он? Только час назад был здесь, — растерянно стоял у клетки Василий. — Юр, ты Жорика не видел?
    — Нет, — послышалось из-за шкафа. — Посмотри в других клетках. Может, ты или кто-нибудь по ошибке его к другим крысам сунул?
Василий пробежал взглядом по клеткам с белыми откормленными крысами. Жорика не было. Посмотрел под столами и в углах. Пусто.
    — Черт, кажется, сбежал! Плакала моя диссертация...
    — Чего сразу «плакала»? Пробегись по всем этажам, на лестничной клетке посмотри, в офисах поспрашивай.
Хождение по этажам результатов не принесло. У Василия опускались руки. Осталось осмотреть только первый этаж и спросить в азиатском ресторане. Он сбежал в просторный холл первого этажа и дернул за ручку ресторанной двери. В заведении стоял дивный запах восточных специй, Василий сглотнул слюну и отправился искать администратора. У барной стойки он увидел человека с бейджем.
    — Здравствуйте... Александр, — прочитал Василий имя на бейдже. — У меня к вам довольно деликатный вопрос...
    — Да-да. Не стесняйтесь, спрашивайте. Банкеты, праздники, дни рождения – организуем всё что угодно и по высшему классу.
    — Скажите, к вам случайно не забегала большая белая крыса?
    — Крыса? Да что вы! Мы тут людей кормим. Для нас крыса на кухне это катастрофа, — ухмыльнулся администратор.
    — Понимаете, у нас из лаборатории сбежала подопытная крыса. Если я её не найду — мне конец. Целый год экспериментов коту под хвост... Вы всё-таки посмотрите. Вдруг она у вас, — еле выдавил из себя побледневший Василий и осел на рядом стоящий стул.
Администратор нехотя обошёл по периметру ресторанный зал, зашёл на кухню и через несколько секунд вернулся обратно.
    — Нет у нас вашей крысы. Она, наверное, вовсю уже по улицам бегает – народ пугает.
    — Жорик не может никого пугать, — нервно поправил очки Василий. — Это добродушная и очень милая крыса.
    — Ага, милая... — усмехнулся Александр. — Что ж вы на этих «милых» эксперименты-то ставите?
    — Работа у нас такая, — с горечью признал Василий и поплелся к выходу.
Тем временем в ресторан вошел богато одетый мужчина с раскрасневшимся лицом и бычьей шеей. Он занял один из больших столов, вальяжно раскинувшись на диване.
Завидев мужчину, администратор рванул к его столику и вытянулся по струнке.
    — Рады вас видеть, Егор Андреевич! Что будете заказывать?
    — Да бог его знает. Я у вас тут уже все перепробовал. Вкусно кормите, черти!
    — Так повар у нас хороший, а для ресторана это самое главное.
    — Ладно... Приготовьте-ка мне что-нибудь не из меню. Какую-нибудь экзотику – на вкус вашего повара...
Александр зашёл на кухню, и его обдало запахом чили с чесноком.
    — Слушай, — обратился он к повару-китайцу, —  там один важный гость хочет какой-то экзотики, но не из меню, и чтоб очень вкусно было. Сделаешь?
    — Нет проблема, — хитро улыбнулся китаец. — Сисяс всё сиделаем. Будет осенно вкусна, только времени понадобицца тють больсе.
Через час официант вынес из кухни тарелку с мясным тушеным блюдом и поставил её перед гостем. Блюдо так благоухало пряными травами и специями, что Егор Андреевич закатил глаза.
    — Не зря я так долго ждал, — сказал он, потирая руки.
    — А вы попробуйте и скажите, как оно? — подоспел к столику Александр.
Егор Андреевич отрезал ножом кусок от мясной тушки и положил в рот.
    — Ваш повар – бог. Так ему и передайте, — смакуя с закрытыми глазами, произнёс гость. — А что за мясо?
    — Сейчас узнаю у повара. Мне уже самому интересно.
Александр вошёл на кухню. Повар-китаец выкладывал из сковороды на тарелку блестящие яблоки в карамели.
    — Наш гость интересуется, что за мясо ты ему приготовил? — спросил у китайца администратор.
    — Мясо шу.
    — Шу? Никогда не слышал. А что это?
    — Это такой небольсой зверёк, осенно популярный у нас в Китае, — улыбнулся повар, раскатывая полупрозрачное тесто для вонтонов. Он виртуозно начинил вонтоны фаршем и бросил их в сковороду с маслом, отчего вся кухня заполнилась дымом и запахом жареного теста.

                * * *

Было девять часов вечера, когда в ресторан вбежал вспотевший Егор Андреевич. Он отыскал глазами администратора и направился к нему. Александр немного забеспокоился, когда увидел его лицо – от бывшей самоуверенности не осталось и следа, в глазах – страх или, как минимум, сильное смятение.
   — Веди меня к своему повару, — приказным тоном произнёс гость.
   — Что случилось? Неужели отравились нашим обедом?
   — Если бы, — перешёл на шёпот Егор Андреевич. — После вашего обеда я не смог выполнить одну из самых важных для меня функций.
   — Так это скорее всего из-за стресса... У меня дядя уролог, и, поверьте, я в этом деле кое-что понимаю. Еда тут точно ни при чём.
   — Да какой ещё уролог! Мне китаец ваш нужен!
Администратор быстро провёл гостя на кухню.
   — Это наш уважаемый Егор Андреевич, — представил Александр гостя повару. — Ты ему сегодня на обед готовил мясо какого-то шу-шу.
   — Да-да, шу, — тихонько засмеялся китаец и два раза низко кивнул.
   — Теперь объясни мне популярно, что за зверь этот ваш китайский шу? — строго сказал гость.
   — Очень вкусный зверь! Крыса по-вашему, а по-китайски – шу.
   — Крыса? — опешил Егор Андреевич.
   — Да-да. Хорошая крыса, откормленная, белая, — улыбнулся во весь рот повар.
   — А где ты её взял? — насторожился Александр.
   — Она сегодня к нам откуда-то на кухню прибежала. Я её сразу поймал и положил в сумку. Хотел дома её приготовить, но для важного гостя не пожалел.
   — Уж лучше бы ты пожалел... — обреченно произнёс важный гость.
   — Егор Андреевич, — прошептал Александр на ухо гостю, — я, кажется, знаю, откуда эта крыса...

                * * *

На следующее утро Александр и Егор Андреевич ворвались в исследовательскую лабораторию. В небольшой комнате пахло растворимым кофе и сырокопчёной колбасой.
   — Вот он, — ткнул пальцем администратор в поедающего бутерброд с колбасой Василия.
   — У тебя что ли крыса вчера пропала? — смерил взглядом жующего Василия Егор Андреевич.
   — А что, вы её нашли?
   — Можно и так сказать.
   — Где же она?
   — К сожалению, всё ещё во мне, — потрогал по кругу свой живот Егор Андреевич. — Вчера за обедом я её съел.
   — Вы что, шутите? Съели крысу и вот так просто об этом говорите? — перестал жевать Василий.
   — А что тут усложнять? Я едал мясо крокодила, кенгуру и всяких разных гадов. Меня уже сложно чем-нибудь удивить или смутить, — Егор Андреевич покосился на клетки с грызунами. —  Скажи-ка мне лучше, что за дрянь вы колете своим крысам?
   — Во-первых, мы ничего никому не колем, а всего лишь проводим эксперименты с трансгенными продуктами питания. А во-вторых, я ничего не обязан вам говорить. Если мне удастся провести эксперимент до конца, я опишу это в своей диссертации.
   — Слушай, умник, или ты мне рассказываешь, чем вы тут пичкаете крыс, или я прикрываю вашу шарашкину контору.
   — Рассказывай, а то он действительно вас закроет. А заодно и нас... — испуганно шепнул Василию Александр. —  Егор Андреевич – человек серьёзный, о-очень большая шишка.
   — Ну хорошо... я расскажу, если вы объясните, в чём, собственно, проблема.
   — А проблема в том, что у меня вчера сорвались две важные встречи. Из-за того... — надул щёки неожиданно покрасневший Егор Андреевич. — Из-за того, что я не смог взять... То есть, принять... благодарность от своих партнёров... по бизнесу.
   — Что, простите? — удивлённо поправил очки Василий.
   — Взятки он не смог взять, — ткнул локтем в бок Василия администратор.
   — И вы думаете, что в этом виноват наш Жорик?
   — Да не Жорик, а эти ваши чёртовы трансгены! — разозлился Егор Андреевич. — Что вы своему Жорику, ген совести что ли скормили?
   — Не придумывайте вы, нет такого гена, — заходил по комнате Василий.
   — Может, это смесь каких-нибудь генов так подействовала?
   — Вообще-то влияние трансгенов на человеческий организм очень плохо изучено. Есть некоторые исследования, но они касаются воздействия лишь на физическое тело человека. К сожалению, исследования действия ГМО на эмоциональную сферу совсем не проводились.
   — Но вы можете гарантировать, что моя утраченная способность ко мне вернётся?
   — Всё возможно, — как-то неуверенно сказал Василий. —  Давайте подождём недельку...
   — Давайте. Но если через неделю, всё останется как сейчас, можете попрощаться со своей лабораторией, крысами, ну и, собственно, с диссертацией.
С этими словами важный гость быстро вышел из лаборатории, оглушив Василия и Александра металлическим грохотом хлопнувшей двери.

                * * *

Через неделю Егор Андреевич вошёл в ресторан и привычно расположился за своим столиком.
   — Рады вас видеть, Егор Андреевич, — расплылся в улыбке подоспевший к нему Александр.
   — Взаимно, — коротко ответил гость.
   — Я извиняюсь, всю неделю про вас думал. Как ваши способности – вернулись?
   — Спасибо, всё хорошо, — немного сконфузился Егор Андреевич.
   — Ну и славно! — с облегчением выдохнул Александр. — Что будем заказывать?
   — Что-нибудь на ваш вкус, но только строго из меню. Без экзотики.
   — Спиртное за счёт заведения, — радостно произнёс администратор и умчался на кухню.