Анализ Буддизма и Христианств - приложения

Сергей Станиловский
                Приложения к разделу I

             «Сравнительный анализ Буддизма и Христианства».


                Приложения к разделу I

                «Сравнительный анализ Буддизма и Христианства».

                * * *
                № I
Японский основатель «Аум Сенрике» Сека Асахара в свое время публично заявил, что принял обет самому не входить в Нирвану до тех пор, пока в нее не войдет последний из обитателей Вселенной. Делалось это будто бы из сострадания к бесконечному множеству живых существ, томящихся, согласно его учению, в низших мирах, из которых нет исхода к спасению.
Конечно, большой соблазн принять обет не спасаться до тех пор, пока в Царствие небесное не войдет последняя заблудшая душа, но то¬гда получается, мы делаем Спасение души зависимым от волеизъявления какого-нибудь таракана, а это, в свою очередь, уподобляет Царствие небесное, крошкам хлеба, просыпанным на пол. Каждый должен войти туда сам, своим при¬мером вдохновляя других на свой подвиг, а, не загоняя их туда из-под палки.

                * * *
№ 2

Энергия Космоса распределена вокруг нас. Все, что нас ни окру¬жает, - суть ее Божественные проявления, Буддизм учит нас, что Человек есть микрокосм в себе, и что человек повторяет в себе строение окружающей Вселенной. Таким образом, совершенствуя себя, осваивая все более высокие ступени йогической практики, человек все более обретает власть над окружающим миром.
При этой каждый этап, пройденный и осмысленный им, во имя стремле-ния к Высшему, стирает на своем уровне грань между внешним миром и внутренним. Просветленный носит этот мир в себе и соответственно незримо присутствует одновременно во всех явлениях, ибо эти явления имеют в нем, как в своем более высоком основании, свою подлинную, отличную от своего видимого бытия суть.

                * * *
№ 3
Философия и религия учат нас во всем многообразии окружающего мира уметь разглядеть те отголоски Божественной мудрости, кото¬рая связывает нас с его Создателем. Она может служить единственной надежной порукой в наших дедах, удерживающей нас от скверны, царящей в этом мире.

                * * *
№ 4
Наш мир в процессе ваяния, он изменяется под резцом Творца на пути к совершенству, от которого далек. Человек, поскольку он наде¬лен свободной волей, призван изменить этот мир, сделав мир еще на ступень ближе к замыслу  Творца, став самому созвучным Его Идее, что означает единение с Ним, и невозможность существования вне Его, но - лишь наряду с Ним.
Бог бесконечен в Своей Мудрости и поэтому немыслимо, чтобы полностью придав Ему свои помыслы, в нас могло бы что-то остаться помимо Него.

                * * *
№ 5
Прекрасные, сияющие видения, предстающие перед йогом в про¬цессе Саиадхи (т.е. высшей степени медитации), дают ему возможность понять, что то счастье, которое он испытывал в земной жизни, – ничто, в сравнении с тем  блаженством, которое он испытывает, пог¬ружаясь в небесную, лучезарную беспредельность, дарующую пони¬мание того, что до сих пор он, собственно, и не жил, растрачивая драгоценное время на достижение плодов честолюбия, а только приго¬товлялся к настоящей жизни. Страх перед ней есть страх ребенка пе¬ред запертой дверью, за которой чудесный сад, полный сказочных ди-ковинных плодов, но мы невежественны и предпочитаем земные блага богатствам небесным, откладывая свой приход, продолжая путь в кру¬говороте рождений и смертей.
 
                * * *
№ 6

Будда говорил, что каждый спасется только через себя, для это¬го необходима практика йоги, воздержание от мирских соблазнов и молитва.
Христос же, в свою очередь, говорил, что все спасутся в этой жизни только через Него, для этого необходимо строгое следование Его заповедям, Вера, всепрощение и Любовь.
Но, может, и Будда, и Христос говорили, в сущности, об одном, просто несколько разным языком?
Верно, что без индивидуальной работы духа невозможно спасение, но и спасение невозможно без Учителя, проповедующего слово Божье. Получается, Буддизм и Христианство не противоречат друг другу, различие в под¬ходе, но не в сути, оно, таким образом, остается  умозрительным.

                * * *
№ 7

Область иррационального, подвигающая гения создавать свои шедевры, по которым мы и судим о нем, мы называем талантом.
Под ним мы понимаем ту область неведомого, которую нельзя ос-мыслить логически рациональными терминами. То же и искусство йоги: те или иные пути освобождения в ней также разнообразны, как и многогранны стороны человеческой индивидуальности. Но ведь спасение - не то, что талант. Талант индивидуален, спасение ровняет всех, сле¬довательно, и идти к Истине люди могут, в конечном счете, единым пу¬тем. Многообразие путей обретения Истины подобно обилию ручьев, впадающих в один общий поток. Так же и различные религии не могут нести в себе существенных различий - при всем кажущемся многообра¬зии путей они не могут не вести человека к одному и тому же - по¬току Истины, вливающемуся в Океан Вечности.

                * * *
                № 8
Осознание истинных целей в жизни позволяет избегнуть многих ложных путей, другими словами, свет Истины освещает своим Сиянием и путь к Ней, позволяя сэкономить время, потраченное на развенчание ложных кумиров. Таким образом, Истина определяется для нас време¬нем, за которое мы можем Ее достичь, следовательно, время есть мера всех вещей, поскольку является основной характеристикой пути к Ис¬тине, лежащей в основе всех окружающих нас явлений бытия.
Но тогда для достигшего Высшей Цели время теряет свое значе¬ние. А пространство и время есть суть две основные величины, харак¬теризующие материальный мир, значит, остановивший для себя время подчиняет себе и пространство, перестает воспринимать его, как не¬кую бесконечную величину. Тогда он получает возможность ходить по воде, как по суше, появляться во многих местах одновременно, материализовывать объекты этого земного мира, а значит, может накор¬мить 4-мя хлебами толпы страждущих, воскрешать мертвых и творить прочие чудеса, в понимании прочих смертных, находящихся в плену своих земных заблуждений. В этом, как мне представляется, тайная суть учений, излагаемых Христом и Буддой.

                * * *
№ 9
Говорить, что Христос любил многих – значит, в корне не пони¬жать его Учение, которое он проповедовал, ибо он любил не многих, но ВСЕХ, все человечество, видя в нем детей Божьих, т.е. своих бра¬тьев – чад Отца Небесного, который послал Его к ним для примирения.
Кокетка скорее любит многих, но она сейчас любит одного, чтобы пре-дать забвению всех предыдущих. Ее любовь происходит от легкомыслия, любовь Христова имеет основание в Высшей Божественной мудрости, свободной от тщеславия и зависти, которая выше каких бы то ни было корыстных страстей, имеющих такой простор в отношениях между людьми.

                * * *
№ 10
Если, согласно учению Буддизма, все сущности пустотны, нет основания и в супружестве, ибо роль мирского главы дома - это не роль главы монашьей общины. Но в жизни роль главы дома, семейства все-таки существует и имеет свою духовную основу. Она - в любви к Богу. Если человек, которого я люблю, требует от меня, во имя этой любви, пойти на преступление, я откажусь от такой любви. Я пойду в церковь и покаюсь в своей страсти к низкому существу, и для этого не обязательно владеть методами йоги, нужно быть твердым в вере и искренне покаяться, чтобы очиститься.

                * * *
№ 11
"Тибетская книга мертвых" учит нас жизни после смерти, призывая не продолжать земную работу сознания, окованного при жизни многими привязанностями и заблуждениями, вследствие которых, и происходят все катаклизмы на земле, ибо в загробном мире такая работа сознания ведет в адские, низшие миры. При жизни мы не можем напрямую опусти¬ться в ад, но своими не угодными Богу делами мы подготавливаем свой приход туда.

                * * *
№ 12
«Книга мертвых» для тех, кто с детства не знал страха Божьего. Как легко с юных лет накопить дурные дела, не подозревая о воздаянии. Юноша весел и беззаботен, не подозревая о Страшном Суде. И куда по¬том тяжелее скинуть груз прошлых грехов, очистить свои мысли через покаяние, чем с детства блюсти себя в чистоте. Блажен, кто с отро¬чества довольствовался малым, уготавливая себя для сошествия Благо¬дати, ибо легче с юных лет созидать в себе храм души, нежели бесконечно перестраивать его заново.  Блажен, у кого с юношества был страх греха, кого не одолева¬ли в молодости бесы противоречий.
Приобщение к Христианству начинается с крещения человека в мла-денчестве и направлено на сохранение им чистоты с самого рождения, потенциально не накапливая грехов, а следовательно, и не нуждаясь в интенсивной практике по очищению от них.

                * * *
№ 13
Бог выше человека, с этим, конечно, глупо спорить. Мы - созданья Божьи. Но что может быть глупее уподобляться Ему, не став самим столь совершенными, как Он, изобретая собственные машины и автоматы, которые лишь отравляют окружающую природу и нас самих? Бог уже создал муравьев и пчел, действующих по заданной им программе. Ничего более совершенного, чем мы сами, мы уже не изобретем. Так не проще ли и не умнее с нашей стороны будет изучать Бога через предание Ему себя в руки, став подлинными вершителями судеб Вселен¬ной, нежели, не будучи Им, пытаться превзойти Его, лишь созда¬вая карикатуру на Него?

                * * *
№ 14
Тот, кто чинит разногласия между религиями, призывая к межрелигиозной розни, попросту отстаивает свои корыстные интересы.
Истинно просветленный никогда не будет отвращать людей от Ис¬тины, - кем бы изложена она ни была, - но лишь от греха. Христос от¬вращал от фарисеев, Будда - от ложных толкователей, извращавших Его Учение, но никогда - от Истины.
Отвращающий от иных религий сам не утверждает людей в своей вере, ибо его сознание омрачено ненавистью к тем, кто имеет иные религиозные воззрения.

                * * *
№ 15
Буддизм хорош для тех, кто оставил мир, кто целиком посвятил себя практике Дхармы. Для тех же, кто живет в миру, он мало приме¬ним, ибо учит нас бренности мирской суеты пред жизнью духовной. Одного лишь учения Пустотности в миру явно не достаточно, ибо по¬мимо духовных откровений нужна житейская мудрость. Ну, какой жизнен¬ный опыт можно почерпнуть из утверждения, что весь мир есть суть иллюзия? Какие научные, эстетические принципы можно вывести из это¬го? Поскольку и буддистам, распространяющим Учение, зачастую прихо¬дится действовать в миру, им просто необходим чисто логический анализ событий, который дает западная философия. Имей Гуру в своем духовном багаже методы логического анализа, они бы увидели, для кого Ретрит (т.е. полное уединение) - благо, а для кого насилие, они не приглашали бы в Ретрит всех желающих.
К сожалению, часто руководители общин берут всех желающих, ибо средства, поступающие от новых членов, - просто способ существования для общины.

                * * *
№ 16
Если бы наука йоги, ее теория овладела методами логического анализа, которыми она не пользуется, а именно, законом «отрицания отрицания», то несомненно обогатила бы себя, ибо свою невыразимую суть должна излагать конкретными, человеческими словами. А для этого, в свою очередь, необходимы систематизация и последовательность изложения - от простого к сложному. Таким образом, она принесла бы людям, являющимся ее адептами лишь формально, много больше в реализации себя самих.

                * * *
                № 17
Если мы говорим, что живущие во Христе одни лишь могут спас¬тись, остальные сгинут во тьме - мы просто неправильно трактуем Его слова, ибо Он говорил о не исповедующих никакую Религию. За ут¬верждением о превосходстве Христианства над всеми другими религи¬ями не стоит ничего, кроме гордыни, не имеющей, как известно, с самим Христианством ничего общего.
Точно так же, если мы говорим, что только лишь исповедующие Дхарму способны освободиться из пучины страданий, мы тем самым узакониваем падение другой половины человечества, которая не исповедует одну с нами веру. За этим просто могут стоять определенные интересы той или иной религиозной общины.

                * * *
№ 18

Христос говорил, что вы должны спать ночью, чтобы не спать днем, ибо днем на вас должен сойти ангел действия, преображающий мир, уготовляющий его предстать пред Отцом Небесным, как убирают невесту для жениха, ибо все живое движется; не находитесь же и вы в бездействии, чтобы не быть изринутыми из жизни. Во сне же вы бу¬дете гостями в Царствии Небесном, а в седьмой день недели, прове¬денной в неустанных трудах во Славу Божью, Оно снизойдет на вас и превратит тела ваши в Храм. И когда все люди будут исповедовать сие - 6 дней в неделю трудиться во Славу Божию, а 7-й день посвя¬щать молитве, тогда люди очистятся, и земля уподобится Царствию Небесному, и времена прекратятся и Сын Божий сойдет к людям в Сиянии Славы.

                * * *
      № 19

Нам кажется, что жизнь управляется случаем. И в самом деле, калейдоскоп возникающих и исчезающих народов и цивилизаций, не ос-тавивших после себя на земле следа, смена общественных устройств и формаций, возникающих внезапно и так же внезапно прекращающих сущес-твование, казалось бы, убеждают нас в этом.
Целые цивилизации, насчитывающие не I тысячелетие своей Исто¬рии, исчезали без следа, ибо творили дела, не угодные Богу. Именно в этом суть понятий Кармы и Воздаяния: они говорят, что нужно жерт¬вовать себя Богу, а не ставить себя над Ним, и иметь жизнь Вечную – значит, иметь ее в Нем.
Мы, обретая себя через любовь к ближнему, обретаем и  единение с Богом. Например, сознание того, что Родина вместе со всеми ее необозримыми лесами и полями является частью тебя, содержит, казалось бы, парадокс - несоизмеримость тебя и бескрайности ее просторов. Но в этом и доказательство любви Бога (а значит и возможности Спасения), что Он дарует нам возможность познать жизнь в Духе, а толь¬ко такое познание и есть Истинное.

                * * *
№ 20

 (I) Люди, превращающие религию в политическую силу, не имеют с религией ничего общего, т.к. превращают призыв к любви в орудие ненависти. Уже одно наличие в Европейской Истории Крестовых походов и Святой Инквизиции говорит о том, что формально рассуждать об уче¬нии Христа - еще не значит проникнуться его Духом.
Можно до бесконечности разглагольствовать о Христианстве, делая глубокомысленные выводы, оставаясь при этом вполне безнравственным человеком, но в этом случае различие между священнослужителем и паствой лишь в чисто внешних атрибутах.
На Востоке способность бесконечно рассуждать об изотерическом пути ни в коей мере не дает права на звание Учителя. Учителем или Гуру может стать лишь посвященный, отрекшийся от мира, прошедший аскетический путь ученичества, посвященный во все секреты Тайного Пути.

                * * *
№ 21
Тибетские Ламы уподобляют Освобождение прыжку форели из воды - форель, прорвав поверхность воды, на мгновенье попадает в чистый солнечный свет, который милосердно растворяет ее в себе.
Наша психическая энергия, или поток сознания путешествует в русле жизни, устремляясь от одного рождения к другому. Преобразо¬вать его путем осознания - значит вернуть его к первозданному виду, очистить от клеш и загрязнений земной жизни, придав тем самым ему вид жара, светящего ярче тысячи солнц. Пробудившись, таким образом, к Истинной Реальности, мы замыкаем течение жиз¬ненного потока, достигнув Надмирного состояния Будды.

                * * *
       № 22

Пройдя через практически безграничное горнило страданий, вда-рившись во все мыслимые смертные грехи и злодеяния, все живые суще¬ства, живущие во Вселенной, рано или поздно придут, согласно кон¬цепции Буддизма, к осмыслению своих грехов и раскаянью. Это позво¬лит им отмыть накопленную дурную Карму и с об¬легченным сердцем родиться в Высших Мирах, устремляясь к вечно манящему,  янтарному, лучезарному ослепительному свету Истины, т.е. к Высшей Цели, к которой только и следует стремиться всем живым существам, - к Божественному свету Нирваны, призванному рано пли по¬здно растворить всех в Вечном океане Несозданности и Пустоты.

                * * *
                № 23
В Буддизме достичь просветления - не значит достичь освобожде¬ния. В чем же их отличие? Освобождение есть полное избавление от мирских соблазнов, и, как следствие, - выход из границ колеса рожде¬ний и смертей, благодаря полному избавлению от своей Кармы, ибо Карму порождает именно следование мирским соблазнам. Изжить Карму - значит устранить причины (т.е. природные стремления к удовольствиям),  по¬рождающие ее.
Карму Будда определил, как «адекватное соответствие результата определенному действию". Таким образом, устранив причину, мы избав¬ляемся и от следствия - пребывания в мире Сансары.
Просветление же есть осознание пагубности соблазнов и мыслен¬ное отъединение от них. Просветление знаменует собой начало духов¬ного пути к полному освобождению.

                * * *
№ 24

Весь мир, вся Вселенная, согласно учению Буддизма, - это стремительно вращающийся волчок со всем невообразимым многообразием мирриадов его миров,  вращающихся одни - быстрее,  другие - медленнее, но никогда не сходящих со своих извечных орбит вокруг центра - чистого, лучезарного, беспредельного Духа, не имеющего ни начала, ни границ, беспредельного, существующего с безначальных времен, не черпающего основания ни в чем, кроме себя.
 
                * * *
№ 25

 "Книга мертвых" написана для сделавших большие накопления дур¬ной Кармы в земной жизни, но есть путь освобождения через ее не накопление, когда человек, вследствие отсутствии дурной Кармы, накап¬ливает хорошую, состоящую в практике жертвования ближнему при жизни – практика, проповедуемая Христианской церковью. Обе прак¬тики ведут к спасению различными путями - одна в земной жизни, другая - в посмертной, но природа спасения от этого не меняется.
Когда человек сможет, вследствие отсутствия дурной Кармы, воспринять чистый свет Реальности, ему будет доступно, благодаря сво¬ей цельности, без разделения с собой через свои эгоистические жела¬ния, достичь освобождения, ибо в нем не останется ничего, что противоречило бы Природе Бога.

                * * *
№ 26

На свете существуют различные религии, исповедующие различные доктрины, - Буддизм, Христианство, Ислам, Анимистические культы, - но все суть говорят о том, что человеку предначертано более вы¬сокое предназначение, нежели то, которое он выполняет теперь. Поэ¬тому глупо настаивать на большей истинности религии перед другими. Истины не может быть больше или меньше, Истина есть Истина. Если учение истинно, оно не может быть истинно больше или меньше другого.
Если человек говорит, что его религия лучше, чем другие, это не значит, что другие действительно хуже, скорее плох тот человек, ко¬торый осуждает то, чего не понимает.
В одной религии одни молитвы и почитаемые святые, в другой - другие. Молитва или мантра, какая разница! Главное, что все рели¬гии говорят об одном и том же - о воссоединении частицы индивидуа¬льного интеллекта с Вечным Разумом.
               
                * * *
                № 27

Буддизм говорит, что нельзя логически мыслить без йогической практики, что не практикующий человек порабощен своими желаниями и не может мыслить ничего, кроме них. Но это не так. Мыслить абстрактно - значит видеть для себя последствия тех или иных поступков, т.е. видеть свою подлинную пользу. Это называется умением мыслить логически. Оно призывает не мыслить свои желания, т.е. все по¬мыслы направить к их исполнению, видя вред большинства из них, но обратить свои мысли к Богу, в том числе и посредством йоги. Если философская мысль, обращенная в логическую форму, не отрицает йогу, почему йога должна отрицать философию?

                * * *
№ 28

Человек выше животного и не человек  для животного, но - наобо¬рот. Но человек, в отличие от животных, погруженных во тьму невеже¬ства, не имеет права ради своей корысти отнимать ничью жизнь. То, что дано другим, не нами, нам и не принадлежит. Отнимая чью-то жи¬знь, отнимаешь ее и у себя.
В соответствии с древней традицией, эта мысль изложена в Буд¬дизме в виде утверждения, что все относительно, что ничто не имеет самостоятельной сущности. Христианство ни в коем случае не толкует эту мысль, как равенство человека и паука, хотя Буддизм на абсолютном уровне это допускает, ибо в Буддийской концепции в Абсолюте нет ничего, кроме  самого Абсолюта, и все, что не есть Он, для Абсолюта не существует. Но с Христианских позиций - человек выше паука, ибо Бог выделил его над тварным миром, наделив его ра-зумом, и именно человеку принадлежит особая роль претворения в этот мир Божественного замысла.

                * * *
№ 29

Буддизм говорит о драгоценности человеческого рождения, как единственно способного даровать освобождение в этом мире. Только человека, и по Христианской доктрине. Бог сотворил по своему Образу и Подобию, и человек стоит выше насекомых и животных.
Но без внутреннего очищения, без соблюдения Божественных запо¬ведей он не сможет придать разбросанным вокруг него камням все бла¬городство очертаний Храма собственной души. Божественный замысел не станет доступен ему, если глаза его будут занавешены пеленой греха.