Читая Альберта Санчеса Пиньоля

Наталья Фёдорова
...Всё пытаюсь найти каких-то новых литературных гениев среди современных писателей, но ничего не получается.
 Тот, кто пишет о сиюминутном, пишет, как правило, макулатуру, разной степени занудства. А тот, кто пытается выходить на какие-то обобщения, перемусоливает древние символы и аллегории.
 В макулатурной категории есть увлекательные книги - Гришема, Ладлэма, Шелдона. Есть в выпендрёжной категории свои ловкачи пера и чернильницы. Ой нет - ловкачи клавиатуры ? Так что ли, теперь положено говорить ?
.....
 Например, Альберт Санчес Пиньоль. Тоже ведь не писатель, а развлекатель публики. Его книга "В пьянящей тишине" вышла общим тиражом 25 млн.экземпляров. Сюжет прост и банален: молодой парень прибывает по морю на крайне уединённый остров, где кроме него, есть полупомешанный смотритель маяка, унылая природа и ...Вроде бы никого больше, но по ночам появляются из воды морские существа, напоминающие не то русалок, не то тюленей, не то полурыб-полулюдей.
 Существа эти- родичи полурусалки, добровольно поселившейся у смотрителя маяка. Эти, с позволения сказать, родичи, не теряют надежды отбить свою соплеменницу у людей. Книга состоит из описаний кровопролитных сражений двух людей и полчищ странных существ со дна морского и секса двух мужиков с полурыбой. Ну, ладно, я хотя бы взяла эту книгу в библиотеке, но неужели она стоит каких-то денег ? Неужели она стоит затраченного на неё времени ?!
 Аллегории прозрачны: мужественные и суровые мореплаватели (это мужчины, в представлении автора) с трудом и муками ведут борьбу с абсурдным, алогичным, бессмысленным и бешено сексуальным миром природы (то есть с женщинами, в представлении автора). Попутно младший из них задумывается: "А нельзя ли с ними подружиться и поладить?" Но получается ещё хуже. Ну, конечно, с бабами не дружат.
 В финале герои сдаются, море (во всех смыслах) побеждает. Книги из дорожного сундучка использованы по хозяйству. Русалка царит и правит. Корабль прибывший сменить главного героя на посту находит не одного, а двух полупсихов.
 Книга пропитана мужским половым шовинизмом, но замаскирована под фантастику или триллер. Что-то в этом духе.
.....
 Фамилию автора я уже успела забыть к сегодняшнему дню. Но вспомнила, взяв в библиотеке книгу про Африку. А это оказывается не про Африку, а про литературные амбиции Санчеса Пиньоля. Его новый опус: "Пандора в Конго".

 Снова жестокие и хладнокровные герои, снова полулюди против людей. На сей раз, полулюди выходят из-под земли и называются, естественно "тектоны". Классическое образование автора даёт о себе знать. Сюжет более замысловатый, книга устроена посложнее. Когда я её дочитаю, я составлю полное представление о ней и сообщу вам. Всем, кому интересна моя страница.

 Но самоповторы писателя Пиньоля уже видны и сейчас, в начале чтения.

Трудно создать что-то новое. Кто-то пишет о вечном, но получается однодневка или скука зелёная. Кто-то пишет о сиюминутных эмоциях себя любимого, а получается шедевр, не подвластный времени...

                7 декабря 2013 г.

.....

...Собственно говоря, о чём эта книга ? Она действительно "начинается тогда, когда вы дочитали последнюю страницу", как и обещал её автор. Кстати, на последних страницах она стремительно превращается из романтического романа о любви в фарс с криминальной подоплёкой. Но меня, как читателя, это не смутило, а даже порадовало, как ни странно. Неправдоподобная история тектонов оказалась выдумкой, но книга от этого стала сложнее и только выиграла.
Итак, о чём она ?

 О передаче эстафеты писательских идей, смысл которой могут понять только те, кто знает, что искусство реальнее жизни.
 О том, что любовь реальна, даже если обращена к мечте, к чему-то нереальному, на обывательский взгляд.
 О том, что Храм Искусства существует не внутри Жизни, а параллельно ей.
 Книга сложнее и замысловатее, чем предыдущая, но несмотря на то, что её интересно читать и она не столь смехотворна, как предыдущая, всё-таки её трудно отнести к серьёзному и оригинальному произведению литературы.
 Местами фантастика в духе Уэллса, местами обличительный памфлет...Есть юмор, есть очень точные и глубокие суждения о взаимоотношениях людей.
 Но во второй раз я её читать не буду. Но писатель, видимо, перспективный и этот его роман, где он отходит от собственных штампов, неясно на это намекает.
 ...Эти были мои размышления о "Пандоре в Конго" Альберта Санчеса Пиньоля.

                9 декабря 2013 г.