Повести посёлка Песочный

Тихон Тардиградов
Повести посёлка Песочный.
Повесть первая. Географическая. Ознакомительная. Дорожная.
Здравствуй читатель!
События этих повестей будут крутиться вокруг посёлка с названием Песочный.
Жители посёлка Песочного Ленинградской области, пожалуйста простите за мой плагиат названия вашего посёлка. Речь пойдёт не о вашем посёлке. Хотя описываемые события могли произойти, да, наверное, и происходят и по сей день, как в вашем, так и в любом подобном посёлке. Таких посёлков в России миллионы.
Все названия, имена и фамилии вымышлены. Автор был участником описываемых событий или слышал о них из первых уст от людей не склонных ко лжи, не состоящих на учёте у психиатров и прочих эскулапов, врачевателей душ. Конечно, в описании существует субъективная оценка событий и автора, и рассказчика, и она может расходиться с Вашим мнением о морали и нравственности. Но люди пока не придумали ничего другого. Как пел когда то Б.Окуджава : «Каждый пишет, как он слышит. Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет ….» . Совершенно возможно, кому-то не нравится Б.Окуджава, когда-то освистанный и не принятый толпой первых слушателей. Вполне ожидаемо, что кто-то назовёт эти повести «бредом сивой кобылы». Мы…разные. Мы разные в разные времена суток, периоды жизни, в разных обстоятельствах. Среда, род занятий, окружающие индивидуумы – всё влияет на нас. Мы живые. Мы мимикрируем, изменяемся, растём и сохнем…Тему можно долго развивать, но нас ждёт посёлок Песочный, окружённый полями и лесами, раскинувший на берегу реки около трёх десятков домов типового строительства, построенных в разные исторические периоды развития нашей страны, но по типовым проектам своего времени. Кто-то, быть может, возразит: -Зачем мне описания домов? И я позволю себе акцентировать внимание читателя на этом описании, так как знание этой, так сказать, дислокации позволит воспринять и понять суть происходящих в ней событий и явлений. Как было уже сказано среда определяет сознание. Приступаем. Были тут и деревянные одноэтажные бараки, почерневшие от времени. Была улица двухэтажных домов, деревянных же, но декорированных глиной или цементом (уж не знаю, чем), выкрашенных сталинской охрой с серыми двухскатными шиферными крышами, с чердаками, где любили ворковать голуби. Дома подобного типа встречаются часто у станций вдоль всех железных дорог России. Со временем рос посёлок, росла и его этажность. Была улица домов из серого кирпича в четыре этажа с пологими крышами, покрытыми рубероидом. Была улица пяти этажных панельных домов с центральным отоплением и горячим водоснабжением цвета той же охры. Отдельным «золотым зубом», хотя был цвета небесно-голубого, над посёлком возвышался панельный дом, как говорили, улучшенной планировки. В чём она заключалась, пожалуй, никто и не знал. Обычный панельный дом, только снаружи облицованный мелкой квадратной керамической плиткой. Но по человеческой природе жить в этом доме считалось престижным. Население в посёлке в основном было занято обслуживанием электростанции.
Остальное население занималось обслуживанием населения, которое обслуживало электростанцию. Была своя школа, амбулатория, магазины, автостанция, лодочная станция, милиция, паспортный стол, жилищная контора, гостиница-общежитие для командированных и молодых специалистов, дом культуры и заросший стадион. Железнодорожная станция была, но на территории электростанции и была чисто грузовой, для населения не предназначалась, как и многое в нашей стране. Всё часто делалось для Родины, а не для её населения. Не было в посёлке больницы и морга, и соответственно не было и кладбища. Хотя поговаривали, что где-то в лесу был старый заросший погост с могильными плитами и покосившимися крестами. Но более полувека на нём никого не хоронили и дорога к нему, как оно само, заросло редколесьем. Не было и никакого культового сооружения, католического или христианского храма. С ближайшим районным центром посёлок связывала единственная дорога самого обычного российского качества с загибами, ухабами, ямами. Зимой иногда эта ниточка прерывалась так как районный центр забывал направлять технику на расчистку дороги, а отечественный автотранспорт был не в состоянии преодолеть снежные заносы.
Вот, собственно, мы подошли к главной теме этой повести. Снабжали население посёлка далеко не всеми товарами и на выходные люди стремились выехать в райцентр за товарами, которые отсутствовали в местных магазинах. В городе был городской рынок и магазинов было в пять раз больше. Наиболее хитрые выезжали пораньше с утра, чтобы закупиться и к обеду быть дома, чтобы вкусить привезённых деликатесов, распаковать купленную новую технику, обмыть покупку и блаженно раскинуться перед телевизором. Впрочем, вариантов проведения свободного вечера великое множество – их не перечесть. Наш народ на фантазии богат. Но сейчас не об этом. От посёлка до города пролегла дорога километров 20 в основном по лесу и полям. Ездил по ней примерно раз в час лайнер шоссейных дорог львовского производства (ЛАЗ – 695,дизайн и основные конструкции которого были скопированы с автобусов Мерседес и Маргус разработки конца 40-х годов 20-го века) с двумя узкими дверьми (передней и задней), в которые свободно проходил один человек. Зимой в нём было прохладно, летом пыльно душно и жарко (особенно сзади). Перевозка детской коляски или другого более габаритного груза была проблематичной, скажем телевизор с ЭЛТ (электронной лучевой трубкой) более двадцати дюймов в коробке уже не пролезал. Но, повторим, Родина от этого не страдала. Страдало население. И проблему негабаритных грузов за деньги населения решали вездесущие таксисты, почему-то в основном с шарообразными животами, грязными руками, которые бесконечно, как чётками, жонглировали брелком от машины.
А Родине как-то было не до проблем населения. Впрочем, как и всегда.
К обеду любители поспать просыпались и тоже стремились вырваться из лесных объятий «таёжного тупика». Скажем так свободных мест в автобусе фактически не было. Прямо скажем, не всем иногда хватало просто пространства для двух ступней. Хитрые, любители комфорта, пользовались слабостью основного населения поспать по выходным и туда и обратно ездили, обычно, в человеческих условиях. Большинство сидело, а в проходе стояло иногда два или три человека.
В этот февральский день автобус возвращался из города с комплектом затаренных всякой всячиной довольных жителей посёлка, предвкушающих приятную сиесту. Автобус уже отъехал от города километра за три и продолжал свой знакомый вояж. За окном привычно мелькали заснеженные серо голубые просторы нашей Родины. В этом году небо было щедрым на осадки, которые с дороги были счищены и теперь громоздились вдоль её полотна уменьшенными копиями горных хребтов далёких Кордильер. К этому часу немного потеплело, и укатанная зимняя дорога более походила на каток. Изменившейся обстановки не учел водитель и на одном из крутых поворотов автобус пробив природный макет горной гряды ухнул носом в кювет так что задние пассажиры, удерживая свои пожитки едва не посыпались на передних и оказались выше их по высоте над уровнем моря примерно на метр, полтора….
Кто-то ойкнул, кто-то ахнул, кто-то вспомнил чью то мать.
- Сетка моя! Сетка! – закричала одна женщина и все стали провожать взглядом скользящую по проходу авоську, которая совершив пару кульбитов плюхнулась на панель рядом с водителем, который заглушив двигатель повернулся в салон и спросил: - Все живы?
Все как то напряглись, стали оглядывать себя, соседей и свою поклажу. Все были люди тренированные (в России, как никак, жили) успели за что-то упереться, зацепиться и при этом ещё и поклажу удержать. Упавшая авоська уже плавно пошла по рукам, возвращаясь к своей хозяйке. Осмотр показал, что пострадавших не нашлось.
Надо сказать, мобильных телефонов тогда не было. Водитель вышел и стал ловить редкие машины с просьбой сообщить в автопарк о возникшей ситуации.
В салоне меж тем оживлённо обсуждали случившееся. Кто-то ругал водителя, кто-то дороги, руководство автопарка, а кто-то замахивался на всю систему. Сидеть было неудобно. Большая часть пассажиров, оставив поклажу, вышла на снежный наст, покурить, посмотреть со стороны и просто размять ноги.
Водитель поймал какого-то частника и тот пообещал сообщить об инциденте в автопарк. Пассажиры перешли в режим ожидания. Кто-то пытался поймать попутную машину, но затея была почти бессмысленной так как в это время редкое большинство владельцев автомобилей, наоборот ехало из посёлка в город.
Через полчаса приехал трёхосный грузовой автомобиль с надписью по борту аварийная служба. Пробовал подцепить автобус с одной стороны, потом с другой. Его колёса бешено крутились, превращая наст в лёд, а затем и в пар, но толку не было никакого. Автобус лишь слегка покачивался и как кот, которого гладят, довольно урчал.
Видимо нервы у приехавшего водителя сдали и он , желая разом покончить с упрямым автобусом, разогнавшись  попытался сдёрнуть автобус с места. Автобус дёрнулся, однако натянутый трос лопнул как ниточка на две половинки.
Водитель вышел, почесал затылок по русской традиции, оглядел по кутузовски , одним глазом, место событий, снял остатки троса, бросил их в кузов и ни слова не говоря умчался в седую даль.
Стало тоскливо. Имевшийся потенциал оптимизма угасал у людей на глазах. Заметим была зима и было холодно. Не 20, конечно, градусов, а около 7.Но, казалось, для февральского ветра не существует преград. Он проникал везде, выдувая запасы тепла из самых закромов души. Народ забрался в автобус и попросил водителя включить отопление, что тот, чувствуя свою вину, хотя и неохотно, но сделал, сожалея о пролетевшей премии за сэкономленное топливо. Сидели тихо. Двигатель урчал заунывно.
Тишину разрядил радостный возглас,сметливого пассажира:
- Сейчас будет проходить следующий рейс!
Действительно, как могли забыть, что уже время следующего рейса. Все с пожитками высыпали на дорогу, растянувшись вдоль неё «пионерским» отрядом по двое. Радость близкого отъезда из этого места освещала лица людей. Они возликовали ещё больше, когда из-за поворота показался близнец неудачника,который урчал рядом по брюхо в снегу с торчащим к небу задом.
Над головами ждущих физически носилось непроизнесённое «УРА!». Кто-то покрепче стал сжимать в руках поклажу, предчувствуя битву за влезание в спасительное нутро автобуса.
Водитель «спасителя» замедлил ход на повороте и поравнявшись с нашим водителем, что-то ему крикнул, тот в ответ утвердительно махнул головой. Ожидающая толпа кинулась к дверям автобуса, но он взревев всеми фибрами горячего двигателя рванулся от толпы и даже не делая попыток приоткрыть двери стал уплывать за горизонт, как облако надежды и вскоре растаял за далёким поворотом без следа.

-Куда!?
-Куда!?
- А как же мы? - Прокричали несколько глоток. Но потом грустно примолкли.
Сделал он так не просто. Все ждущие потом осознали, что он сделал правильно. Так как все видели, что люди в «спасительном» автобусе были просто размазаны по стёклам и принять ещё один автобус в себя он просто физически не смог бы. А если бы и смог, то к конечной остановке половину приехали бы уже в бездыханном состоянии, задавленные соплеменниками. Так история знает много таких примеров. Взять хотя бы трагедию в Минском метро. Там, укрываясь от дождя(замечу не кислотного,обыкновенного) в подземном переходе, люди задавили 53 человека насмерть.Главный закон неуправляемой толпы гласит:
Энергия неуправляемой толпы огромна и направлена на самоуничтожение её членов.
Если Вы, дорогой читатель, когда-нибудь, не дай Бог,окажитесь в такой толпе покиньте её без паники и как можно скорее.
Все вернулись без энтузиазма в свой, клюнувший носом, автобус  и расселись по своим местам.Все понимали,что следующий рейс тоже проедет мимо.
Кто-то спросил:
- У кого водка есть? У меня есть краковская и сало.
Все переглянулись. А что? Водка греет, время коротает…
Кто-то первый зашебуршал своими свёртками, как бы вспоминая, что он ,собственно, купил…
Потом «шурш» усилился. За пять секунд автобус превратился в скатерть самобранку. На импровизированный стол полетели куски колбасы, карбоната, сала, хлеба, молочные сырки, бутылки с лимонадом, водкой и прочей снедью. Всего не описать. Народ делился всем чего было на данный момент не жаль. У кого то даже нашлись какие стаканы или чашки. Спешно всё что можно было порезать благородно было порезано, что-то рвали, ломали руками…После символического накрытия «стола» забулькало по углам, передавая разные бутылки по кругу…
- Ну…- начал кто-то, поднимая чашку с водкой,- За наше здоровье и скорейшее прибытие домой!
-За здоровье!-За прибытие!- эхом пронеслось по салону. Кто-то крякнул, кто-то вздохнул. Все начали закусывать.
Поглащённые приёмом пищи как-то не сразу заметили, что к автобусу уже подъехал трактор и зацепил сзади трос.
- Ну…продолжали в салоне…между первой и второй…
- Промежуток небольшой!-  уже почти хором пронеслось над салоном.Звон кружек,бутылок и жевания не прервало лёгкое покачивание автобуса, которое перешло в изменение его положения из наклонного в горизонтальное….
- Ура!!! – уже раздалось на самом деле, а не в виде ощущения. Автобус успешно и уверенно встал всеми четырьмя колёсами на дороге.Трактор отцепил трос.
Разлили по третьей. Автобус набирал скорость и вёз всех домой.
- Эх, путь дорожка, фронтовая….затянул кто-то спереди.
- Не страшна нам бомбёжка любая - подтянули с тыла.
И хором: - А помирать нам рановато
Есть у нас ещё дома дела....
Кто-то счастливый,похлопывая соседа по плечу, кричал захмелев:
- Блин! Надо было сразу выпить – быстрее бы вытащили и не сидели бы тут полтора часа в холоде!
Приехали все домой весёлые, счастливые с ощущением, что все люди братья.
Вот, собственно, и конец первой истории.

Примечание: Автобус Лаз-695 в различных модификациях уже более 50 лет служит Родине.Как? - История рассудит.