Бедный - ОХ! - а над ним - Бог...

Дарья Михаиловна Майская
Давно это было, когда  для меня впервые прозвучало: если бы Бога не было, его следовало бы выдумать... Тогда я понимала это так: Бога выдумали. Шли годы, полные самыми разными событиями. Иногда, в минуту отчаяния, я восклицала: да есть ли Бог?! Иногда сомнений в существовании Бога не было никаких... Вот с этих-то благословенных минут я стала молиться. Хотя так и не научилась делать это, как того требуют богословские каноны.

Весна! Какое счастье пережить короткие морозные дни с вьюгами, заносами на дорогах. Длинные зимние ночи, когда и книги, и телевизор надоели и ты бросаешься из угла в угол, смиряя своё желание молодого, полного энергии, человека общаться, где-то тусоваться (теперь так говорят), куда-то идти и откуда-то приходить.

 Мой маленький сын спит. Заботы о нём развлекают меня, за несколько часов, какие он спит, я успеваю соскучиться... но я старею, ощутимо, заметно. Душа теряет лёгкость, подвижность... уплотняется...

 Молодой муж и на сотую долю не оправдал моих чаяний: я постоянно одна. Своё практически полное небытие в моей жизни он объясняет занятостью на работе. Да и дома он не может украсить мой быт: абсолютно неначитанный, заземлённый, он спит или говорит только о своей значимости на работе. Даже о любви говорит казённо: "Если говорить о любви, то с моей стороны это есть..."

Весна! Всё живое радуется ей! Но, кажется, более всего - я. Я рада распустившимся листочкам, голосам птиц, жужжанию пчёл и маленьких жучков, даже живому комариному писку, а тем более живым не из "ящика" голосам людей. Останавливаюсь около группы знакомых мне пожилых женщин. Они мало обращают на меня внимание, здороваются и продолжают слушать Анну Васильевну.

Пришла я в продмаг. Купила всё по необходимости и выхожу. Смотрю, а в хозяйственный люди толпами заходят и выходят со свёртками.
-Дай,- думаю,- посмотрю, что там такое. Вошла. А там посуду привезли и такие хорошенькие тарелочки! У меня в хозяйстве не то, что таких нет, я и не видывала-то таких никогда. Стою, вижу, что все берут, а у меня ни копеечки в кошельке нет... Так тоскливо мне стало... Но и занять не могу - неподочто. Вышла и бреду домой. Успокаиваю себя, мол, нет и не надо, жила без них - мелочь какая... А сама так и вижу их на столе на праздничной скатерти... И вдруг! На земле что-то зеленеется. Присмотрелась - трёшка! Пока наклонялась, слёзы уже сыпались из моих глаз горохом! Подняла эту трёшечку, глаза к небу возвела: Господи! Слава тебе!
Вернулась в магазин и взяла на все тарелочек!

Я тихонько отошла от них... Не очень-то и прониклась, но запомнилось это (теперь понимаю) на всю жизнь...

Прошло несколько лет. Я приехала с моим сынишкой к маме. Её дома не оказалось. Я вышла на огород - к пахоте не совсем готов. Взяла вилы и стала потихоньку стаскивать в большую кучу высохшую траву.

-Тоня! Здравствуй!
- Здравствуйте, тётя Настя!
-Что это ты на огороде? Сегодня родительская суббота, все в храме были, а сейчас уже с кладбища идут...
(Тётя Настя сестра моего покойного папы и ей неприятно, что я не поминаю его, как полагается).
-Тёть Насть, я не знала, что родительская суббота, так приехала, лишних денег не взяла, чтобы посетить храм и кладбище...
- И без денег можно сходить... хотя и свечки нужны, и угощение...

Я в великой тоске подумала, что у меня и дома-то  денег нет. До получки как дотянуть, не знаю...

Вдруг пришёл муж моей старшей сестры.
-А я хотел траву стаскать, пахать пора. Ну, и хорошо, что ты со всем управилась. Мать уехала в соседнее село, пойдём к нам. Наши-то с кладбища вернулись.

И мы пошли, да не по просёлочной дороге, а между огородами. Что-то не захотелось  мне идти навстречу  множеству групп людей.

Мы шли друг за другом. Замыкая шествие, я изредка посматривала под ноги. Вдруг! Не чудо ли! Голубенький клочок бумаги !.. С трепетом наклоняюсь и тут же понимаю, что я, как та пожилая женщина, Анна Васильевна, вызвала сострадание самого Господа Бога!

 Мы зашли в столовую, купили пирожков, конфет и всего, чем можно помянуть на кладбище. Муж сестры останавливал меня - там уже никого нет, а мы можем и дома помянуть. Но я была непреклонна и мы пошли на кладбище. Оно было пустынно.  Мне показалось, могилки наших родных были какими-то особенно одинокими, сиротливыми. И тут к нам потянулись знакомые и незнакомые люди. Поминки удались на славу! Много было тёплых слов о покойниках и ободряющих слов для меня!..

Я редко вспоминала этот случай: вдруг кому-то он покажется малоинтересным, а для меня это был знак от Самого Господа!

И вот сегодня, находясь  уже в преклонном возрасте, я смотрела по "Культуре" передачу. Её герой - якут - Руслан Архипов рассказывал, как трудно они переносили девяностые годы. Он - самый лучший  пушной зверовод - не имел ни копейки в доме. Однажды жена ему говорит, что нет хлеба и ей не на что его купить. Денег нет.  Руслан говорит, что он вышел из дома и одна мысль - как раздобыть денег на хлеб - не покидала его. Взяв два ведра, он пошёл к реке за водой. Возвращаясь с полными вёдрами, почувствовал усталость и поставив вёдра, присел на склончике...

-Вдруг я увидел монетку. Я взял её, ещё увидел, ещё... Приняв ведро, я нашёл под ним ещё горстку монеток.  Их оказалось ровно на две буханки хлеба...

Пришлось дописать. На днях и не собиралась, а зашла в магазин:
увидела мой любимый хлеб разгружают. В кармане была какая-то мелочь.
Зашла... А у меня двух рублей не хватает... Продавец говорит мне:
- Дело большое. Занесёте в любое время, вы же у нас постоянный покупатель.

Я поблагодарила, но как-то нехорошо, не уютно чувствовала себя.
Выхожу, а чуть в стороне от порога лежат на асфальте две монетки
по рублю...

Можно ли представить моё состояние в эту минуту?!.